Педагогический потенциал чтения классической литературы: быть или не быть? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Сунцов, Е. А. Педагогический потенциал чтения классической литературы: быть или не быть? / Е. А. Сунцов, Е. О. Галицких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23176/ (дата обращения: 24.11.2024).



)

 

Храните свято классику, товарищи,

Которая в нас исстари заложена.

Ведь в душах, где ей быть всегда положено,

Дымят сейчас порой одни пожарища …

Эдуард Асадов («Крылья души»)

В современном педагогическом сообществе филологов, учителей русского языка и литературы развивается острая дискуссия о том, какое место в литературном образовании школьников должна занимать классическая и современная литература. Какое должно быть их соотношение в читательском опыте учащихся? Как сделать классическую литературу современной и интересной для детей «цифрового века»? Как раскрыть читателям её мудрый психолого-педагогический потенциал, врачующий души и способствующий развитию ума и становлению характера? «Быть или не быть» классике в читательском кругозоре молодых людей? Останется ли классическая литература национальной «скрепой» между поколениями?

А что есть классика?

Я был поражён, сколько классической литературы может быть прочитано так, будто всё было написано сегодня, а тому, кто не знает истории, события прежних времен вовсе могут показаться событиями нынешними, только происходящими где-то в других странах.

Бернхард Шлинк («Чтец»)

Литературные произведения могут считаться классическими, когда проходят через столетие и все же остаются актуальными и увлекательными. В своём творчестве мировые и национальные литературные классики ставят такую философскую, социальную, морально-этическую и общественно-политическую проблематику, которая заставляет серьёзно поразмышлять не только современников самого автора, но и читателей из другой эпохи. Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал классическим произведение, которое выдержало испытание временем.

Разве строки о любви из поэзии Александра Сергеевича Пушкина («Весна, весна, пора любви,/ Как тяжко мне твоё явленье,/ Какое томное волненье/ В моей душе, в моей крови...») или Афанасия Афанасьевича Фета («Шёпот, робкое дыханье./ Трели соловья,/ … Ряд волшебных изменений/ Милого лица …») не заставят биться чаще сердца людей XXI века? А сложные социально-философские и нравственные проблемы, поставленные Фёдором Михайловичем Достоевским в романе «Преступление и наказание», образ противоречивого и мятущегося Раскольникова, трагическая судьба Сони Мармеладовой не заставляют нас и сегодня серьёзно поразмышлять и лучше понять нравственный выбор человека в истории? В XX веке в России несколько раз менялась форма государства, исчез институт дворянства, нравы и пороки которого сатирически изображал Николай Васильевич Гоголь в «Ревизоре» и «Мёртвых душах». Настал новый век, но произведения Гоголя актуальны и в наши дни. Проблемы коррупции, казнокрадства, чинопочитания и глупости никуда не исчезли, хотя и разрушились целые государства, сменились режимы, только вот люди не изменились, нравы прежние, поэтому и Гоголь остаётся в круге чтения людей нового века.

Нельзя не отметить, что классическая литература является еще и главной кладовой грозного, всесильного и горячего слова, то есть «великого и могучего языка», созданного выдающимися поэтами, писателями и мыслителями. Литература ‒ это форма бытия национального литературного языка. Поэтому необходимо знать и читать классику, чтобы сохранить национальную самобытность и колорит русской культуры. В древнем разноплеменном Китае китайцами считали всех, кто знал иероглифы. Наши иероглифы ‒ это классики, Толстой и Пушкин [1].

Классическая литература и Generation Z[1]

Классика – то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает.

Марк Твен

К сожалению, это ироническое замечание Марка Твена становится в наши дни все более актуальным. Надо признать, что количество поклонников чтения резко сократилось, а самое главное: уровень читательской культуры за последнее время сильно упал. Классическую литературу в полной мере и в полном объеме читают очень немногие. Если бы не обязательная школьная программа по литературе, то неизвестно, сколько бы людей уже сегодня не различали между собой Алексея Константиновича Толстого, Льва Николаевича Толстого и Алексея Николаевича Толстого, автора фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина», не знали А.Н. Островского, Н.А. Некрасова,
И.С. Тургенева. В чём же причина? Мы выделим несколько наиболее важных факторов.

Во-первых, развитие всех сфер общества в наши дни достигло небывалой скорости, всё меняется на глазах, в том числе наш быт и язык. Из повседневной жизни исчезли многие слова, ставшие сегодня устаревшими, архаизмами. Скажем, гужевой транспорт ушёл в прошлое, поэтому многие просто не понимают семантики таких слов, как упряжка, оглобля, волочень, бричка, дрожки, дровни и пр.

Известный лингвист, доктор филологических наук, профессор МГУ
С.Г. Тер-Минасова объясняет этот процесс на примере цитаты из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: «Находился в мелком чине, ехал на перекладных и платил погоны за две лошади». Профессор Тер-Минасова считает, что современный читатель нуждается в разъяснении системы передвижения пушкинских времен. Езда на перекладных возможна только на почтовых трактах, по которым регулярно возили почту с остановками на станциях, где смотрителям предъявляли подорожную ‒ свидетельство о чине, определявшее положенное количество лошадей. Прогоны ‒ это плата за проезд, выделенная казной. И, наконец, главное: две лошади полагались служащим самого низкого звания. Все вместе эти данные характеризуют и рассказчика, и отношение к нему смотрителя, доверившего свою историю человеку именно из низшего, то есть наиболее близкого к нему самому, сословия [2]. Вряд ли Самсон Вырин открылся бы, например, генералу и стал рассказывать ему трагическую историю своей жизни. Знание вышеуказанных фатов необходимо для правильного понимания мысли автора, а если читатель не понимает целый ряд важных фактов, то для него будет неясен и весь текст.

Таким образом, необходимо решать проблему, связанную с непониманием современным читателем языка классической литературы, изобилующего устаревшими словами. Иначе образуется непреодолимая понятийная пропасть, способная серьёзно подорвать позиции классической литературы. Следует выпускать новые издания классики с более полными и содержательными комментариями, объясняющими термины, особенности быта и культуры прошлого. Словесникам необходимо серьёзно подойти к этому вопросу в своей педагогической деятельности, так как каждое новое поколение уходит всё дальше и дальше от эпохи Карамзина, Пушкина, Грибоедов, Гоголя. На уроках литературы нужно больше времени уделять этому аспекту, чтобы ученики лучше понимали текст, проблематику и замысел автора. Можно включить в программу специальные тематические уроки, посвященные именно особенностям языка
А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Во-вторых, в современном обществе одной из самых насущных проблем является дефицит времени. Глобализация, Интернет, социальные сети, всё новые технические средства только лишь иллюзорно упрощают нашу жизнь. Современный человек постоянно находится в информационном потоке, «на связи». На чтение классики, особенно объёмной, многотомной времени просто не находится. И если люди старшего поколения, следуя выработанной ещё с детства привычке, выделяют пару часов для «беседы» с книгой, то большинство представителей Поколения Зет этого сделать не может, отвлекаясь на общение с друзьями в сети, игру на компьютере, просмотр всевозможных сериалов и пр., а чтение классики заканчивается на скудном и примитивном кратком содержании. А.А. Генис замечает, что если раньше русское поле цитат составляли книги, то американское ‒ фильмы, песни, сериалы, звёзды, а сегодня это ‒ универсальный набор, и русскому школьнику легче найти общий язык с американским сверстником, чем со своими родителями [1]. Всё чаще в школах на уроках литературы ученики смотрят экранизации классических литературных произведений вместо прочтения книг, для того чтобы у школьников было хотя бы обзорное представление о сюжетах художественных произведений, все-таки нужно сдавать ЕГЭ.

В-третьих, следует понимать, что человек бездуховный, с низким общим культурным уровнем никогда не прикоснётся к классической литературе, для него она будет скучна и непонятна. Поэтому родителям и учителям необходимо воспитывать у детей интерес к чтению, понимание роли книги в интеллектуальном и нравственном развитии человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что «литература даёт нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание ‒ понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми» [3].

«Куда ж нам плыть?»

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего ‒ люди. Из них на первом месте ‒ родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Личный пример увлекательного чтения является одним из основных и наиболее эффективных методов продвижения интереса и любви к книге. Если в семье родители не читают художественную литературу, то, с большой вероятностью, и дети не станут библиофилами. В такой ситуации на помощь может прийти учитель литературы в школе, который владеет «формами продвижения чтения» [4]. Но сегодня миссия учителя по сохранению читателя-школьника исключительно сложна. Современное общество потребления, не чувствуя недостатка в «хлебе», все-таки требует больше «зрелищ», эта же ситуация складывается в школе. Устаревшие методики преподавания стали неэффективны, они не могут заинтересовать современного школьника, поэтому учитель должен искать новые, более интересные подходы к преподаванию литературы. Доктор педагогических наук, профессор ВятГГУ Е.О. Галицких предлагает сделать обязательным условием профессиональной компетентности педагога овладение современными педагогическими технологиями читательской деятельности, без которых они не смогут интегрировать учебную и внеурочную деятельность по литературе. Помогут учителю творческие умения: музыкальные, танцевальные, театральные, интерпретационные. Словесники смогут издавать школьные газеты и журналы в бумажном и электронном форматах, вести клубы литературного творчества, организовывать школьные телестудии и ставить спектакли с детьми. Без этих умений учитель «не удержится» в школе, ему нужно быть содержательным и интересным собеседником, организатором детского творчества [5]. Поле деятельности велико, главное, чтобы в школу приходили энергичные и начитанные педагоги, которые любят, знают и понимают классическую литературу, открытую поиску ответов на смысложизненные вопросы. А девизом может служить фраза известного литературоведа И.Л. Волгина: «Читайте и перечитывайте классику!»

 

Литература:

  1.                 Генис, А.А. Уроки чтения: камасутра книжника. ‒ М.: АСТ, 2014. ‒ С. 11-12. ‒ 349 с.
  2.                 Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: уч.пособие / С.Г. Тер-Минасова. ‒ М.: Слово, 2000. ‒ 624 с.
  3.                 Лихачёв, Д.С. Мысли о жизни. Письма о добром / Д.С. Лихачёв. ‒ М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2015. ‒ С.487. ‒ 576 с.
  4.                 100 форм работы по продвижению чтения, и не только. Словарь-справочник для библиотекаря / Сост. В.Б. Антипова. ‒ М.: Библиомир, 2015. ‒ 175 с.
  5.                 Галицких, Е.О. Педагогическое образование будущих словесников в системе гуманитарного знания / Е.О. Галицких // Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета». ‒ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. ‒ С. 81-86. ‒ 187 с.
  6.                 Книга в руках учителя и ученика: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.О. Галицких, Л.В. Мошкина. – Киров: Изд-во "Радуга-Пресс", 2013. – 223 с.
  7.                 Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования: учебно-методическое пособие / сост.: Е.О. Галицких, Т.К. Косолапова; науч. ред. Е.О. Галицких. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. – 246 с.
  8.                 Чтение как искусство: герменевтический аспект: коллективная монография / сост. и науч. ред. Е.О. Галицких. ‒ Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013.

1

 


[1] Generation Z (Поколение Зет) ‒ термин, применяемый в демографии и культурологи для обозначения поколения людей, родившихся примерно между началом 1990-ых и серединой нулевых.

Основные термины (генерируются автоматически): литература, Пушкин, классик, сегодня, урок литературы, учитель, чтение классики, школа.


Задать вопрос