В настоящей статье рассматриваются особенности уголовного законодательства стран дальнего зарубежья, таких как: Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, США и др. в сфере противодействия потребления наркотических средств. Автором анализируются действующие законодательства указанных стран и выделяются положительные и отрицательные стороны последних.
Ключевые слова: употребление наркотиков, законодательство зарубежных стран, наркотизм, нелегальный оборот наркотиков, наркотические вещества и психотропные средства.
Особый интерес в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств, а также употребления данных средств представляют законодательства таких стран как ФРГ, Нидерланды (страны с либеральным законодательством), Франция, Великобритания (страны с умеренно жестким законодательством), США (страна с наиболее строгим законодательством). Их особенность состоит в том, что каждый из них представляет собой разнообразный подход, который принципиально различается.
Во всех перечисленных странах приняты национальные законы, которые содержат ответственность за те или иные противоправные действия с наркотическими средствами или психотропными веществами. Так, в ФРГ согласно нормам комплексного Закона «О нелегальном обороте наркотических средств» (28 июля 1981 года) (с изменениями и дополнениями 1986 года), предусмотрена ответственность за ряд деяний связанных с наркотическими средствами, группированных по степени опасности и распространенности.
Тем лицам, которые не представляют серьезную угрозу для общества, в связи с потреблением психотропных веществ либо наркотических средств или совершением какого-либо деяния связанного с данными веществами, а также при возможности вылечить их от данной наркотической (физической) зависимости, суд смягчает, либо не назначает наказание. Суть их состоит в следующем, суд в большинстве случаев, если виновное лицо, хранит психотропные вещества либо наркотические средства в небольшом размере для собственного потребления, откладывает назначение наказания до двух лет, тем самым дает возможность лицу пройти реабилитационный курс.
В Германии на сегодняшний день, на законодательном уровне отсутствует запрет на употребление психотропных веществ либо наркотических средств без разрешения врача нарколога. Нелегальное хранение психотропных веществ либо наркотических средств потребителем для собственных нужд запрещено в ФРГ и уголовно наказуемо.
Закон Германии о наркотиках 1992 года предписывает лицам, совершившим определенные деяния, которые были связаны с запрещенными средствами, а также если данные лица, зависимы от психотропных веществ или наркотических средств либо находятся на лечении, то им суд, учитывая все обстоятельства предоставляет отсрочку либо освобождает от преследования. Точнее § 35 данного закона, предусматривает лицам, зависимым от психотропных веществ либо наркотических средств, либо осужденным лицам сроком не свыше двух лет за деяния связанные с наркотиками, отсрочку от исполнения наказания, такое происходит с предложения органа исполнения наказания с согласия суда, при условии, что лицо, зависимое от данных средств желает и стремиться вылечиться. Контроль за прохождением лечения правонарушителя оформляется документально и подлежит постоянной проверки со стороны органов исполнения наказания. Если лицо нарушает условия прохождения лечения, то суд отменят отсрочку наказания. Кроме этого, предусмотрено условно-досрочное освобождение лиц, зависимых от запрещенных средств. Данное наказание предоставляется исключительно только в тех случаях, когда лицо полностью излечивается и не располагает склонностью к совершению правонарушений [1, c. 34].
Следующей страной, которая также придерживается «либерального» законодательства является Нидерланды. Закон Нидерландов об обороте психотропных веществ или наркотических средств называется «Opiumwet», что в переводе означает «закон о наркотиках» [2, c. 454], данный нормативно-правовой акт был принят 1 октября 1928 года. Ранее принятый Закон о наркотиках 1919 года, был принят на основе результата Международной конвенции по контролю опиума. Данная конвенция была организована в 1912 году в Гааге, в которой участвовали и представители Нидерландов. Закон о наркотиках 1928 года считается основным нормативно-правовым актом в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств.
Исходя из международных конвенций, в Нидерландах хранение наркотиков наказуемы и запрещены. При всем этом, сбыт и хранение наркотического средства в виде марихуаны через кофе-шопы (специальные места предназначенные для продажи и употребления данных средств) допускается. Однако, к такому правоохранительные органы относятся снисходительно в случаях если лица потребляют только марихуану и не совершают никаких правонарушений. Из этого следует, как пишут в некоторых источниках либо сведениях, публикуемых в электронных источниках, что хранение марихуаны в Нидерландах легализовано не подлежит действительности [3, c. 217].
Хранение для собственного потребления в небольшом количестве, которое предусмотрено статьей 10-1 законом «Opiumwet» предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до шести месяцев либо штраф 4-й категории, которое составляет 11 250 евро. В случаях, когда лицо задержано с легким видом наркотиков и масса которого, не превышает 0,5 граммов вещества, то дело не возбуждается. В данных случаях полиция конфискует наркотическое средство и направляет задержанного в медицинское учреждение для прохождения консультации. Нелегальное распространение и хранение такого наркотического средства как конопля, предусмотрена статьей 11-5 данного закона. Нелегальное хранение свыше пяти грамм конопли для личного использования служит поводом для задержания лица и предъявления ему обвинения, хотя законом предусмотрен размер свыше тридцати грамм.
В 1976 году закон «Opiumwet» был дополнен критерием разграничения тяжелых и легких наркотических средств, в данном дополнении вещества из конопли включали в легкие наркотики. Исходя из Единой конвенции 1961 года, запрещенные психотропные вещества либо наркотические средства подразделены в две группы, которые прилагаются к основному закону. Так, первый список разделен на подгруппы «А»,«В»,«С», «D», при этом в нем содержатся все наркотические средства контролируемые единой конвенцией, за исключением каннабиса. В свою очередь психотропные вещества перечислены в списках I и II.
Второй список включает подгруппу «А», «В», подгруппа «А» включает все психотропные вещества, которые контролируются конвенцией о психотропных веществах 1971 года, подгруппа «В» включает кроме психотропных веществ и наркотические средства, так каннабис включает (все части данного растения, из которых получают смолу, твердые и жидкие компоненты, растительные смеси конопли как эсрар, джамба, чарс, гашиш) [3, c. 218].
Изъятое наркотическое средство или психотропное вещество имеет непосредственное отношение на последствия судебного разбирательства в зависимости от степени тяжести и в зависимости от подгруппы (где оно состоит).
В 2001 году был принят закон о лечении наркозависимых. Данное предложение дает судам право отправлять зависимых лиц в медицинские учреждения для лечения сроком на два года.
Лица, совершившие нарушения, связанные с психотропными веществами или наркотическими средствами в зависимости от степени тяжести совершенного подразделяются на три группы. Первое составляют потребители, данную категорию лиц привлекают к ответственности только при совершении ими таких преступлений как торговля, разбой, кража и др. При назначении наказания им применяют принудительные меры медицинского характера. Вторую группу составляют мелкие сбытчики, а третью группу составляют крупные торговцы.
Более жесткой антинаркотичекой политики за незаконное потребление придерживается Франция. Статья 222-37 Уголовного кодекса Франции устанавливает за незаконное употребление наркотиков наказание в виде десяти лет тюремного заключения и штрафа в размере 50 млн. франков. За руководство группировкой или организацией, имеющей целью незаконное употребление наркотиков, согласно ст. 222-34 этого кодекса, предусмотрено пожизненное уголовное заключение и штраф в размере 50 млн франков [4, c. 190].
Ответственность за нарушения, которые связаны с психотропными веществами или наркотическими средствами состоят в двух нормативно-правовых актах, которые считаются основными во Франции:
Закон, посвященный борьбе с токсикоманией (от 31 декабря 1970 года);
Кодекс здравоохранения (от 31 декабря 1987 года).
Указанные законы имеют свою цель в виде недопущения совершения нелегальных действий (передача, распространение, приобретение, производство, хранение) психотропных веществ или наркотических средств. Также предусматривают преследование за разными формами совершения данных действий, поскольку с увеличением их методы ухищряются.
Немаловажным моментом является рассмотрение п. 2 ст. 14 Закона 1987 года, которое устанавливает ответственность (уголовную) за продажу и издание пропагандисткой литературы, содержание которой призывает к нелегальному хранению, потреблению и торговле наркотических средств в нарушении закона. Особый интерес представляет также норма, которая определяет ответственность за нелегальные продажу, предложение несовершеннолетнему психотропных веществ либо наркотических средств, при этом действие отягчается, если это будет совершено в образовательных заведениях и государственных административных органах. Наказание за данные деяния предусмотрены в виде лишения свободы сроком от двух до десяти лет (п. 2 ст. Л 627-2 Кодекса здравоохранения). А нелегальное производство психотропных веществ или наркотических средств наказывается лишением свободы сроком от десяти до двадцати лет либо штрафом от пяти до пятидесяти тысяч франков (ст. 627 Кодекса здравоохранения).
Закон 1970 года остается без значительных изменений, а по тому современная карательная антинаркотическая французская политика нелегальное потребление определенных психотропных веществ либо наркотических средств считает уголовно наказуемым.
Большой опыт в борьбе с распространением наркотических средств имеет Великобритания. В частности, в 1964 году был принят Закон «О предупреждении злоупотребления наркотическими средствами». В 1983 году в Англии антинаркотическая политика была направлена в большей части в отношении несовершеннолетних и женщин. Согласно новому положению лица, не достигшие 21 года (совершеннолетия) совершившие противоправные деяния с наркотическими средствами принудительно направлялись в центры перевоспитания. В целях эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств полиция Великобритании создала «Ассоциацию офицеров полиции», которая состояла из рабочей группы по планированию борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Основными направлениями были профилактика и лечение наркотических средств.
Следующей страной, которая придерживается более строгих мер по контролю за наркотиками являются Соединенные Штаты Америки. Надо сказать, что основным законом Соединенных Штатов Америки по регулированию нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств является акт «О борьбе со злоупотреблением наркотиками», который был принят в 1970 году. Данный закон служит в политике правительства страны основой по противодействию как психотропных веществ, наркотических средств, также и сильнодействующих веществ. Данный акт представляет собой совокупность разнообразных норм, затрагивающих распространение и производство психотропных веществ либо наркотических средств.
Принятые, в 1984, 1986 и 1988 годах, законы, рассматривают, в большей степени, условия и задачи борьбы с наркотизмом, наркоманией и нелегальным распространением психотропных веществ либо наркотических средств в Соединенных Штатах Америки. Данные нормативно-правовые акты ужесточают ответственность за наркотизм, что скорее связано с нелегальной распространенностью психотропных веществ либо наркотических средств. Однако, несмотря на это, законодатель пытается применять к лицам зависимым от запрещенных средств меры альтернативного характера. Этим самым, законодатель разграничивает правонарушения в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств в зависимости от тяжести содеянного. Исходя из всего вышеизложенного, опасными и наиболее распространенными правонарушениями в данной сфере считаются сбыт, хранение и производство [5, c. 56, 59].
Наряду с общепризнанными нормами в некоторых штатах США изданы свои законы в сфере антинаркотизма, кроме этого действуют различные программы по противодействию распространению наркотических средств, в частности, в округе Колумбия предоставляют помощь наркоманам правонарушителям, а также их жертвам, в штате Мэриленд большой акцент делают на борьбу с несовершеннолетними потребителями алкоголя и наркотиков.
В США Свод законов 1948 года не предписывает статьи о правонарушениях, которые связаны с наркотическими средствами. Ответственность за нелегальные действия с данными средствами включены в отдельные уголовные законы некоторых штатов, так например, в УК шт. Огайо оно предусмотрено в главе 2915, в УК шт. Нью Йорка ст. 221-222, в УК штата Джорджия главе 13 [6, c. 9]. Антинаркотическая политика США направлена в большей степени на борьбу со сбытом наркотических средств, поскольку лечение лиц, зависимых от наркотических средств обходится намного дешевле, чем их содержание в местах лишения свободы. В связи с этим лицам, совершим противоправные действия с наркотическими средствами без цели сбыта применяют воспитательные меры. А если лицо, зависит от наркотических средств и признано больным наркоманией то применяют ряд таких комплексных мер как медицинские и психологические.
Итак, рассмотрев «либеральное», «умеренно жесткое» и «строгое» законодательство зарубежных государств об ответственности за нелегальный оборот без цели сбыта наркотических средств необходимо отметить положительные и отрицательные моменты каждого из них.
Страны с «либеральным» законодательством проводят политику в виде легализации так называемых мягких наркотиков и декриминализуют потребление данных средств. Отсутствие правовой нормы за нелегальные действия без цели сбыта с наркотическими средствами означает разрешение немедицинского потребления наркотических средств. В Нидерландах открыты так называемые «кофе-шопы» где можно употреблять наркотики, но необходимо отметить, что разрешается употреблять только слабые наркотики. Легализация слабых наркотиков за последние пять лет, как отмечают специалисты в этой области, не дала хороших результатов, а иначе усугубило положение страны. Так, например, увеличилось количество подростков употребляющих марихуану в «кофе-шопах» на 200 %, в связи, с чем властям страны пришлось закрыть половину «кофе-шопов» и сократить количество разрешенных наркотиков с 30 гр. до 5 гр.
Страны с «умеренно жестким» и «строгим» законодательством регулируют незаконный оборот наркотических средств нормами национального закона «О наркотических средствах». Однако, как описывалось выше, во многих этих странах к лицам, совершившим нелегальные действия без цели сбыта с наркотическими средствами либо же зависящим от наркотических средств применяют во многих случаях ряд комплексных мер как медицинские, психологические, образовательные и культурные.
Литература:
- Киреева И.Л. Правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков (сравнительно-правовое исследование): Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1997. — 227 с.
- Verzameling Nederlandse Wetheving. 2002/2003. Koninklijke Vermande. — 2002. — P. 454-465.
- Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. проф. Б.В. Волженкин, пер. с англ. И.В.Мироновой. 2-е изд. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. — 510 с.
- Уголовный кодекс Франции / Научн. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой; пер. Е.Н. Крыловой. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. — 650 с.
- Харьковский Е.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2002. — 211 с.
- Дьяченко А., Четвертакова Е. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК зарубежных стран/ А. Дьяченко, Е. Четвертакова // Уголовное право. — 2001. — № 1. — С. 8-16.