Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме. Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.

В каждом вузе есть свои требования к его структуре и содержанию. Мы рассмотрим общую концепцию составления этого документа. Также мы приведем примеры, используемые в практике образовательных учреждений.

Что такое отчет о работе преподавателя и зачем он нужен

Сразу оговоримся: название документа – неофициальное и может меняться в зависимости от требований конкретного вуза. Отчетом он именуется в любом случае, а вот о чем – возможны варианты:

  • о работе преподавателя (доцента, профессора);
  • о проделанной работе;
  • о научно-педагогической деятельности;
  • о научной работе.

Не путайте этот документ с индивидуальным планом сотрудника кафедры. Хотя в некоторых вузах, например, СГУГиТ, они объединены в индивидуальный план-отчет.

Необходим этот документ, в первую очередь, для подведения итогов работы педагога за истекший учебный год. На его основе руководство может сделать вывод:

  • о возможности или нежелательности продления трудового договора;
  • о премировании за эффективный труд;
  • о необходимости повысить квалификацию.

Заполненные ранее отчеты позволяют быстро подготовить представление для участия в конкурсе на замещение должности . Правда, информацию придется свести воедино, а не копировать тексты пяти документов подряд.

Также на основе отчетов отдельных преподавателей формируется сводный отчет о результатах работы всей кафедры.

Также рекомендуем: Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Типовая структура

Привести к единому виду структуру отчета преподавателя довольно трудно – очень много вариантов может быть. Поэтому мы ограничимся укрупненными блоками, взятыми из ГОСТ 7.32-2001 . Он разработан для составления отчетов по НИР, но для учебной работы тоже подойдет. Итак, структура включает (табл. 1):

Типовая структура отчета о работе преподавателя

Компонент Содержание
Титульный лист Указываем всю базовую информацию:
  • шапку с названием образовательной организации;
  • название документа в соответствии с требованиями вуза;
  • ФИО автора;
  • кафедру, на которой он трудится;
  • отчетный год;
  • год и место составления.

Возможно, ваша кафедра попросит указать что-то еще. Поэтому всегда сверяйтесь с методичками.

Список исполнителей Поскольку документ касается единственного человека, этого списка быть не может. Но заменить его может поле для отметок о согласовании заведующим кафедрой и другими уполномоченными руководителями.
Реферат В случае с НИР здесь указывают:
  • количество страниц;
  • количество единиц иллюстративного материала (если есть);
  • количество приложений;
  • количество использованных источников;
  • ключевые слова.

Непосредственно реферат (текстовую часть) можно опустить. О результатах и их эффективности пока речи не пойдет. Хотя можно привести цель и задачи написания отчета.

Содержание Перечисляем все части с указанием страниц, с которых они начинаются.
Определения Допускается привести толкование специфических терминов. Но если таковых нет, раздел можно пропустить.
Введение На наш взгляд, часть – совсем не обязательная. Но, обосновав актуальность составления отчета, можно впечатлить руководство.
Основная часть Здесь перечисляем всё, что было проделано за истекший год. Основная часть может включать подразделы. Их число зависит от требований конкретного вуза.
Заключение Отчет станет более значимым, если в конце подвести итоги проделанной работы.
Список использованных источников и приложения Заполняем, если есть

Как описать научно-исследовательскую работу

Переходим к содержанию основной части отчета. Оно может варьироваться, но научно-исследовательский компонент работы преподавателя, доцента или профессора, как правило, без внимания не остается.

Этот раздел содержит следующие сведения:

  1. Защищенные диссертации. Для тех, кто получил ученую степень в отчетном году, это обязательно. Те, кто «остепенился» раньше, может указать, в каком году это произошло.
  2. Научное руководство. Имеется в виду не только помощь аспирантам и докторантам. Сюда можно включить и дипломников.
  3. Научные статьи. Здесь указываем все публикации в научных журналах за год. Желательно особо выделить те, что попали в издания ВАК, Scopus и WebofScience .
  4. Монографии. Упомянуть можно не только единоличные труды, но и отдельные главы в коллективных работах.
  5. Участие в конференциях. Разделение можно провести на городские, региональные, всероссийские и международные. Если по итогам мероприятия был выпущен сборник тезисов, следует указать выходные данные своего доклада.
  6. Получение грантов. Здесь нужно указать тему исследования и номер гранта.
  7. Работа рецензента. Если вы выступали официальным оппонентом на защитах диссертаций, этот раздел будет чем заполнить. Если нет, то можно указать статьи или монографии, которые вы рецензировали, или написанные вами отзывы на авторефераты.
  8. Патенты. Если вы успели зарегистрировать патент на научную разработку, в отчет следует внести его номер.

Также рекомендуем: Листы: печатные, авторские и другие

Разрешается включать в эту часть отчета и иные сведения. Например, вы руководили студенческим научным кружком или получили награду за научные достижения – все это непременно найдет место в отчетности.

Как описать учебно-методическую работу

Для вузовского преподавателя это не менее важное направление деятельности. Поэтому учебно-методическая работа тоже часто отражается в годовом отчете. Здесь необходимо перечислить:

  • разработанные вами лично рабочие программы дисциплин;
  • составленные календарно-тематические планы;
  • созданные с нуля контрольно-измерительные средства (экзаменационные билеты, проверочные тесты, задания для контрольных работ);
  • изданные учебно-методические пособия;
  • разработанные электронные курсы или отдельные методические материалы;
  • участие в методических конференциях и семинарах (в качестве слушателя и докладчика).

В некоторых университетах разрешают включать в отчет и переработанные материалы. Также приветствуется упоминание членства в методических объединениях и участие в разработке учебно-методических комплексов.

Нужно ли включать учебную, воспитательную и организационную работу

На этот вопрос ответить могут только в конкретном вузе. В одних такие компоненты обязательно включаются в отчет о проделанной работе преподавателя. Другие предпочитают выводить эти сведения в отдельный документ.

К учебной работе обычно относят:

  • направления подготовки студентов, которых обучал преподаватель;
  • дисциплины, по которым он читал лекции, проводил семинары или иные типы занятий;
  • годовая нагрузка (с разбивкой на лекции и практические занятия);
  • руководство подготовкой курсовых работ;
  • руководство практикой с указанием вида;
  • участие в государственной итоговой аттестации.

В качестве воспитательной можно рассмотреть любую внеаудиторную работу со студентами. Также она включает выполнение функций куратора группы, взаимодействие с абитуриентами и профориентацию школьников. Иногда последние два направления относят к организационной работе. Такие нюансы тоже лучше уточнить на своей кафедре.

Что еще можно включить в отчет

Хотя это документ, и перечень включаемой информаци и ограничен, пространство для маневра все же остается. Нередко вузы настаивают на приведении в нем сведений о повышении квалификации. Это могут быть:

  • дипломы о профессиональной переподготовке;
  • удостоверения о повышении квалификации;
  • сертификаты о прохождении курсов;
  • свидетельства о презентации работ педагогическому сообществу;
  • награды за победу и участие в конкурсах профессионального мастерства.

Иногда встречается и раздел «Трудовая дисциплина». Если год прошел без происшествий, он ограничивается фразой «Взысканий нет». Если же таковые были, перечисляются даты и основания наложения санкций.

В целом допускается приводить любые дополнительные сведения, которые характеризуют педагога с точки зрения его профессиональных достижений.

Как оформить

Общие требования можно брать из упомянутого ГОСТ 7.32-2001. Но в каждом вузе есть свой шаблон, который либо дают преподавателям в соответствующем подразделении, либо выкладывают на официальном сайте.

Поскольку требования к оформлению отчета везде свои, мы просто приведем примеры от разных образовательных организаций.

СГУГиТ

ПсковГУ

АТиСО

ПетрГУ

ТОГУ

ИВМ ЮУрГАУ