Высокотехнологичные отрасли: определение и условия развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.11.2015

Статья просмотрена: 21197 раз

Библиографическое описание:

Шполянская, А. А. Высокотехнологичные отрасли: определение и условия развития / А. А. Шполянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 518-522. — URL: https://moluch.ru/archive/102/22775/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Предмет исследования: формирование понятия «высокие технологии» и оценка критериев для отнесения отрасли к высокотехнологичной.

Цель исследования: дополнить и расширить понятие высокотехнологичной отрасли, отразив наиболее важные факторы развития данных отраслей.

В качестве примера используются отрасли Германии, как страны, поставившей целью развитие высоких технологий в принятой высокотехнологичной стратегии.

Метод проведения исследования:

          Проведение сравнения и анализа существующих на данный момент определения «высокие технологии», выявление наиболее важных особенностей данного понятия.

          Анализ рейтингов индексов инновационного развития для определения наиболее существенных условий для развития высокотехнологичных отраслей.

          Синтез полученных данных для расширения понятия «высокотехнологичные отрасли».

Результаты исследования: расширено понятие «высокотехнологичные отрасли», сделан особый акцент на важность учета такого фактора как персонал, занятый в НИОКР. Подчеркивается значимая роль государства в развитии высоких технологий, игнорируемая многими определениями.

Данные результаты могут применяться в развитии дальнейших теорий по оценке вклада персонала в НИОКР и особой роли человеческого капитала в экономике знаний.

Кроме того, результаты имеют практическое применение — увеличение числа высококвалифицированных кадров и укрепление взаимодействия бизнеса и науки будет вносить значительный вклад в рост доли инновационных продуктов. Улучшение экономических показателей развития страны, создание благоприятной правовой среды ведет к полной реализации стратегий высокотехнологичного и инновационного развития.

Выводы: Понятие «высокие технологии» требует постоянного дополнения по мере их развития, поскольку они являются объектом достаточно новым для экономики.

В результате данного исследования предлагается учитывать важность критерия — занятые в НИОКР для отнесения отрасли к высокотехнологичной. Кроме того, дана оценка важности участия государства в инновационном развитии, поскольку политика, разработанная государством создает необходимые условия для комфортной работы инновационных предприятий по созданию новейших продуктов.

Ключевые слова: высокие технологии, инновации, отрасли, занятые в НИОКР, инновационные индексы.

 

Высокотехнологичные отрасли: определение

Вопрос определения высокотехнологичных отраслей является актуальным в последнее время, на наш взгляд, поскольку в эпоху перехода в новый технологический уклад стали возникать отрасли как абсолютно новые, так и порожденные комбинацией существующих отраслей, которые уже не вписываются в традиционную классификацию, предложенную ОЭСР.

Классификация отраслей на высокотехнологичные, среднетехнологичные высокого уровня и низкого уровня и низкотехнологичные была предложена ОЭСР в 1984г. по критерию интенсивности расходов на НИОКР и пересмотрена лишь в 2009г. [3]

Некоторые страны установили свое пороговое значение данного критерия в силу более высокого уровня технологического развития отраслей и необходимостью более четкого выделения высокотехнологичных отраслей (например, Германия).

В Германии отрасли с расходами на НИОКР менее 2,5 % считаются низкотехнологичными, в то время как по классификации ОЭСР эти отрасли относятся к среднетехнологичным высокого уровня. В 2009г. Классификация ОЭСР была пересмотрена, критерии для отнесения отраслей к той или иной группе изменены.

Таблица 1

Классификация высокотехнологчиных отраслей (сравнение принятой в ОЭСР и Германии)

Классификация отраслей

Германия

ОЭСР (критерии после 2009г.)

Высокотехнологичные

>7 %

>7 %

Среднетехнологичные высокого уровня

2.5–7 %

2–7 %

Среднетехнологичные низкого уровня

менее 2.5 %

0.5–2 %

Низкотехнологичные

менее 0.5 %

Источник: ZEW (Zentrum fuer Europaeische Wirtschaftsforschung — Центр европейских экономических исследований), ОЭСР

 

Таким образом, мы видим, что существует некие разногласия по поводу отнесения тех или иных отраслей к высокотехнологичным по критерию расходов на НИОКР. В целом данный критерий, безусловно, значим, он демонстрирует высокую заинтересованность инвесторов — государства, бизнеса, иностранных источников — в развитие высоких технологий и создании передовых продуктов в конкретной сфере. Однако существует и недостаток в использовании только этого критерия для классификации отраслей, который заключается в том, что высокие затраты на исследования и разработки не гарантируют, что в результате будет создан и выпущен на рынок новый продукт или технология. [1] Именно поэтому существует группа так называемых «Output» показателей, демонстрирующих результаты инновационного развития отраслей, например, такие показатели как доля инновационных предприятий — предприятия, внедрившие в течение определенного периода новый продукт, количество патентов и публикаций.

Для определения отрасли к высокотехнологичной попробуем разобраться с основными понятиями.

Прежде всего, понятие высокие технологии, которое ложится в основу названия данной группы отраслей. Существует множество подходов к его определению. [2]

Таблица 2

Многообразие определения понятия «высокие технологии»

Высокие технологии

инженерная деятельность по созданию новых изделий и технологий, если она основана на сильных ноу-хау, на правилах сильного мышления

термин, которым обозначаются передовые технологии, имеющие инновационный, революционный характер

использование наиболее продвинутых и развитых машин (оборудования) и методов производства, и материалов (словарь Cambridge)

практическое применение продвинутых научных исследований и знаний (словарь Collins)

совокупность информации, знаний, опыта, материальных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов в любой отрасли экономики, имеющих характеристики мирового уровня

технологии, основанные на высокоабстрактных научных теориях и использующие научные знания о глубинных свойствах вещества, энергии и информации

наукоемкая, универсальная, многофункциональная, многоцелевая технология, имеющая широкую сферу применения, способная вызвать цепную реакцию нововведений

 

Основываясь на данных определениях, выделим характерные черты высокотехнологичных отраслей:

          новизна;

          создание передовых, продвинутых, революционных продуктов;

          в основе производства — сильное мышление, глубокие знания, опыт, научные теории, информация;

          использование самых современных средств производства и материалов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что высокотехнологичная отрасль — это отрасль, в которой создается продукция, являющаяся наиболее совершенной и ранее не производимой на базе накопленных знаний и новых теорий и разработок, для её создания используются самые лучшие известные материалы и способы производства. Главными ресурсами для создания подобной продукции являются расходы на НИОКР и сотрудники-исследователи, так называемых специальностей STEM (наука, технологии, инженерия и математика), обладающие достаточным уровнем знаний для формирования передовых технологических нововведений.

В настоящее время к высокотехнологичным отраслям относятся авиакосмическая отрасль, фармацевтическая отрасль, производство компьютеров и оргтехники, информационно-коммуникационная отрасль и оптика.

Большинство авторов главным критерием высокотехнологичности видят долю расходов на НИОКР, однако нельзя преуменьшать важность и значение персонала, занимающегося непосредственно НИОКР. Знания, опыт, мышление, наука, образование — основа экономики знаний, характерной для постиндустриальных стран. Человеческий капитал — это не просто совокупность трудовых ресурсов, но и накопленные знания, навыки, умения, способности, опыт, реализация которых в процессе трудовой деятельности ведет к более высокому уровню развития предприятия, отрасли и экономики в целом. Человеческий капитал — важнейший ресурс высокотехнологичной отрасли, носитель знаний, без которых вложения в НИОКР будут бесполезными. Не случайно ранее названия для отраслей, производящих передовую продукцию, относили к исследованиям и науке: исследовательско-интенсивные, основанные на науке, с наивысшими исследовательскими усилиями, исследовательско-ориентированные, с высокой ёмкостью исследований и разработок, подчеркивая особую роль персонала, занятого в отраслях данного вида. [4]

Таблица 3 демонстрирует долю персонала, занятого в НИОКР в высокотехнологичной — фармацевтической отрасли и в низкотехнологичной текстильной на примере Германии. Доля занятых в НИОКР в высокотехнологичной фармацевтической отрасли существенно превышает долю занятых в низкотехнологичной текстильной отрасли. Занятые в НИОКР — большой ресурс, который позволяет, используя знания, производить высокотехнологичные продукты.

Таблица 3

Доля занятых в НИОКР в фармацевтической и текстильной отрасли Германии

Год

Фармацевтическая отрасль

Текстильная отрасль

2007

17 %

1 %

2008

17 %

1 %

2009

17 %

1 %

2010

16 %

1 %

2011

17 %

1 %

2012

15 %

1 %

Источник: Wissenschaftsstatistik (Статистика научной деятельности)

 

Доля занятых в НИОКР в высокотехнологичной и низкотехнологичной отрасли

Индекс Bloomberg Innovation Index, оценивающий способность стран к развитию инноваций по 6 критериям, в 2015 году выявил следующий парадокс: по критерию уровень образования Россия занимает второе место в мире, однако, по остальным критериям (расходы на НИОКР, производство инновационных продуктов, занятые в НИОКР, число предприятий-инноваторов и патентов) Россия существенно отстает от стран-лидеров рейтинга, что позволяет судить о крайне низком уровне задействования высококвалифицированного персонала в инновационном развитии страны. Таким образом, образованный персонал играет важную роль в развитии инноваций, только если он работает по специальности, внося значительный вклад своих знаний в сферу своей деятельности. Привлечение выпускников университетов и молодых ученых для работы в высокотехнологичных исследованиях является одной из главных задач государства, нацеленного на укрепление инновационной экономики.

В индексе глобальной конкурентоспособности в разделе Инновации отдельно оценивается уровень взаимодействия научной и бизнес сферы в работе над НИОКР (University and Industry collaboration in R&D). В немецкой стратегии высокотехнологичного развития особо подчеркивается значимость установления моста между наукой и бизнесом. Преимущества взаимодействия бизнеса и науки позволяет адаптировать знания, увеличить коммерциализацию инноваций и технологий, усилить мобильность трудовых ресурсов между частным и общественным сектором, дает возможность осуществлять контроль качества, проводить тестовые испытания, сертификацию, получать лицензии. C 1990-х гг. целью университета становится не только обучение и проведение научных исследований, но и увеличение вклада в отрасль, экономический рост и развитие путём как раз усиления взаимодействия науки с бизнесом.

Предприятия поддерживают исследовательские инициативы, научные центры, исследования отдельных ученых для получения положительных результатов в развитии технологий, применяемых для производства своей продукции.

Условия для развития высокотехнологичных отраслей в постиндустриальных странах

Как сказано выше, основными критериями для определения отрасли как высокотехнологичной являются высокие расходы на НИОКР и число занятых в НИОКР.

Производство инновационных продуктов — главная цель деятельности предприятий в высокотехнологичных отраслях. Создание инноваций — непростой процесс, требующий определенных условий. Список условий достаточно велик, он является основой анализа для расчета глобального индекса инновационного развития и индекса конкурентоспособности в части инноваций.

Чтобы выделить наиболее значимые компоненты на примере индекса конкурентоспособности, сравним уровень показателей 5 стран лидеров по инновационному потенциалу и следующих показателей (качество научно-исследовательских институтов, число компаний, финансирующих НИОКР, сотрудничество научной и бизнес сферы, заявки на патент).

Таблица 4

Показатели инновационного развития по индексу конкурентоспособности

Инновационный потенциал

Качество института

Финансирование НИОКР

Сотрудничество научной и бизнес сферы

Заявки на патенты

Швейцария — 5,9

Швейцария — 6,4

Швейцария — 5,9

Финляндия — 6,0

Швейцария

США — 5,9

Великобритания — 6,3

Япония — 5,8

США — 5,8

Япония

Израиль — 5,8

Израиль — 6,3

Финляндия — 5,7

Швейцария — 5,8

Швеция

Германия — 5,6

США — 6,1

США — 5,5

Великобритания — 5,7

Финляндия

Финляндия — 5,6

Бельгия — 6,1

Германия — 5,5

Сингапур — 5,6

Израиль

Источник: Global Competitiveness Report 2014

 

Наибольший инновационный потенциал имеют страны, где также отмечается высокий уровень финансирования НИОКР, тесное взаимодействие научной и бизнес-сферы, наилучшей качество исследовательских институтов и большое количество заявок на патенты.

ТОП-5 стран по доле предприятий, финансирующих НИОКР практически полностью повторяет ТОП-5 по инновационному потенциалу, то есть можно отметить, что расходы на НИОКР действительно являются неотъемлемой частью процесса развития инноваций в любой отрасли, в том числе высокотехнологичной.

Для определения наиболее значимых факторов создания инноваций на примере Глобального инновационного индекса, возьмем наивысшие показатели лидера данного рейтинга на протяжении трёх последних лет — Швейцарии. Наибольшего успеха она достигла в следующих компонентах (показатель выше 95 баллов):

          политическая стабильность;

          законодательное регулирование;

          капитализация рынка;

          условия торговли;

          лицензионная деятельность (выплата роялти);

          регистрация торговых марок.

Достичь высокого уровня в рейтинге Глобального инновационного индекса позволяет, главным образом, внутренняя среда в стране — правовое регулирование и стабильность. Таким образом, развитие высокотехнологичных отраслей имеет потенциал в первую очередь в развитых государствах, с устойчивой развитой экономикой. Это подтверждается всеми наиболее важными рейтингами, разработанными как международными организациями, так и частными институтами.

Китай с 2005 года демонстрирует высокие показатели инновационного развития (с 2005 по 2010г. расходы на НИОКР удвоились, достигнув уровня стран с наивысшим показателем) и выходит на первое место по информационно-коммуникационным технологиям (по критерию поданных заявок на патенты), а также по экспорту компьютеров и оргтехники. Подобные изменения в высокотехнологичном развитии Китая произошли после того, как экономика достигла впечатляющего устойчивого роста (9–10 % в год). Это пример того, что страна, достигнув устойчивого экономического положения, встает на путь развития высоких технологий, как следующей ступени развития. Кроме того, исторически в Китае сложились черты централизованного государства, которое диктует стратегию, цели и устанавливают политику развития, обязательную для реализации субъектами экономики.

В развитых странах есть четкая стратегия инновационного или высокотехнологичного развития с конкретными мерами ее реализации, то есть существует некая регулятивная база для функционирования инновационной деятельности. Хотя существует некая точка зрения, в том числе и в странах-инноваторах, что некоторые меры государственного регулирования могут препятствовать развитию новых идей. Так, например, исполнительный директор «Ауди» Штадлер Руперт высказался, что слишком строгие правила дорожного движения в Германии стали препятствием для развития новых автоматизированных систем. Тем не менее, роль государства в поддержке высокотехнологичного развития трудно переоценить: финансовая поддержка, участие в подготовке специалистов, открытие фондов для стартапов, поддержка венчурных проектов, помощь в создании кластеров и т. д.

Подводя итог, можно сказать, что высокотехнологичные отрасли — отрасли, развитие которых на максимально высоком уровне возможно при условии значительных вложений в НИОКР, высокой доли участии научного персонала в создании совершенного продукта и тесном взаимодействии научной и бизнес-сферы, а также развитой внутренней правовой среды, в том числе в области инновационной деятельности.

Выводы

Взаимодействие двух главных факторов развития инноваций — расходы на НИОКР и занятые в НИОКР — способствуют появлению новейших продуктов и их выходу на рынок. Важно подчеркнуть, что именно совокупность двух этих факторов является основой для развития отрасли, поскольку большая доля занятых-исследователей без достаточных инвестиций в НИОКР, как и высокая доля расходов на НИОКР в отсутствие квалифицированного персонала не приведут к значительным успехам в производстве высоких технологий. Создание новейших технологий и продуктов, которые позволяют удовлетворить любые потребности общества и двигают развитие вперед — цель деятельности предприятий в высокотехнологичных отраслях.

Высокотехнологичные отрасли имеют глобальное значение для будущего развития, для повышения качества и уровня жизни, для достижения страной высокого уровня развития в таких областях как медицина, энергетика, космос, информация, авиация. Развитие таких отраслей дает стране определенные конкурентные преимущества: возможность использования нового источника энергии, излечение опасной болезни и продление жизни населения, укрепление здоровья трудоспособного населения, высокий уровень информатизации общества, мобильность передвижения, освоение космоса и т. д. Таким образом, высокотехнологичные отрасли призваны производить продукцию, позволяющую более эффективно функционировать экономике.

Меры стимулирования высокотехнологичного развития и создание благоприятной среды должны быть важным направлением государственной политики, особенно для государств, отстающих в создании высоких технологий.

 

Литература:

 

  1.                Демин С. С. Методологический подход к оценке уровня наукоемкости отрасли//Вестник МГОУ. Серия «Экономика», № 4. 2011. с. 55–58.
  2.                Жукова Е. А. Проблемы классификации высоких технологий//Вестник ТГПУ, № 1 (75), с. 34–46.
  3.                Мезенцева О. Е. Развитие высокотехнологичного производства в России и в мире//Фундаментальные исследования, № 7. 2015. с. 176–179.
  4.                Салихова Е. Б. Сравнительные преимущества стран в глобальной высокотехнологичной сфере: новые подходы к оценке//Российский внешнеэкономический вестник, № 12. 2012. с. 85–101.
Основные термины (генерируются автоматически): отрасль, высокий уровень, инновационное развитие, Швейцария, высокотехнологичное развитие, инновационный потенциал, развитие, США, финляндия, высокотехнологичная отрасль.


Ключевые слова

инновации, высокие технологии, отрасли, занятые в НИОКР, инновационные индексы., инновационные индексы

Похожие статьи

Совершенствование инновационной деятельности для малого предпринимательства

Формирование эффективных механизмов инновационной деятельности в отечественной экономики с применением потенциала малого бизнеса является актуальной проблемой и заключается в том, что накопленный опыт индустриально развитых и постиндустриальных стран...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Развитие конкурентной среды как фактор экономического роста

С развитием экономических теорий пришло понимание, что формирование благоприятной конкурентной среды необходимо для долгосрочного экономического роста, однако, такое позитивное влияние не является автоматическим. Поэтому, основной целью работы являет...

Публично-частное партнерство как элемент концепции устойчивого развития

Во введении указана актуальная проблема современной экономики — переход к устойчивому развитию. Дано краткое описание принципа устойчивости. Указан объект исследования — одна их социально-экономической формы хозяйствования публично-частное партнерств...

Функциональный учет калькулирования себестоимости продукции: основные характеристики, особенности и проблемы

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о функциональном учете калькулирования себестоимости продукции. Это — одна из самых актуальных проблем в управленческом учете. В условиях рыночной экономики, окружающая действительность формирует современн...

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Актуальные проблемы и перспективы реструктуризации экономики Китая в условиях ускоренной урбанизации

Рассматриваются основные проблемы отраслевой структуры экономики Китая. Даётся анализ степени развития и темпов роста, основных показателей динамики экономического развития и пути их решения. Обосновывается необходимость усовершенствования производст...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Искусственный интеллект как инструмент инвестиционного анализа

В исследовании рассматривается роль искусственного интеллекта (ИИ) как инструмента анализа инвестиционной деятельности коммерческой организации. В современном мире обработка значительных объемов данных и выявление скрытых закономерностей становится в...

Иностранная лексика как средство маркетинговой коммуникации

Предмет. Эта статья исследует преимущества и вызовы использования иностранных слов и выражений в маркетинговой коммуникации. Использование иностранных слов и фраз может помочь компаниям создать уникальный имидж бренда, связаться с разнообразными рынк...

Похожие статьи

Совершенствование инновационной деятельности для малого предпринимательства

Формирование эффективных механизмов инновационной деятельности в отечественной экономики с применением потенциала малого бизнеса является актуальной проблемой и заключается в том, что накопленный опыт индустриально развитых и постиндустриальных стран...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Развитие конкурентной среды как фактор экономического роста

С развитием экономических теорий пришло понимание, что формирование благоприятной конкурентной среды необходимо для долгосрочного экономического роста, однако, такое позитивное влияние не является автоматическим. Поэтому, основной целью работы являет...

Публично-частное партнерство как элемент концепции устойчивого развития

Во введении указана актуальная проблема современной экономики — переход к устойчивому развитию. Дано краткое описание принципа устойчивости. Указан объект исследования — одна их социально-экономической формы хозяйствования публично-частное партнерств...

Функциональный учет калькулирования себестоимости продукции: основные характеристики, особенности и проблемы

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о функциональном учете калькулирования себестоимости продукции. Это — одна из самых актуальных проблем в управленческом учете. В условиях рыночной экономики, окружающая действительность формирует современн...

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Актуальные проблемы и перспективы реструктуризации экономики Китая в условиях ускоренной урбанизации

Рассматриваются основные проблемы отраслевой структуры экономики Китая. Даётся анализ степени развития и темпов роста, основных показателей динамики экономического развития и пути их решения. Обосновывается необходимость усовершенствования производст...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Искусственный интеллект как инструмент инвестиционного анализа

В исследовании рассматривается роль искусственного интеллекта (ИИ) как инструмента анализа инвестиционной деятельности коммерческой организации. В современном мире обработка значительных объемов данных и выявление скрытых закономерностей становится в...

Иностранная лексика как средство маркетинговой коммуникации

Предмет. Эта статья исследует преимущества и вызовы использования иностранных слов и выражений в маркетинговой коммуникации. Использование иностранных слов и фраз может помочь компаниям создать уникальный имидж бренда, связаться с разнообразными рынк...

Задать вопрос