Визуальные методы в обучении природоведению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Визуальные методы в обучении природоведению / Б. М. Абдурахмонов, М. А. Рахимова, С. О. Алимкулов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 921-923. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23760/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Визуальные методы обучения в настоящее время в учебном процессе широко используются. Они развиваются и совершенствуются в связи с тем, что особое место в преподавании занимает дидактический принцип визуальности. Визуальные средства применяются в учебном процессе с различными дидактическими целями: как средство обучения, как методические приемы, усиливающие познавательные возможности словесных методов, как образец для осмысления задач предстоящей практической работы. Визуальные методы обучения тогда выполняют функцию метода, когда учащиеся в процессе рассмотрения, наблюдения и восприятия предметов, объектов или процессов при помощи органов чувств получают определенную информацию о них, осмысливают путем сравнения и нахождения общих и отличительных признаков, и на этой основе формируются определенные знания, а затем при дальнейшей мыслительной их переработке воспроизводится усвоенное словом (рассказом), показом и объяснением.

Визуальные методы обучения характеризуются тем, что в процессе их применения используются визуальные пособия с целью получения новых знаний. Так, источником знаний при применении визуальных методов служит объединенная определенными дидактическими целями система динамических и статических образов, сопровождаемых дикторским текстом при использовании учебных фильмов и информационным текстом (надписями) в диафильмах и диапозитивах. На многих уроках природоведения демонстрируются натуральные объекты, разнообразные картины и таблицы, а также другие изобразительные динамические и статические визуальные средства. Учащиеся самостоятельно или по заданию, определенному учителем, осмысливают и анализируют демонстрируемые визуальные пособия, а затем делают выводы. В каждом случае при применении визуальных методов предусматривается развитие активности в восприятии и осмыслении, поэтому перед учащимися ставятся конкретные познавательные задания. В них указывается, как наблюдать, что рассматривать, что следует выявить и что усвоить.

Для успешного применения визуальных методов необходимы следующие условия: добиваться, чтобы предмет (объект) или процесс рассматривался целенаправленно, выявлялись его главные черты и особенности.

Наблюдение и распознавание может быть фронтальное, групповое или индивидуальное.

На уроках природоведения очень широко применяется демонстрация натуральных объектов. Она позволяет не только создать конкретные представления о размерах, форме и других признаках объекта, но значительно оживить и активизировать процесс усвоения. При рассмотрении живых растений и животных, а также гербария, чучел птиц и млекопитающих учащиеся знакомятся с отдельными представителями животного мира, их практическим значением и охраной. Готовясь к уроку, учитель не только тщательно отбирает объекты, но и продумывает способы их демонстрации. Главное требование при этом — рассмотрение основных черт и признаков изучаемого объекта всеми учащимися. С этой целью объекты ставят на специальную подставку, установленную на демонстрационном столе, создают специальный фон освещения. В обычных условиях это может быть лампа или светильник. Небольшие объекты учитель проносит по рядам.

В процессе наблюдения учащиеся должны внимательно рассмотреть объект, например чучело, определить форму тела, окраску шерсти или оперения, размеры и т. д. Последовательность наблюдения определяется заранее подготовленным заданием. Задание может быть устным, записано на доске или специальных карточках. В нем указывается, как рассматривать объект, на что обратить внимание, с чем сравнить, какие признаки выявить и т. д. Перед демонстрацией определяется время для изучения объекта. При изучении демонстрируемого натурального объекта рекомендуется сравнить его с рисунком в учебнике, с таблицей или другими изобразительными визуальными пособиями и на этой основе подготовить ответ по заданию. В процессе демонстрации учащимся рекомендуется пользоваться учебником и находить текстовую информацию, характеризующую признаки объекта.

Например, в 3 классе при изучении темы «Животные леса зимой» на уроке используются чучела млекопитающих. Перед объяснительным рассказом учащиеся рассматривают чучело зайца и сравнивают его с картиной, рисунком в учебнике, находят в соответствии с заданием признаки внешнего строения и приспособления к определенным условиям жизни и т. д. После проводится беседа, уточняются отдельные моменты, характеризующие признаки рассматриваемых животных. Таким образом, основная информация о внешнем строении, месте обитания и приспособления к условиям жизни объекта получена в процессе его рассмотрения.

По природоведению многие опыты проводятся демонстрационно. Учащиеся наблюдают за ходом опыта или воспринимают только его результаты. Учитывая, что явления и процессы в живых организмах протекают постепенно, большинство обязательных учебных опытов рекомендуется проводить во внеурочное время. Для этого учащихся следует тщательно готовить: определить конкретные задачи, сформулировать тему и цель опыта, определить последовательность проведения наблюдений, оформить результаты. Следует соблюдать педагогические требования к демонстрации опытов. Перед демонстрацией необходимо определить задачу опыта или создать проблемную ситуацию. Таким образом можно сосредоточить внимание учащихся на восприятии и осмыслении того, что будет демонстрироваться.

В ходе проведения опыта внимание школьников активизируется с помощью вопросов для осмысления наблюдаемого. Например, на уроке в 3 классе при изучении темы «Круговорот воды в природе» создается проблемная ситуация. Учитель ставит перед учащимися познавательную задачу: «В пасмурную погоду появляются тучи, а затем идет дождь, выливается большое количество воды. Куда же исчезает вода? Можно ли это объяснить школьным опытом?»

Опыты подготовлены на демонстрационном столе. Учитель насыпает в химический стакан песок толщиной до 3 см и доливает воду на уровне песка. Сверху на стакан ставит выпаривательную чашку, в которую помещает смесь снега (2/3) и соли (1/3), и просит учащихся объяснить, почему в опыте используется снег и соль. А затем ставит стакан на металлическую сетку и подогревает на спиртовке. Учащимся предлагается пронаблюдать, что появляется на стенках стакана. Дети отмечают, что в стакане — густой туман. Проделывая опыт, учитель предлагает учащимся объяснить, почему, когда стенки стакана нагреваются, туман постепенно рассеивается. Далее при наблюдении учащиеся отмечают, что в верхней части стакана остается небольшой слой тумана. Учитель ставит вопрос: почему туман остался только в верхней части стакана? После демонстрации опыта учащиеся делают сообщения о ходе опыта и объясняют, почему появился туман, куда исчез туман и т. д. Затем учитель создает следующую проблемную ситуацию: учащиеся по карте рассматривают озеро Байкал — самое глубокое в мире. В него впадает около тысячи рек и речушек, а вытекает одна Ангара. Чем же объяснить, что уровень воды в Байкале почти никогда не меняется? Для объяснения используют результаты опыта.

Первичные знания учащиеся получили в процессе наблюдения, восприятия и осмысления результатов опыта. Учитель комментирует ответы школьников, глубже раскрывает содержание опытов, приводит примеры явлений, происходящих в природе. Схематическим рисунком показывает, как вода из одного состояния переходит в другое, что из воды, испарившейся с поверхности рек, озер, морей, верхних слоев почвы, на большой высоте образуются тучи, выпадает дождь и т. д. Изобразительные визуальные пособия разнообразны и используются на каждом уроке природоведения с различными дидактическими целями. На уроках применяются объемные визуальные пособия: торс и скелет человека, отдельные модели внутренних органов, муляжи, приборы.

Учебные фильмы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими изобразительными визуальными средствами, поэтому их демонстрация используется как метод обучения. Просмотр фильма дает учащимся разнообразную и насыщенную информацию, которая воспринимается в динамике одновременно зрительными и слуховыми органами чувств, и на основе этого осуществляется восприятие объектов и процессов. Продолжительность одной части учебного фильма 8–12 мин, а информации при этом дается в 3–5 раз больше по сравнению с другими методами. Поэтому применение фильмов интенсифицирует учебный процесс.

Фильм обеспечивает усвоение в динамике целых процессов или явлений, происходящих в живых организмах. Демонстрация учебных фильмов выполняет функции методов в том случае, если соблюдаются соответствующие требования: содержание фильмов должно быть связано с темой и целями урока; до урока фильм просматривается учителем и делается анализ его содержания; заранее составляется задание для учащихся.

Следует также продумать место учебного фильма в уроке; в плане урока определить время, отводимое на его демонстрацию. До демонстрации фильма перед учащимися ставится познавательная задача и дается конкретное задание. В задании следует указать, на что обратить особое внимание при просмотре и осмыслении информации фильма. В отдельных случаях учитель может познакомить учащихся с натуральными объектами или их изображениями до просмотра фильма, провести беседу и выяснить их знания. После просмотра можно провести беседу по вопросам, индивидуальную проверку усвоенных знаний.

При подведении итогов показа фильма учитель может использовать не только экранную информацию, но и знания, полученные при изучении демонстрационных объектов. Такая работа позволяет выявить взаимосвязи в объектах, явлениях и процессах, что особенно важно для формирования научно-материалистического миропонимания, для развития познавательной активности и мыслительной деятельности школьников.

Методика демонстрации учебных фильмов разнообразна. Так, например, при необходимости сосредоточения внимания на отдельных эпизодах учитель может выключить дикторский текст, задержать кадры и прокомментировать их сам.

 

Литература:

 

  1.                Скаткин М. Н. Внеклассная работа по естествознанию. — М., 1976.
  2.                www.grandars.ru
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, учитель, визуальный метод обучения, задание, проблемная ситуация, урок природоведения, учебный процесс, внешнее строение, демонстрационный стол, дикторский текст.


Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Решение проблемы: — поиск ответа во внешних условиях.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов — это и есть, самый

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Так, например, Т. В. Напольнова подвела меня к использованию на уроках проблемных ситуаций, применению заданий поискового характера

Исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения учащихся — формирование у них общечеловеческих ценностей.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Сегодня под проблемным обучением [3] понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Затем учитель, опираясь на предыдущие знания учеников, как оптимальный метод выбирает беседу и наблюдения учащихся над поставленной

Такой вид проверки способствует активизации учебного процесса, включению обучающихся в сотрудничество на уроке.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

проблемное обучение, проблемная ситуация, учащийся, ситуация, проблемное задание, принцип проблемности, выдвигаемая проблема, система обучения, встреча гостей, активная личность.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Активные методы обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.

проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др.

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, урок, участник...

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по

Создавая проблемную ситуацию надо помнить, что задание должно быть выполнимым обучающимися.

Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Решение проблемы: — поиск ответа во внешних условиях.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов — это и есть, самый

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Так, например, Т. В. Напольнова подвела меня к использованию на уроках проблемных ситуаций, применению заданий поискового характера

Исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения учащихся — формирование у них общечеловеческих ценностей.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Сегодня под проблемным обучением [3] понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Затем учитель, опираясь на предыдущие знания учеников, как оптимальный метод выбирает беседу и наблюдения учащихся над поставленной

Такой вид проверки способствует активизации учебного процесса, включению обучающихся в сотрудничество на уроке.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

проблемное обучение, проблемная ситуация, учащийся, ситуация, проблемное задание, принцип проблемности, выдвигаемая проблема, система обучения, встреча гостей, активная личность.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Активные методы обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.

проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др.

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, урок, участник...

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по

Создавая проблемную ситуацию надо помнить, что задание должно быть выполнимым обучающимися.

Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии.

Задать вопрос