Системы подвижной спутниковой связи с зональным обслуживанием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Гениатулин, К. А. Системы подвижной спутниковой связи с зональным обслуживанием / К. А. Гениатулин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/10/648/ (дата обращения: 17.12.2024).

В системах подвижной спутниковой связи (СПСС) требуется обслуживать постоянно увеличивающееся число абонентов при относительно узком частотном диапазоне, выделенном для спутниковой связи. Для этого используются различные способы обеспечения множественного доступа (МД) в сочетании с эффективной по используемой частотной полосе модуляцией.

В данной статье рассматривается обеспечение множественного доступа к спутниковому ретранслятору с зональным обслуживанием. Данный способ МД представляет собой комбинирование традиционных сигнальных (частотно-временных) методов разделения каналов с пространственным разнесением парциальных зон, которые образуются лучами многолучевых бортовых антенн спутникового ретранслятора. Другими словами, зональное обслуживание – это множественный доступ c частотно-пространственным разделением канала. При этом для увеличения количества обслуживаемых пользователей появляется возможность повторного использования частот в разных каналах связи, это достигается пространственным разнесением каналов, которым назначена одна и та же частотная полоса (частотный слот) [1, 2].

Для наиболее эффективной реализации системы спутниковой связи (ССС) с зональным обслуживанием целесообразно применение на спутниках антенн с узкими лучами. Применение таких антенн не только улучшает пространственную избирательность, но и дает энергетических выигрыш, например, возможность уменьшить мощность передатчиков спутника и земных станций. [3] Наиболее перспективным способом реализации многолучевой антенны с узкими лучами, является применение технологий цифрового диаграммообразования (ЦДО) с применением цифровых антенных решеток (ЦАР). Реализация ЦАР основана на использовании передовых алгоритмов цифровой обработки сигналов. Ключевая особенность ЦАР – цифровое формирование лучей диаграммы направленности антенны. Это позволяет динамически оптимизировать обслуживаемую зону покрытия, оперативно перенацеливая цифровые приемопередающие лучи в зависимости от территориального распределения абонентов (рис. 1). [4]

Цифровая антенная решетка — это антенная система, представляющая собой совокупность аналого-цифровых каналов с общим фазовым центром, в которой формирование диаграммы направленности осуществляется в цифровом виде, без использования фазовращателей.

                       


Рис 1. ЦАР позволяет адаптивно перенацеливать лучи на мобильных абонентов

Рис. 2. Адаптивное формирование нулей ДН ЦАР в направлениях помех


Дополнительный энергетический выигрыш появляется за счет использования техники активного подавления помех для формирования провалов диаграммы направленности в направлении других излучателей, работающих на той же частоте
(рис. 2). Подходящий луч ДН направляется  на основании информации, получаемой от терминала, а так же угла ее прихода (Direction of Arrival, DOA).  При этом более узкие лучи требуют более точной оценки угла прихода сигнала (DOA), в противном случае это отразится на помехозащищенности системы. [4-6]

На рис. 3 приведен пример построения системы подвижной спутниковой связи (СПСС). Для связи геостационарного спутникового ретранслятора (СР) с абонентскими терминалам используется адаптивная ЦАР, которая работает в L диапазоне частот и обеспечивает индивидуальное пользовательское покрытие. Для связи СР с центральной земной станцией (ЦЗС) используется традиционная параболическая антенна Ku диапазона. Электрически настраиваемый антенный массив необходим ретранслятору для пространственного разнесения мобильных радиосигналов, которым присвоен один и тот же частотный слот . На (рис. 3) показано, как антенна должна адаптироваться к использованию абонентскими терминалами А1 и А4 одной частотной полосы (одного частотного слота). Для установки соединения с А1, главный лепесток диаграммы направленности должен точно нацеливаться (и, при необходимости, сопровождаться) на мгновенное местоположение терминала А1. Одновременно с этим, в диаграмме направленности антенны должны формироваться провалы (нули)  в направлении всех остальных абонентских терминалов, использующих тот же частотный слот (на рисунке терминал А4). [7]

При формировании эффективной зоны покрытия с помощью ЦАР необходимо учитывать такие факторы, как ширина основного лепестка диаграммы направленности,

 

Рис. 3. Система подвижной спутниковой связи

уровни боковых лепестков, которые зависят от количества антенных излучателей и расстояния между ними. В дальнейшем планируется провести исследование оптимального частотно-территориального плана СПСС с зональным обслуживанием с учетом данных факторов, а так же с учетом активности абонентов. При этом для составления частотно-территориального плана будет использован метод координационных колец [8].

Литература

1.      Аболиц А.И. Системы спутниковой связи. Основы структурно-параметрической теории и эффективность. – М.: ИТИС, 2004. – 426с.: ил.

2.      Спутниковые сети связи: Учеб.пособие / В.Е. Камнев, В.В. Черкасов, Г.В. Чечин. – М.: «Альпина Паблишер», 2004. – 536 с.: ил.

3.      Кантор Л.Я. Расцвет и кризис спутниковой связи // Электросвязь. 2007. №7. С. 19-23.

4.      Слюсар В.И. SMART-антенны пошли в серию // Электроника: НТБ. 2004. №2. C. 62-65.

5.      Слюсар В.И. Цифровое формирование луча в системах связи: будущее рождается сегодня // Электроника: НТБ. 2001. №1. С. 6-12.

6.      S. Anderson, B. Hagerman, H. Dam, U. Forssén, J. Karlsson, F. Kronestedt, S. Mazur, and K. J. Molnar, "Adaptive antennas for GSM and TDMA systems," IEEE Personal Communications, vol. 6, pp. 74 - 86, June 1999.

7.      T. Gebauer and H. G. Göckler, "Channel-Individual Adaptive Beamforming for Mobile Satellite Communications," IEEE Journal Selected Areas in Comm., vol. 13, pp. 439 - 448, February 1995.

8.      Методы частотно-территориального планирования в сетях радиосвязи: монография / В.И. Носов, Н.В. Носкова; Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. – Новосибирск : 2006. - 162с.

Основные термины (генерируются автоматически): DOA, IEEE, зональное обслуживание, спутниковая связь, частотный слот, подвижная спутниковая связь, ЦАР, пространственное разнесение, спутниковый ретранслятор, частотная полоса.


Похожие статьи

Навигационное обеспечение системы диспетчерского управления транспортом

Автономная система позиционирования в составе управления наземной многоцелевой подвижной платформой

Анализ способов построения сети цифрового телерадиовещания применительно к территории Новосибирской области

Повышение устойчивости функционирования аппаратуры ГЛОНАСС, используемой на железнодорожном транспорте

Выбор оптимальных технических параметров передающей телевизионной станции

Необслуживаемые аккумуляторы для железнодорожной автоматики и телемеханики

Концепция системы автоматизированного управления службами такси с использованием трекинг-систем и мобильного оконечного оборудования

Некоторые особенности построения систем передачи телеметрической информации

Оценка параметров каналов и развитие измерительных технологий в сетях связи специального назначения

Функционирование системы безопасной эксплуатации судов на аварийной стадии управления

Похожие статьи

Навигационное обеспечение системы диспетчерского управления транспортом

Автономная система позиционирования в составе управления наземной многоцелевой подвижной платформой

Анализ способов построения сети цифрового телерадиовещания применительно к территории Новосибирской области

Повышение устойчивости функционирования аппаратуры ГЛОНАСС, используемой на железнодорожном транспорте

Выбор оптимальных технических параметров передающей телевизионной станции

Необслуживаемые аккумуляторы для железнодорожной автоматики и телемеханики

Концепция системы автоматизированного управления службами такси с использованием трекинг-систем и мобильного оконечного оборудования

Некоторые особенности построения систем передачи телеметрической информации

Оценка параметров каналов и развитие измерительных технологий в сетях связи специального назначения

Функционирование системы безопасной эксплуатации судов на аварийной стадии управления

Задать вопрос