Метод диагностики подвески грузового автомобиля колесным роботом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поезжаева, Е. В. Метод диагностики подвески грузового автомобиля колесным роботом / Е. В. Поезжаева, А. С. Васенин, А. Г. Шумков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22915/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Condition of a suspension bracket of the car — the characteristic directly influencing traffic safety. Especially fixed control is necessary behind a condition of a suspension bracket of dump trucks, tractors — often they transport freight weighing over 10 tons on roads not of the best quality that directly affects decrease in reliability of a suspension bracket and can lead to a road accident. For decrease in a share of a human factor in definition of a working order of elastic elements of a suspension bracket of the truck, and also for increase in capacity of posts of daily service use of the robot providing control of a condition of a suspension bracket of the car is offered.

Keywords: diagnostics of the truck, maneuverable chassis, ultrasound, manipulator, optimum trajectory of the manipulator.

 

Робот для определения технического состояния подвески автомобиля спроектирован на колесном шасси, которое обеспечивает маневренность и хорошую проходимость робота, а также скорость перемещения [1].

На роботе установлен манипулятор, выполняющий следующие функции:

          датчик ультразвука позволяет обнаружить микротрещины в подвеске автомобиля: рессорах, рычагах, стяжках, реактивных тягах, а также в раме.

          камера, установленная на манипуляторе, обеспечивает передачу изображения, позволяет визуально оценить состояние амортизаторов либо жидкости из системы охлаждения, подтекание смазки из картеров мостов, состояние пневмобаллонов подвески.

          светодиодный фонарь обеспечивает освещение диагностируемых элементов.

Определенную трудность вызывает формирование правильной траектории манипулятора для точного его позиционирования в пространстве.

Проблема формирования оптимальной траектории может быть сформулирована как задача оптимального управления [2]. Для динамической системы

(1)

сначальным состоянием и конечным состоянием при заданном или свободном времени окончания процесса требуетсянайти управление и соответствующее состояние , оптимизирующие показатель качества

(2)

При планировании оптимальных траекторий движенияманипулятора используются уравнения кинематики

(3)

и динамики

(4)

где p — вектор, представляющий положение рабочего органа манипулятора в декартовой системе координат; q — вектор, представляющий перемещения в степенях подвижности манипулятора. В качестве управления u рассматриваются развиваемые приводами в степенях подвижности силы и моменты. Начальное состояние определяется равенствами

(5)

и

(6)

В конечный момент

(7)

и

(8)

Ограничения вида равенств

(9)

определяют требуемую геометрическую траекторию. Ограничения вида неравенств устанавливают пределы изменения развиваемых приводами сил (моментов) и скоростей:

(10)

Для решения поставленной задачи предложено использовать метод динамического программирования. Такой подход позволяет получить универсальный алгоритм формирования оптимальных траекторий при различных ограничениях и показателях качества. Облегчает использование метода то обстоятельство, что при заданной геометрической траектории положение в одной степени подвижности определяет положения в остальных. В результате существенно снижается размерность задачи [3].

Пусть ˗ индекс дискретной точки на заданной геометрической траектории. Для заданного в декартовых координатах положения рабочего органа в точке k путем решения обратной задачи кинематики манипулятора можно определить соответствующие обобщенные координаты q(k). Пусть  — множество возможных скоростей движения в степени подвижности i в точке k, которое получается путем дискретизации диапазона скоростей

(11)

В том случае, когда ограничения скорости не указаны, ее предельные значения могут быть получены из ограничений сил (моментов). Рассмотрим переход манипулятора из точки k, в точку k + 1. Предполагается, что величина перемещения мала, а ускорение постоянно. Для возможной скорости и допустимой скорости ускорение движения в сочленении i в точке k определяется выражением:

(12)

и время перехода между двумя точками

(13)

Поскольку перемещение в следующую точку для всех степеней подвижности должно завершаться за один и тот же временной интервал, можно определить скорости движения в остальных степенях подвижности в точке k как:

(14)

Если какая-либо из скоростей не удовлетворяет ограничениям для скоростей, то скорость считается недопустимой. Если же все скорости удовлетворяют ограничениям, то для каждой степени подвижности вычисляется ускорение. Далее по полученным значениям перемещений, скоростей и ускорений вычисляются силы (моменты), которые необходимо приложить в степенях подвижности для выполнения перемещения из точки k в k+1. Если при этом оказывается, что какая-либо из сил (моментов) выходит за допустимые пределы, то скорость также полагается недопустимой [3].

Пусть обозначает приращение показателя качества при перемещении между точками k и k + 1 и обозначает наименьшее значение показателя качества при переходе из k — той точки в конечное состояние. Используя принцип оптимальности Беллмана, можно получить:

(15)

где  — множество допустимых скоростей в точке k+1. Это уравнение применяется к каждой допустимой скорости в точке k и позволяет для каждой скорости найти единственную оптимальную скорость в точке k + 1 и скорости в остальных степенях подвижности, а также силы (моменты), соответствующие оптимальным условиям в точке k. Оптимизационный процесс начинается в конечном состоянии и распространяется в направлении начала [1].

В статье рассмотрен способ задания оптимальной траектории манипулятора в пространстве посредством динамического программирования. Именно этот метод позволяет учесть значения скоростей звеньев манипулятора, а так же вычислить их ускорения. С учетом ускорения становится возможным найти силы и моменты этих сил.

 

Литература:

 

  1.      Поезжаева Е. В. Промышленные роботы: учеб.пособие: в 3ч. / Е. В. Поезжаева. — Пермь: Изд-во Перм. гос. тех. ун-та,2009. — Ч.2. — 185 с.
  2.      Проблемы механики современных машин: Материалы V международной конференции. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — Т. 3. — 276с., ил. — Поезжаева Е. В., «Шагающий робот с контурной системой управления», с.227.
  3.      Поезжаева Е. В., Васенин А. С., Шумков А. Г. Роботизация фермерских хозяйств по обработке растений // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 3. С. 59–62.
Основные термины (генерируются автоматически): конечное состояние, скорость, динамическое программирование, допустимая скорость, заданная геометрическая траектория, момент, остальная степень подвижности, подвижность, показатель качества, сила.


Ключевые слова

Колесный робот, манипулятор, грузовая машина, УЗИ., wheel robot, manipulator, truck, ultrasound

Похожие статьи

Тормозное устройство сортировочной станции

В современных условиях процесс автоматизации на различных технологических процессах, проникая во все сферы деятельности человека, так же следует учесть что современный грузооборот на железнодорожном транспорте растет из года в год поэтому процесс авт...

Ремонт топливопроводов высокого давления топливной системы двигателей внутреннего сгорания автомобилей

Обеспечение топливной экономичности и технической готовности мобильной техники являются основными задачами хозяйств, эксплуатирующих автомобили, автобусы, специализированную технику, тракторы и так далее. Одной из статей расхода топлива является нали...

Исследование управляемости транспортного средства при введении в рулевое управление упругого элемента

В статье приводится схема подвески передних управляемых колес с дополнительным упругим элементом, введенным в рулевое управление, и обеспечивающим улучшенные показатели управляемости. Рассмотрены значения углов бокового увода и сил, действующих на уп...

Оценка коэффициента запаса циклической прочности прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя типа ЧН 13/14. Выполнено определение необходимого усилия затяжки шатунных болтов по критерию предельно допустимых контактных давлений. Для условного ц...

Формирование теплового режима охладителя наддувочного воздуха в подкапотном пространстве грузового автомобиля

Совершенствование методов проектирования сложных изделий машиностроения предполагает, в том числе, сокращение времени и трудозатрат на разработку и выпуск конструкторской документации. Это в полной мере относится к дизелям, разработка которых требует...

Роботизация поста технического обслуживания и ремонта автомобилей

На сегодняшний день технологии помогают существенно упростить трудоемкие процессы на производстве. С этой же целью был спроектирован робот-помощник, позволяющий найти необходимую информацию по обслуживаемому автомобилю и сократить некоторое количеств...

Анализ оборудования, применяемого для диагностики, испытания и проверки форсунок дизельных ДВС автомобилей

Форсунки дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются одним из элементов топливной системы автомобиля и во многом определяют такие параметры, как расход топлива и мощность, равномерность работы двигателя и полноту сгорания топлива. Технич...

Доработка робототехнического средства радиационной разведки РТС-РР

Статья посвящена модернизации робота радиационной и химической разведки, который ставит перед собой следующие задачи: визуальной разведки местности, промышленных и жилых помещений, объектов транспорта при любой освещенности; дистанционного исследован...

Обзор существующих конструкций для повышения проходимости автомобиля категории М1

Статья посвящена обзору существующих конструкций для повышения проходимости автомобилей в условиях бездорожья. Приводится сравнение эффективности использования устройств, при эксплуатации в различных дорожных условиях, рассмотрены сильные и слабые ст...

Факторы, влияющие на эксплуатационную надежность технических средств системы управления движением судов

В статье проанализировано воздействие факторов на процесс функционирования системы управления движением судов (СУДС) на этапе эксплуатации по назначению. Сделан вывод о том, что эксплуатация должна обеспечивать наибольшую эффективность функционирован...

Похожие статьи

Тормозное устройство сортировочной станции

В современных условиях процесс автоматизации на различных технологических процессах, проникая во все сферы деятельности человека, так же следует учесть что современный грузооборот на железнодорожном транспорте растет из года в год поэтому процесс авт...

Ремонт топливопроводов высокого давления топливной системы двигателей внутреннего сгорания автомобилей

Обеспечение топливной экономичности и технической готовности мобильной техники являются основными задачами хозяйств, эксплуатирующих автомобили, автобусы, специализированную технику, тракторы и так далее. Одной из статей расхода топлива является нали...

Исследование управляемости транспортного средства при введении в рулевое управление упругого элемента

В статье приводится схема подвески передних управляемых колес с дополнительным упругим элементом, введенным в рулевое управление, и обеспечивающим улучшенные показатели управляемости. Рассмотрены значения углов бокового увода и сил, действующих на уп...

Оценка коэффициента запаса циклической прочности прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя типа ЧН 13/14. Выполнено определение необходимого усилия затяжки шатунных болтов по критерию предельно допустимых контактных давлений. Для условного ц...

Формирование теплового режима охладителя наддувочного воздуха в подкапотном пространстве грузового автомобиля

Совершенствование методов проектирования сложных изделий машиностроения предполагает, в том числе, сокращение времени и трудозатрат на разработку и выпуск конструкторской документации. Это в полной мере относится к дизелям, разработка которых требует...

Роботизация поста технического обслуживания и ремонта автомобилей

На сегодняшний день технологии помогают существенно упростить трудоемкие процессы на производстве. С этой же целью был спроектирован робот-помощник, позволяющий найти необходимую информацию по обслуживаемому автомобилю и сократить некоторое количеств...

Анализ оборудования, применяемого для диагностики, испытания и проверки форсунок дизельных ДВС автомобилей

Форсунки дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются одним из элементов топливной системы автомобиля и во многом определяют такие параметры, как расход топлива и мощность, равномерность работы двигателя и полноту сгорания топлива. Технич...

Доработка робототехнического средства радиационной разведки РТС-РР

Статья посвящена модернизации робота радиационной и химической разведки, который ставит перед собой следующие задачи: визуальной разведки местности, промышленных и жилых помещений, объектов транспорта при любой освещенности; дистанционного исследован...

Обзор существующих конструкций для повышения проходимости автомобиля категории М1

Статья посвящена обзору существующих конструкций для повышения проходимости автомобилей в условиях бездорожья. Приводится сравнение эффективности использования устройств, при эксплуатации в различных дорожных условиях, рассмотрены сильные и слабые ст...

Факторы, влияющие на эксплуатационную надежность технических средств системы управления движением судов

В статье проанализировано воздействие факторов на процесс функционирования системы управления движением судов (СУДС) на этапе эксплуатации по назначению. Сделан вывод о том, что эксплуатация должна обеспечивать наибольшую эффективность функционирован...

Задать вопрос