Определение максимального прогиба параллелограммных и трапециевидных пластинок с помощью МИКФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Фетисова, М. А. Определение максимального прогиба параллелограммных и трапециевидных пластинок с помощью МИКФ / М. А. Фетисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/archive/1/27/ (дата обращения: 19.11.2024).



     Личностно-ориентированный подход к обучению является доминантой в современном образовательном процессе. Основы личностно-ориентированного подхода были заложены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева [7], где личность рассматривалась как субъект, который формируется в деятельности и в общении с другими людьми и который определяет характер деятельности и общения.

     Под личностно-ориентированным подходом в настоящее время понимается комплекс структур и механизмов, характеризующий организацию учебной деятельности, направленной на формирование активности личности обучаемого как самоорганизующегося и саморазвивающегося субъекта, способного самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков [6, С.37].

     Одними из основных положений данного подхода являются направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

     Личностно-ориентированный подход, реализуемый в рамках коммуникативного метода, предполагает максимальный учет в процессе обучения национальных, возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся как личности. Этот учет осуществляется через характер общения с учащимися, через содержание и формы учебных заданий.

     Личностно-ориентированное обучение изменяет основную схему взаимодействия  преподавателя и студентов. Вместо широко распространенной схемы взаимодействия: преподаватель-субъект педагогического воздействия и управления, студент-объект этого воздействия, имеется схема субъект-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества преподавателя и студентов в совместном организованном преподавателем решении учебных, познавательных и коммуникативных задач. Суть такого обучения заключается в максимальной передаче инициативы обучения самому учащемуся, что создает партнерские отношения между преподавателем и учащимися на занятии и в максимальной мере обеспечивает раскрытие личностного потенциала учащихся в результате особой организации занятий (использование ролевых игр, обучение в сотрудничестве и др.) Обучение превращается в активное учение [1].

     В связи с новой парадигмой обучения преподаватель приобретает иную роль и функции в учебном процессе. Он выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника, участника игр и занятий. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации студентов в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. Преподаватель - это личность, которая совместно со студентами определяет цели и содержание обучения, выбирает эффективные и пригодные для данных целей и содержания методы, приемы и средства обучения, тем самым с самого начала обучения вызывает интерес к предмету, к себе как партнеру. Он - информативная для студента содержательная личность, интересный собеседник и квалифицированный, знающий профессионал.

     Профессиональные умения преподавателя должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует от преподавателя более высокую степень профессионального мастерства [4, 7].

     Представляется необходимым говорить также о профессионально-педагогических качествах личности педагога, наличие которых обеспечивает оптимальные возможности для повышения качества учебного процесса. Среди таких качеств чаще всего называются педагогическая эрудиция, педагогическое мышление, наблюдательность, находчивость, рефлексия, педагогическое предвидение. Среди профессионально значимых качеств и собственно личностных характеристик педагога называют вежливость, выдержку и самообладание, гибкость поведения, добросовестность, доброжелательность, инициативность, ответственность, объективность, отзывчивость, принципиальность, самокритичность, скромность, чувство нового, чувство собственного достоинства и ряд других [7].

     Установлению благоприятных, доброжелательных отношений между преподавателем и студентами, студенческой группой способствует знание преподавателем индивидуально-психологических особенностей студентов (их темперамента, характера, самооценки, уровня развития интеллектуальных способностей, мотивации и т. д.), системы ценностных ориентаций группы. Все это позволяет преподавателю активизировать и индивидуализировать учебный процесс, формировать благоприятный психологический климат в студенческой группе [5].

      Студент - это личность, общение с которой рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении учебно-познавательных и коммуникативных задач.

      При личностно-ориентированном обучении студент осознает, что все общение не только ориентированно на его личность, но и строится на уважении к ней. Он является равноправным речевым партнером преподавателя, который уважает свободу мысли, выражения своего мнения и не навязывает собственного мнения. Занятия по ИЯ для студента являются уроками общения, он осваивает технику общения, овладевает речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учится решать различные коммуникативные задачи, быть речевым партнером. Следовательно, создаются условия для повышения уровня культуры общения каждого студента, что становится его личной ценностью.

     Важно строить учебный процесс таким образом, чтобы студенты, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывали потребность в самообразовании и самосовершенствовании и имели возможность реализовать собственные намерения, то есть действовать от своего собственного лица.

     В то же время, поскольку обучение ИЯ есть совокупность равнозначных процессов - обучающей деятельности преподавателя и деятельности студента по усвоению языка - каждый студент должен осознать, что качественный результат его работы над языком определяется в первую очередь его собственными усилиями и устремлениями. Вместе с преподавателем он несет равную ответственность за успешность и качество учебного процесса [2, 3].

     Для того чтобы готовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире, необходимо развивать механизмы автономии, само -  и жизнетворчества. На основе личностно-ориентированного подхода формируется личность обучаемого, будущего профессионала, наделенного следующими характеристиками:

  1. интеллектуально-когнитивные свойства: компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция, владение новыми технологиями обучения и воспитания;
  2. способность не только присваивать мир предметов, но и производить их, преобразовывать, созидать новое;
  3. осознание  и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимом случае самостоятельно их определять; способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от "внешнего мира", независимость не в смысле его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции;
  4. способность к нравственному выбору  в сложных жизненных ситуациях, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего "Я";
  5. способность к рефлексии, потребность в ней как в условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, "осознанием пределов собственной несвободы"  с другой;
  6. активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и рефлектировать результаты деятельности и отношений;
  7. направленность на саморазвитие;
  8.  творческий потенциал, уникальность, неповторимость;
  9. коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащими к разным возрастам категориям, социальным общностям, тактичность;
  10. морально-ценностные свойства: гуманность, справедливость, рефлективность, милосердие;
  11. волевые свойства: работоспособность, настойчивость, самообладание[3].

     Выше изложенное позволяет определить следующие характеристики модели взаимоотношений между участниками учебного процесса на современном этапе:

-         Создание комфортных условий для учения и самообучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента и его развития.

-         Усиление положительных мотивов учения.

-         Активизация творчества учащегося.

-         Субъект-субъектные взаимоотношения участников учебного процесса - утверждается стиль доверия, сотрудничества и творчества, происходит сближение их позиций, усиливается роль эмоций.

-         Особая роль и функции преподавателя: организатор самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, их речевой партнер.Разделение ответственности за результаты обучения и преподавателем и студентом.

     Оптимальными, таким образом, следует считать отношения творческого сотрудничества между преподавателем и студентом, отношения взаимопонимания и уважения, при которых возможна наиболее полная реализация потенциальных возможностей студентов, развитие у них мотивации и направленности не только на учебную, но и на будущую профессиональную деятельность, развитие их коммуникативных, социокультурных компетенций.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы.// ИЯШ. 2002. №2.– С.11-15.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения ИЯ. Лингводидатика и методика. М., Изд. центр "Академия", 2004. – 333с.

3. Мильруд Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению ИЯ в России.// ИЯШ. 1997. №6.– С.7-12.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. докт. пед. наук проф. Полат Е. С. М., 2003. – 270с.

5. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологий обучения. Томск: Изд. во ТПУ, 2003.– 202с.

6. Сороклвых Г.В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов. М., 2003.– 178с.

7. Щукин А.И. Обучение иностранным языком: теория и практика. М., Филоматис, 2004. – С.416.

 

 

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, Личностно-ориентированный подход, студент, преподаватель, Обучение, учебная деятельность, процесс обучения, речевой партнер, самостоятельная активная познавательная деятельность, студенческая группа.


Похожие статьи

Задать вопрос