Учителя и преподаватели вузов и колледжей регулярно публикуют научно-методические материалы. Это уже прочно вошло в практику их работы. Но в последнее время подобной деятельностью занялись и воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Что это – следование моде или выполнение обязательного требования? Постараемся в этом разобраться.
Обязывает ли закон воспитателей делать публикации?
Согласно пункту 2 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 №276, педагогические работники должны проходить обязательную аттестацию. Так они подтверждают соответствие занимаемым должностям. Протестировать себя можно и добровольно, если есть намерение повысить категорию. Это не только вопрос престижа, но и прибавка к окладу.
Но касается ли это воспитателей? В пункте 1 указанного приказа мы видим, что его действие распространяется на педагогические должности из подраздела 2 раздела 1 номенклатуры. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 №678. В интересующем подразделе воспитатель указан первым. А это значит, что работа в ДОУ также предполагает аттестацию.
Для ее прохождения работодатель готовит представление, включающее в том числе оценку профессиональных качеств и результатов трудовой деятельности оцениваемого. И вот мы подошли к самому интересному.
Как охарактеризовать профессиональную деятельность воспитателя
Как и учитель, воспитатель предоставляет вместе с документами портфолио. Чем оно обширнее, тем больше шансов впечатлить аттестационную комиссию. В него обычно включают:
- характеристику с места работы;
- аналитический отчет за последний рассматриваемый период трудовой деятельности (обычно это 5 лет);
- творческий отчет;
- отзывы родителей;
- научные достижения.
Объем предоставляемых сведений законодательно не ограничен. Здесь работает принцип «чем больше, тем лучше». Но нельзя забывать и о качестве. Повысить его как раз и могут методические разработки.
Как публикации методических материалов характеризуют воспитателя
Как нетрудно догадаться, публикации в журналах относятся в первую очередь к научным достижениям. Однако очевидно, что ими такие достижения не ограничиваются.
Это могут быть как теоретические исследования по актуальным проблемам педагогики, так и личные методические разработки. Но вторые имеют больший вес с учетом того, что аттестация оценивает воспитателя больше как практика.
Откроем секрет: для аналитического отчета они тоже представляют ценность. Ведь в нем нужно описать в частности:
- какие инновационные педагогические методики использует воспитатель;
- насколько успешно их внедрение;
- в каких именно формах он их реализует.
Можно до бесконечности вести рассказы о своей профессиональной деятельности. А можно дать ссылки на издания, где ее результаты уже представлены заинтересованной аудитории. Работник ДОУ, делящийся практическим опытом, зарабатывает авторитет не только в педагогическом сообществе, но и в глазах аттестационной комиссии.
Зачем еще делать публикации
Аттестации проходят каждые пять лет, но профессиональная деятельность в промежутках между ними не останавливается. И если воспитателю есть чем поделиться, возможность опубликовать методические разработки лучше не упускать. Причин на то много:
- Наполнение личного сайта. Современные педагоги заводят веб-ресурсы, где презентуют себя как специалистов. Сайт выглядит солидно, если имеет страницу с публикациями хозяина.
- Профессиональный престиж. Ссылки на презентованные методические разработки – это большой плюс в резюме. Воспитатель, имеющий их, более востребован.
- Обмен опытом. Такие статьи лучше всего помогают распространять маленькие открытия. Если вы смогли чуть-чуть улучшить дошкольное образование, стоит обучить этому и коллег. А потом и у них можно почерпнуть нечто полезное.
- Авторитет в глазах родителей. Сегодня мамы и папы обязательно «пробивают» учителей и воспитателей в Интернете. Публикации в журналах формируют благонадежную репутацию.
В эпоху, когда педагогические работники ведут гонку портфолио, без опубликованных методических разработок не обойтись. Не представили результаты работы заинтересованной общественности – считай, не работали.
Задел для научной работы
Не все стремятся в науку с детства. Иногда человек долго занимается практической деятельностью и даже не задумывается об этом. Но достаточно небольшого исследования, чтобы найти в себе новый талант. Публикация методической разработки поможет:
- Сделать первый шаг в науку. Возможно, вам понравится этим заниматься, и вы найдете свое предназначение.
- Найти тему для будущих исследований. Выбрать ее с нуля сложно: а вдруг не пойдет, не хватит материала. Но уже после первого опубликованного материала вы почувствуете, есть ли над чем еще поработать. Заодно поймете, как подкрепить свою работу теорией.
- Дойти до защиты диссертации. Педагогические науки предполагают проектирование. Это значит, что обязательные публикации не могут носить чисто теоретический характер. Если у вас есть методические наработки – используйте их.
А еще за опубликованные работы можно получать сертификаты и награды. Приятно видеть, что работа не осталась без внимания и оценена по достоинства.
О чем писать
Как видим, причин презентовать методические материалы можно найти много. Главное – как можно раньше понять, что это не пустая трата времени, а важный элемент педагогической деятельности.
Но дальше неизбежно возникнет вопрос: чем же поделиться с коллегами и другими заинтересованными читателями? Лучше сосредоточиться на том, что у вас лучше всего получается:
- образование детей дошкольного возраста;
- их воспитание;
- их физическое развитие;
- организация развивающих игр;
- подготовка к школе;
- работа с родителями.
Подумайте, в какой из этих сфер вы применяли новые методики, непривычные или даже незнакомые коллегам. Новизна в этом деле очень важна. Желательно, чтобы разработки можно было попробовать внедрить и в других детских садах.