Психолого-педагогические особенности обучения леворуких детей | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 816 раз

Библиографическое описание:

Плотникова, В. А. Психолого-педагогические особенности обучения леворуких детей / В. А. Плотникова, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1 (15). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1082/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

В настоящее время из-за изменений в сфере образования большое внимание стало уделяться развитию полноценной личности и воспитанию индивидуальности. Все нововведения, методы и подходы стремятся внести такие необходимые условия, в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся.

Проблема адаптации ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни всегда волнует учителей и родителей. И любое отклонение в поведении детей от общепринятых норм вызывает у них опасения. Таким опасением и является «леворукость». В педагогике различают два определения: «левшество» и «леворукость». Понятия эти похожи и многих людей ставят под сомнение и сбивают с толку.

По мнению известного российского нейропсихолога, профессора А. В. Семеновича, леворукость — это предпочтение и активное использование левой руки, т. е. внешнее проявление того, что по каким-то признакам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную и ведущую роль в обеспечении произвольных движений. [5, c.2]. Леворукость также может быть и временным признаком.

Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семеновича, — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. [5, c.3]. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.

Согласно исследованиям М. М. Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации и школьного стресса. По данным ряда психологов, именно леворукие дети испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. [4, c.73].

Рассматривая трудности, возникающие у леворуких при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании таких детей. Ещё в советские времена система образования стремилась всячески уровнять детей и сделать всех праворукими, что очень негативно сказывалось на здоровье леворуких детей.

Последствиями подобных переучиваний были: заикания, сильные нервные срывы, неврозы и прочее. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны учителей и родителей.

В 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма. После чего количество леворуких детей существенно увеличилось. Но отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее он ставит целый ряд других, не менее важных затруднений. Это и дифференцированные методики обучения, и различные комплексы гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое другое. [1, c.119].

Для организации обучения леворуких детей необходимо как можно более раннее выявление ведущей руки — это позволит оказать леворукому ребенку психолого-педагогическую поддержку и непосредственную помощь. Специалисты считают, что целесообразно это делать в 4–5 лет. [2, c.16].

При поступлении ребенка в школу работа учителя должна быть направлена на достижение его безболезненной адаптации к учебному процессу. Поэтому учителю категорически нельзя проявлять негативного отношения к леворукости. Он должен воспитывать у сверстников и окружающих людей уважение, тактичность и внимательность к таким детям и разъяснять несправедливость обидных кличек и насмешек.

Наибольшие проблемы в обучении леворуких младших школьников составляют навыки формирования письма, чтения и счета, так как основой для усвоения этих умений является зрительное восприятие.

При обучении математики учителям начальных классов помимо таблицы умножения можно составить таблицу сложения. Следует учитывать и то, что при традиционном обучении часто используются модели и схемы. А именно они представляют для леворуких детей наибольшие трудности, так как они могут путать лево и право, верх и низ.

Также необходимо создавать «обходные» пути в обучении. Например, не надо ждать пока ребенок, просто глядя на других сам научится пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, иголкой, кисточкой, спицами, завязывать шнурки и т. п. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе повторить необходимое действие. То же самое нужно проделать с написанием новых букв, цифр и рисованием.

Еще одно очень важное правило при обучении леворукого ребенка — нужно избегать абстракций при объяснении нового материала. Такой ребенок должен сам всё почувствовать своим телом и руками. При подготовке к обучению грамоте важно помочь учащемуся выбрать положение руки во время письма. Начинать следует с простых штрихов. Обязательно нужно заниматься видами деятельности, при которых задействованы обе руки.

У леворуких часто возникают трудности при чтении. Чтобы помочь ребенку надо напомнить, откуда началось чтение или можно ориентировать его по маркированной руке (цветная ниточка). Если эти способы не приводят к положительному результату, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это нужно делать взрослому, а позже ребенок научится делать это самостоятельно.

Важная особенность леворуких детей — это их повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость. В связи с этим, леворуким младшим школьникам даже больше, чем другим, необходимы подвижные игры на воздухе. В подвижных играх они утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их проявить себя и взаимодействовать с другими детьми. Если детей не научить вовремя основным движения, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой.

Леворукого ребенка лучше всего задействовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях, чтобы там он мог общаться со сверстниками, посещать спортивные, художественные, культурные и другие секции. Леворукость для ребенка ни в коем случае не должна быть препятствием для адаптации в окружающей его среде.

Роль учителя начального обучения велика и заключается она не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в организации особой образовательной среды, особенно для тех учащихся, которые испытывают трудности в обучении и которым необходима дополнительная помощь.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Нужно верить в наших детей, в их успехи и достижения. И совсем не имеет значения, какой именно рукой пишет ребёнок. Важно то, какой он личностью является. Так пусть же каждый леворукий ребенок имеет право на свою индивидуальность и проявление творчества!

 

Литература:

 

  1.                Бабанский Ю. К. «Методы стимулирования учебной деятельности леворуких школьников в процессе обучения» // Выбор методов обучения в средней школе// Под ред. Ю. К. Бабанского,2006 г., с.118–131.
  2.                Безруких М. М. «Леворукий ребёнок» — М., 2001.
  3.                Венгер А. Л., Поливанова К. Н. «Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми», Психология, 2006 г.
  4.                Маркова Т. А. «Леворукий ребенок в школе», 2004 г.
  5.                Никонецкий А. Л. Научная публикация «Что мы знаем о леворукости», 2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, обучение, левая рука, трудность, школа.


Похожие статьи

Методические проблемы обучения письму детей...

дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку)

Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для...

Диагностика леворукости как условие развития познавательных...

Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней... дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму.

Основные направления в работе с леворукими детьми

Количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программы, не уменьшается.

Такой ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению

«Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?

Формирование психологической готовности к школьному...

Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает

Левая рука правая рука. 5. Припоминание символов (см. упр.1)— записать втетради.

Нарушение пространственных представлений как признак будущей...

В статье обсуждаются особенности детей с нарушением зрительно-пространственного гнозиса, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы.

Исторический аспект проблемы леворукости | Статья в журнале...

Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней... дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую

- трудности в различении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте, приводят к затруднениям в различении и...

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как...

От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как

Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения

Все виды деятельности по подготовки руки ребёнка к письму привлекают детей.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Похожие статьи

Методические проблемы обучения письму детей...

дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку)

Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для...

Диагностика леворукости как условие развития познавательных...

Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней... дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму.

Основные направления в работе с леворукими детьми

Количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программы, не уменьшается.

Такой ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению

«Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?

Формирование психологической готовности к школьному...

Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает

Левая рука правая рука. 5. Припоминание символов (см. упр.1)— записать втетради.

Нарушение пространственных представлений как признак будущей...

В статье обсуждаются особенности детей с нарушением зрительно-пространственного гнозиса, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы.

Исторический аспект проблемы леворукости | Статья в журнале...

Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней... дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую

- трудности в различении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте, приводят к затруднениям в различении и...

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как...

От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как

Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения

Все виды деятельности по подготовки руки ребёнка к письму привлекают детей.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Задать вопрос