Созданное по инициативе российского руководства в 2006 году межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС) смогло за короткое время стать влиятельным фактором мировой политики и экономики. БРИКС является одновременно и символом набирающей силу тенденции к формированию полицентричного мира, и основным генератором её развития. Линия на всемерное укрепление БРИКС, заложенная в Концепции внешней политики Российской Федерации и конкретизированная в концепции участия нашей страны в данном объединении, является одним из стержневых направлений внешней политики России [1, c. 8].
Перспективной целью Российской Федерации в БРИКС и, соответственно, сквозной задачей председательства в объединении является постепенная трансформация БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. Основные средства достижения данной цели — последовательное расширение спектра направлений сотрудничества, всё более активное продвижение общих интересов стран БРИКС на международной арене, создание разветвленной системы механизмов взаимодействия, в первую очередь в финансово-экономической сфере. Всё это призвано поднять БРИКС до уровня важного элемента системы глобального управления XXI века.
В настоящее время национальные денежные единицы ряда стран БРИКС имеют тенденцию выполнения функции денег за пределами юрисдикции эмитирующих государств. К таким валютам относятся, валюты, вокруг которых формируются устойчивые валютные зоны, а также валюты, используемые в международной торговле и трансграничных операциях.
В соответствии с международным договоренностями имеет место расширение возможностей использования национальных валют в обеспечении экономического сотрудничества стран БРИКС. В таких валютах возможно заключение внешнеторговых контрактов, осуществления кредитных и финансовых операций.
Принимая во внимание становление рубля как региональной резервной валюты, и решение вопросов, обеспечивающих реализацию программы формирования Международного финансового центра в России, будет способствовать российским субъектам хозяйствования, предприятиям, банкам и государственным институтам использовать рубль за пределами своей страны в обеспечении экономических и финансовых операций, открывать рублевые счета в зарубежных финансовых институтах или привлекать за границей заемные средства. Одновременно резиденты и нерезиденты получат возможность выпускать номинированные в рублях финансовые инструменты и размещать их как на российском финансовом рынке, так и на зарубежных торговых площадках. Интернационализация использования рубля позволит выставлять и оплачивать международные счета в российской валюте или валютах стран БРИКС. Наконец, у денежных властей третьих стран возникнут стимулы выбирать российский рубль или национальные валюты других стран экономической группы в качестве якоря денежнокредитной политики и инвестировать часть своих международных резервов в рублевые активы [2, c. 3].
В целях расширения использования национальных валют стран БРИКС в международных расчётов необходимо выполнение многих условий, среди которых следует выделить наиболее важные:
доля национальных экономик стран в глобальном ВВП должна достичь заметной величины;
удельный вес внешней торговли страны — эмитента валюты должен составить существенную долю мировой торговли;
регулирование внешнеэкономической деятельности должно быть стабильным и осуществляться в соответствии с нормами международного права;
проведение расчетно-платежных операций должно регулироваться нормами международных конвенций и опираться на передовые коммуникационные технологии;
динамика обменного курса национальной валюты должна быть относительно стабильна во времени и предсказуема для хозяйствующих субъектов, чтобы они могли применять стандартные модели ценообразования на свои продукты;
в странах − торговых партнерах должен сформироваться стабильный спрос на национальные валюты, в том числе для операций с российскими активами или привлечения российских инвестиций;
в стране должен функционировать емкий и эффективный финансовый рынок, способный абсорбировать/смягчать оттоки или притоки капиталов без значительных колебаний обменного валютного курса, краткосрочных процентных ставок или в реальном выпуске;
институциональная среда должна гарантировать равную защиту прав резидентов и нерезидентов;
монетарная политика стран — партнёров должна быть прозрачна, преследовать понятные для хозяйствующих субъектов долгосрочные цели, вызывать доверие как внутри страны, так и за рубежом;
на национальных финансовых рынках должна сформироваться кривая доходности, опирающаяся на долгосрочную доходность по безрисковым активам, номинированным в национальных валютах.
Представленными выше основными критериями выбора национальных валют в качестве резервных руководствуются потенциальные участники мирового валютного и финансового рынка.
В свою очередь, основу функционирования рубля как резервной валюты может составить кредитная активность банковского сектора страны, включая кредитование нерезидентов.
В целях расширения использования российского рубля как региональной валюты и валюты международных расчётов целесообразно использовать мировой опыт решения долговой проблемы и, как вариант, реструктуризации плохих долгов.
Процесс становления рубля как валюты международных расчётов следует начинать с преобразований в национальной банковском секторе, повышения его внутренней устойчивости и конкурентоспособности на международном уровне.
Существенный вклад в расширение использования российского рубля в международных расчётах внесёт формирования в Российской Федерации Международного финансового центра. Возможность создания в РФ, в частности в Москве, международного финансового центра объективно отражает факт независимого включения Москвы в расчет мирового индекса привлекательности МФЦ. Закрепленные в нормативных документах положения предполагают, что в Москве как МФЦ должны концентрироваться:
финансовые услуги инвесторам, желающим войти на российский рынок или стремящимся привлечь российский капитал;
высококачественные финансовые услуги клиентам, уже работающим на российском рынке;
привлекаемые в страну инвестиции;
трансграничные финансовые сделки на пространстве СНГ, а в будущем — и глобальные.
Используя опыт развития ведущих МФЦ, расположенных в Нью-Йорке, Лондоне, Шанхае, Гонконге и Сингапуре, на базе проведённого исследования выделим базовые характеристики, достижение которых будет способствовать формированию в Москве ФЦ мирового уровня [5,c.5].
Среди базовых характеристик МФЦ респонденты выделяют:
открытые и справедливые финансовые рынки;
свободные потоки капиталов и отсутствие валютных ограничений;
квалифицированная рабочая сила и гибкое трудовое законодательство;
преобладающее использование глобально понятного языка (крайне важная черта);
справедливый, открытый, эффективный юридический и регулятивный режим;
обоснованный и справедливый налоговый режим;
применение международных стандартов и наилучших практик (IOSCO, BIS, etc.);
высокое качество, доступность и удобство физической инфраструктуры;
стабильная политическая и экономическая среды.
Мировой опыт показал, что развитие экономики страны — эмитента валюты является важным фактором расширения использования этой валюты в международных расчётах. К основным факторам, сдерживающим развитие национальной экономики и расширения использования рубля в условиях формирования МФЦ в России, можно отнести:
недостаточный уровень реальных инвестиций, не позволяющий российским компаниям проводить ни модернизацию основных фондов, ни финансировать прикладные исследования, связанные с переходом на современные технологии;
характер денежно-кредитной политики Банка России, не ориентированной на стимулирование кредитования реального сектора экономики, а, по сути, стимулирующей финансовые инвестиции в зарубежные активы. Высокие и изменчивые темпы инфляции, непрогнозируемые колебания обменного курса рубля фактически «выталкивают» отечественные компании на внешние рынки для привлечения необходимого финансирования, управления текущей ликвидностью и финансовыми рисками;
низкая плотность банковского обслуживания в регионах; неразвитость банковской инфраструктуры; невысокое качество финансового менеджмента как в российских банках, так и на предприятиях;
фактическая переориентация деятельности банков, в капитале которыхпреобладает государственный капитал, на инвестиционный банкинг и внешнюю экспансию, — все это способствует все большему захвату регионального рынка банковских продуктов финансовыми посредниками, в уставном капитале которых преобладает иностранный капитал [3,c.176].
Существенную роль в формировании единого экономического и финансового пространства на базе использования национальных валют в качестве валют международных расчётов играет государственная поддержка программ модернизации производства, машиностроения, энергетики и пр.
На саммите БРИКС в Бразилии в 2014 году был подписан ряд соглашений, призванных стимулировать торгово-экономическое и инновационно-технологическое сотрудничество между государствами блока.
Цель нового банка — мобилизация ресурсов для финансирования проектов в области совершенствования инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся государствах.
Не менее важное соглашение касалось сотрудничества в области инноваций между банками стран БРИСК, со стороны России выступил Внешэкономбанк. Соглашение подразумевает обмен информацией о финансовой поддержке инновационных проектов, а также софинансирование инициатив, реализация которых представляет непосредственный интерес для двух или более стран БРИКС.
Странами БРИКС была высказана позиция, что Новый банк развития будет служить дополнением к прилагаемым усилиям уже существующих финансовых организаций и параллельно создаваемых институтов (таких как, например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), а не их заменой. Это объясняется в том числе и тем, что объявленный капитал Нового банка развития составляет 100 млрд долларов США. Данной суммы явно недостаточно для удовлетворения всех потребностей стран БРИКС и других стран с развивающейся экономикой. В то время как для одних стран БРИКС данный институт будет возможностью привлечения инвестиций для развития инфраструктурных проектов, для стран, ощущающих меньший дефицит в развитии инфраструктуры, например для Китая, это будет в том числе возможностью обеспечить для своих компаний выполнение большего количество проектов за рубежом.
15 июля 2014 года на шестом саммите было принято решение о подписании договора о создании пула условных валютных резервов БРИКС. Российской стороной договор о создании пула условных валютных резервов БРИКС был подписан на основании распоряжения правительства от 7 июля 2014 года № 1239-р [6].
В случае возникновения краткосрочных проблем с платежеспособностью данное соглашение будет являться правовой основой для предоставления ликвидности посредством валютных свопов. Размер данного пула изменен не был и будет составлять 100 млрд долларов США, в которых доля Китая — 41 млрд долларов США, ЮАР — 5 млрд долларов США, Бразилии, Индии и России — по 18 млрд долларов США. Высшим органом управления пулом будет являться совет управляющих, который будет принимать решения консенсусом.
7 апреля 2015 года комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Министерством иностранных дел и Министерством финансов России проект федерального закона «О ратификации договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС». Комиссия высказала мнение, что «ратификация договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС будет способствовать реализации стратегических целей России в сфере валютно-финансового сотрудничества, зафиксированных в концепции участия России в объединении БРИКС, к которым, в частности, относится развитие привилегированных отношений с партнерами России по БРИКС». Указанный законопроект был одобрен правительством РФ и внесен в Государственную Думу в установленном порядке.
В рамках шестого саммита БРИКС немаловажной является также договоренность стран о разработке Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС и Общих принципов углубления экономического партнерства стран БРИКС, в которых будут определяться меры по развитию экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках БРИКС. Странами было высказано мнение, что принятие данных документов поспособствует выходу экономического сотрудничества стран БРИКС на качественно новый уровень [4, c. 3].
С 1 апреля 2015 года Российская Федерация председательствует в БРИКС. В. В. Путин в своем обращении указал, что председательство Российской Федерации «нацелено на то, чтобы вывести партнерство в формате БРИКС на новый, более высокий уровень».
Председательство Российской Федерации осуществляется в соответствии со специально принятой концепцией председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015–2016 годах. В рамках данной концепции были определены основные цели и расставлены приоритеты российского председательства в БРИКС. В частности, в качестве ключевого направления работы между странами БРИКС указывается сотрудничество по международным финансовым и экономическим вопросам как фактор обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности.
Документы саммита БРИКС содержат конкретные договоренности по развитию и укреплению международного статуса этого объединения, подчеркнул на итоговой пресс-конференции в Уфе Владимир Путин.
«Положено начало практической работы финансовых институтов БРИКС — нового банка и пула условных валютных резервов — с совокупным капиталом в $200 млрд», — отметил глава государства.
Глава банка Кундапур Ваман Каматх сообщил, что финансовая организация сможет начать предоставлять первые кредиты к апрелю 2016 года. Отбирать проекты для нового банка будут финансовые институты развития стран-участников БРИКС, включая российский ВЭБ.
Другим важным документом стала принятая по инициативе России Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года. Главы РФ, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР поставили подписи под Планом действий, конкретизирующий работу БРИКС на предстоящий год и включающий новые перспективные направления взаимодействия. Главы МИД стран БРИКС подписали меморандум о создании совместного интернет-сайта — виртуального секретариата объединения.
Создание Банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС позволит стабилизировать национальные рынки капитала в условиях кризиса глобальной экономики [7].
Взаимоотношения стран БРИКС сегодня объективно достигли такого уровня, когда можно от намерений переходить к реальным серьезным совместным проектам. Для этого в период российского председательства в БРИКС были созданы собственные финансовые институты — Новый банк развития и Пулы валютных резервов, а также удалось договориться о направлениях многостороннего отраслевого взаимодействия. Если учесть, что каждая из стран — участниц БРИКС обладает огромным потенциалом — ресурсным, интеллектуальным, научным, и сможет использовать новые финансовые возможности, координировать свои действия, учитывать уникальный опыт коллег, то можно с большой вероятностью предположить, что позитивный эффект от подобного сотрудничества будет весьма значительный.
Литература:
- Амин. С. Новая империя? В поисках альтернатив гегемонии глобального капитала / С. Амин // Мир перемен. — 2013. — № 4. — С. 8–12.
- Архангельский, Ю. Неоиндустриализация: некоторые полемические соображения / Ю. Архангельский // Экономист. — 2014. — № 5. — С. 3.
- Юдина Т. Н. Стратегия-2020 в контексте ломоносовской модернизации России// Факультет государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. — С. 176
- Информация Банка России от 15 июля 2014 г. “О подписании Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС” ГАРАНТ.РУ:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595714/#ixzz3prynV6De
- Прексин О. М. Финансово-банковская повесткa глобальных лидеров с позиций бизнеса стран развивающихся экономик// ДЕНЬГИ И КРЕДИТ -2014. — № 10. — С. 5
- http://www.kremlin.ru/text/appears/2004/05/64803.shtml
- http://en.wikipedia. org/wiki/BRICS