А. Т. Болотов — удивительный русский человек | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Дьячкова, А. В. А. Т. Болотов — удивительный русский человек / А. В. Дьячкова, Т. В. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/5/ (дата обращения: 04.05.2024).

Слова русского писателя и философа 19 века Николая Гавриловича Чернышевского как никогда сегодня отражают актуальность изучения истории родного края: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».

Мое дошкольное детство прошло в городе Богородицке Тульской области. Я не понаслышке знаю о Богородицком парке, созданном удивительным русским человеком, ученым-энциклопедистом А. Т. Болотовым. Не раз была на экскурсиях в музее графов Бобринских, у которых Андрей Тимофеевич работал управляющим почти всю свою жизнь. Меня крестили в храме Казанской Божьей Матери — домовом храме графов Бобринских. Переехав жить в Тулу, я каждые каникулы возвращаюсь в этот удивительный город, любуюсь тем, как меняется в разные времена года парк. Сегодня — я ученица 6 «А» класса школы № 8 г. Тулы.

Открытием для меня было то, что мои одноклассники никогда не были во Дворце — музее графов Бобринских и почти ничего не знают о нашем замечательном земляке — удивительном русском человеке А. Т. Болотове. Странно, ведь г. Богородицк всего в 70 километрах от г. Тулы. Я поделилась этой проблемой с моей мамой — Дьячковой Татьяной Владимировной — доцентом кафедры технологий обучения воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Данная проблема ее тоже заинтересовала. Было решено провести анкетирование детей нашего класса на предмет знаний о жизни и деятельности А. Т. Болотова.

Мы получили следующие результаты в ходе анкетирования учащихся 6 «А» класса при ответе на вопрос «Кто первым создал в России детский театр».

 

Результаты анкетирования учащихся 6 «А» класса при ответе на вопрос «Кто в России начал выращивать картофель и говорить о его пользе?» были следующими:

 

Таким образом, противоречие между потребностью осмысления образа нашего земляка А. Т. Болотова как примера для подражания и гордости за Тульский край и отсутствием знаний о нем у моих сверстников, определило проблему исследовательской работы.

На мой взгляд, очень важно, чтобы мы помним о своих истоках, чтобы знали о преемственности поколений, неразрывной связи времени, унаследовали все лучшие человеческие качества, присущие великим людям нашего государства; учились у них и брали с них пример.

Для меня стало актуальным заинтересовать своих ровесников жизнью и творчеством А. Т. Болотова — ученого — энциклопедиста, незаслуженно забытого его земляками. Сегодня нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». Все мы за свои одиннадцать — двенадцать лет успели побывать в далеких жарких странах, посмотреть на достопримечательности и культурно- исторические памятники других народов. Но, иногда задумаешься: «Где мы были в России? Что знаем о своей Родине и людях, ее прославивших и оставивших свое имя на века?». Как важна сегодня память «из рода в род».

Мне очень захотелосьеще глубже познакомиться с жизнью и творчеством великого русского ученого А. Т. Болотова, обобщить собранный материал, создать презентационные материалы для проведения классных часов и бесед о жизни и творчестве нашего земляка и в итоге разработать схему экскурсионного маршрута по местам его жизнедеятельности в Тульской области.

Изучая жизнедеятельность А. Т. Болотова, меня поразила уникальность его наследия для общества. Каждый раз в моей голове возникал вопрос: «При каких условиях смог сформироваться его уникальный талант!?». Родился Андрей Тимофеевич 7 октября 1738 года в селе Дворяниново в небогатой дворянской семье. Меня поразило то, что он рано потерял своих родителей, и то время, когда они были так важны для его становления (помощи, поддержки, советов), он остался без родительской любви. Я лишь на миг представила свою жизнь без самых близких людей, как это страшно! Главным в становлении А. Т. Болотова были книги, любовь к чтению, проявившаяся уже в раннем детстве. Из различных источников я узнала, что весь свой огромный, энциклопедический запас знаний Андрей Тимофеевич получил благодаря чтению книг, любознательности, наблюдательности, встречам с интересными людьми [1, с. 44].

Читая описание жизни А. Т. Болотова (написанные им самим или учеными — исследователями), я каждый раз удивлялась его способности все схватывать «на лету», ему было интересно все. Меня удивил факт из его жизни: «У своего дяди, отставного военного, он находит книги по геометрии, в которые «окунается с головой», переписывает их для себя». Интересно, что в свободное от военной службы время А. Т. Болотов знакомится со многими профессорами кёнигсбергского университета (Пруссия), берет у них книги и слушает их лекции. Еще один известный факт, что Андрей Тимофеевич всегда имел при себе книги и краски для рисования [2, с. 23]

После вступления на престол Екатерины II. А. Т. Болотов предпочёл науку военной службе и вышел в отставку в чине капитана, поселившись в своём родовом имении Дворяниново. Там он собирает уникальную библиотеку, которая имела большой значение не только для него самого, но и для детей, внуков и более далеких потомков. В библиотеке насчитывалось около 1300 книг, из них более половины на иностранном языке.

В 2013 году отмечался двойной юбилей Андрея Тимофеевича Болотова (7 октября 1738–4 октября 1833) — тульского энциклопедиста. 275 лет со дня рождения и 180 лет со дня смерти. Андреем Тимофеевичем написано свыше 350 томов научных и литературных произведений, из которых около 4 тысяч научных работ было опубликовано [3, с. 101]. По масштабам личности, разносторонним дарованиям и научным достижениям А. Т. Болотова можно сравнить с М. В. Ломоносовым, однако имя первого русского ученого-агронома долгие годы было почти забыто.

Отбирая из различных источников информацию о вкладе Андрея Тимофеевича в культуру и науку нашего государства, я обратила внимание на замечательные слова самого ученого, позвольте процитировать: «Лучшею наградою за весь подъятый толь великий труд было для меня собственное сознание: что я, со своей стороны, был полезным для своего отечества» [4, с. 93].

Андрей Тимофеевич говорил не о пользе государства для него самого, что дало ему государство, а гордость ученого за то, что он был полезен для России. Мы часто слышим совершенно иные слова от наших современников: «Что мне будет от этого?». Мы сегодня живем в обществе «потребителей» и к нему принадлежим. А. Т. Болотов всей своей жизнью показывает нам пример бескорыстного служения Родине, людям своего Отечества независимо от их положения в обществе.

Сегодня очень много информации можно получить из интернета, но нам хотелось обратиться к первоисточникам и работам современных российских ученых, изучавших и изучающих жизнедеятельность А. Т. Болотова. Мы отправились в г. Богородицк. Там, у нас состоялась встреча научными сотрудниками Богородицкого Дворца-музея О. В. Перовой и М. В. Жерздевой.

Обойдя все залы музея, мы побывали в воссозданной комнате, в которой мог бы работать ученый. Атмосфера Дворца — просто непередаваемая! Мне показалось, что Андрей Тимофеевич вышел на минутку и скоро вернется.

Там, в музее, в обстановке дальнего прошлого, я явно ощутили талант А. Т. Болотова как писателя, ученого, селекционера, журналиста, организатора, архитектора — человека разносторонних знаний и наклонностей. Письма, акварели рук А. Т. Болотова и его сына свидетельствуют об образцово организованном хозяйстве богородицких имений. Сотрудники музея рассказали нам о том, ученый принимал участие во всех делах Богородицка. Активно включился в работы по строительству дворца и соборной церкви, разработал проект будущего расположения города, прекрасно сочетая новые правила градостроения с местным ландшафтом. Но самым главным результатом богородицкой деятельности Болотова явился созданный им замечательный парк. Пруды, каналы, искусственные каскады-водопады украшали этот парк, равно как и прекрасные беседки, гроты и другие «затеи». Каким был парк, можно представить, перелистывая созданный им альбом с акварельными зарисовками. К сожалению, многое из того, что создал А. Т. Болотов, не сохранилось. Болотов по поводу разведения и устройства парков писал: «Не было бы ни мало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни английские, ни французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими» [4, с. 78].

Нас — людей 21 века может удивлять гражданская позиция А. Т. Болотова, который так радел (заботился) о российской земле и людях, живущих на ней. И что очень обидно, ведь так показывают результаты вышеприведенного анкетирования, мы — дети 21 века не знаем этого имени.

Рис. 1. Акварель. Вид на парк А. Т. Болотова [7, с.56]

 

К сожалению, практически все чудеса, созданные А. Т. Болотовым в парке разрушены и вряд ли будут востановлены. В очередной раз убеждаешься в том, как много зависит от личности. Ведь Андрей Тимофеевич персонально каждый день осматривал все объекты богородицкого владения графов Бобринских и следил за их состоянием.

Научные интересы А. Т. Болотова были достаточно обширны. Он внес большой вклад в развитие русской культуры. Благодаря просветительской деятельности А. Т. Болотова в Богородицке в 1784 г. было открыто первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей. В Богородицке им был создан первый в России детский театр (1779–1781), для которого он сам писал пьесы, ставил их с детьми, рисовал декорации, исполнял некоторые роли. Дома А. Т. Болотова в Богородицке и Дворянинове становились культурными центрами местного населения, где устраивались музыкальные и литературные вечера, театральные представления [6, с. 51].

А. Т. Болотов писал: «Вступление в сей Новый Год моей жизни ознаменовалось особенным мероприятием, которого у меня никогда на уме не было, а именно восхотением смастерить у себя небольшой домашний театр, на котором бы все наши дети могли представлять театральные пьесы» [5, с. 69].

Однажды после спектакля «Снежная королева» я побывала на встрече с художественным руководителем театра «У Гаши» Карповой Еленой Васильевной. Она много рассказала об истории создания театра, показала афиши, фотоальбомы. Рассказала, что поначалу постановки проходили в овальном зале Дворца-музея, где в XVIII веке шли спектакли первого в России детского театра, созданного управляющим имения ученым-энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым.

Как здорово, что сегодня театр «У Гаши» во многом продолжает традиции детского театра А. Т. Болотова! В театре одновременно играет три состава: взрослый, детский и молодежный, которые иногда встречаются в рамках одной постановки. Я узнала среди актеров театра учеников моей бабушки. Дети говорили, что театр, в котором они играют, неоднократно обращался к пьесам XVIII века, исполнявшимся в богородицкой усадьбе театром А. Т. Болотова. Прежде всего — это произведения самого А. Т. Болотова «Честохвал» и «Несчастные сироты».

Изучая материалы и представляя их для ознакомления своим одноклассникам (в рамках классного часа «Великие люди тульского края», бесед на переменах) я поняла для себя следующее: жизнь А. Т. Болотова — это постоянный кропотливый труд над самим собой с целью преобразования всего, что его окружало (людей, природы, строений и т. д.).

В свою очередь, мы предприняли попытку рассмотреть систему ценностей удивительного русского человека, которая была опорой всей его непростой жизни и постарались сравнить ее с ценностным миром современного ученика 5 класса. Удивительному русскому человеку — А. Т. Болотову были чужды гордость, эгоизм, надменность.

С целью выявления ценностного мира моих одноклассников, мы провели анкетирования и получили следующие результаты. Детям было предложено ответить на вопрос «Что делает человека счастливым?».

 

В ходе классного часа, посвященного великим тулякам, я предложила своим друзьям позицию А. Т. Болотова по этому вопросу. В интернете я наткнулась на диссертационное исследование Щеблыгиной Ирины Васильевны «А. Т. Болотов и его система ценностей». Исследователь констатирует, что важным условием человеческого счастья Андрей Тимофеевич считал положение личность в обществе. При этом он придерживался такой позиции: отношение к тебе людей в первую очередь зависит от того, как ты сам к ним относишься. Вот его собственные слова: «... я обходился со всеми дружелюбно, просто, бесхитростно, чистосердечно, откровенно, ласково и снисходительно. И за то был всеми любим и почитаем добрым человеком, а сие для меня было всего дороже» [5, с.103]. Неиссякаемым источником человеческого счастья А. Т. Болотов считал общение с природой. По мнению ученого, с раннего детства нужно раскрывать перед детьми красоту окружающего мира, прививать умение понимать ее и наслаждаться ею, тем более, что это так доступно.

Мы долго спорили с ребятами, был ли Андрей Тимофеевич прав, говоря, что не может быть человек подлинно счастливым, если его не любят и не уважают другие люди. Очень интересна для ребят оказалась мысль ученого о том, что «главными врагами человеческого счастья, являются безделье и скука. И наоборот, труд, особенно творческий, любимый, способен доставить человеку истинное наслаждение жизнью, подлинное счастье» [5, с. 92].

Результаты анкетирования учащихся 6 «А» класса при ответе на вопрос «Согласен ли ты с позицией А. Т. Болотова о счастье?» были следующие.

 

А. Т. Болотов по праву принадлежал к лучшим людям своего времени, борющимся за просвещение своей страны и двигающим русскую науку вперед. Ученый по праву может считаться не только гордостью земли тульской, но и гордостью и славою отечественной науки и культуры.

В конечном счете, не так важно, кем мы станем во взрослой жизни, а важно — какими людьми мы будем. И нам есть с кого брать пример великой работоспособности, самоотдачи и служения Родине.

Нам иногда говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Чтобы приблизиться к удивительному русскому человеку — А. Т. Болотову, нами был разработан экскурсионный маршрут по местам, связанным с его жизнью и творчеством на Тульской земле. Ребятам из класса я задала вопрос: «Согласны ли они поехать в путешествие по местам А. Т. Болотова?». Были получены следующие результаты, которые меня порадовали. Представляем результаты опроса:

 

Пример Андрея Тимофеевича Болотова, его непрестанный труд, постоянная мыслительная работа, его энциклопедические знания, радение о благе Отечества дороги нам всем. Он доказал, что можно в любых условиях, проявляя пытливость, настойчивость и трудолюбие, добиться таких результатов, которые поражали не только современников, но и потомков.

Заслуги А. Т. Болотова многогранны. Мне кажется, что сегодня просто необходимо в Тульской области учредить поощрительные премии им. А. Т. Болотова в различных номинациях. Они могут вручаться гражданам Тульской области за достижения в области управления, науки, культуры, педагогики и т. д. Также возможно инициировать конкурсы, посвященные А. Т. Болотову в разных направленностях дополнительного образования детей (в частности, художественной — фестивали детских театральных коллективов).

Видя на картинах или репродукциях в учениках и альбомах великих людей, нам детям думается, что они никогда не были маленькими т. е. как мы — детьми, что у них не было в жизни трудностей и все пришло сразу и «даром» (без труда и жизненных невзгод). Но изучив только лишь жизненный путь одного из замечательных российских ученых, сразу все становиться на места. Моя бабушка говорит: «Жизнь прожить, не поле перейти». Как показывает пример жизни нашего великого земляка — А. Т. Болотова, трудности закаляют и делают человека — человечным. Нам так сегодня важно сохранить в себе «человеческое».

Знакомство с жизнью и деятельностью А. Т. Болотова, его ценностно-смысловыми установками поменяло мое отношение к людям и природе нас окружающей. Мне стало понятно, что удивительное рядом, только нужно сделать некоторые усилия, чтобы его увидеть и оценить. Разве это неважно, в моем возрасте научиться не просто смотреть на вещи, но видеть их смысл и предназначение. На классных часах нам говорят о любви к малой родине и нашей великой стране — России. Почти все мои одноклассники хотят быть знаменитыми людьми, но понимаем ли мы какая это ответственность?

 

Литература:

 

1.                 Андрей Тимофеевич Болотов: Библиографический указатель /Тульская областная библиотека им. В. И. Ленина. Сост. А. Д. Афанасова. Тула, 1988. — 58 с.

2.                 Бердышев А. П. Андрей Тимофеевич Болотов — выдающийся деятель науки и культуры. М., 1988. — 102 с.

3.                 Бердышев А. П. Андрей Тимофеевич Болотов — основоположник русской сельскохозяйственной науки. М., 1988. — 110 с.

4.                 Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков: В 4 т. Спб., 1870–1873. — 256 с.

5.                 Болотов А. Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова: В 2 т. Тула, 1988.

6.                 Любченко О. Н. Андрей Тимофеевич Болотов. Тула, 1988. — 89 с.

7.                 Любченко О. Н. Есть в Богородицке парк. Тула, 1984. — 125 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Богородицк, Россия, удивительный русский человек, Тульская область, детский театр, быль, жизнь, человеческое счастье, тула, ребенок.


Похожие статьи

Из опыта экспедиционной работы в Воловском районе Тульской...

Воловский район находится на юго-востоке Тульской области. Он занимает площадь 1080 кв. км. Его население составляет около 15 тыс. человек. Административный центр — рабочий поселок Волово.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое.

Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются.

Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Русская гармонь — душа народа | Статья в журнале...

Ее создал удивительный человек, народный артист России Геннадий Дмитриевич

На Руси в чести всегда были и стояли в особом ряду люди, умеющие красиво петь, играть на

Нам гармонь дала путёвку в жизнь. Мы полюбили с детства русскую народную музыку и вот уже...

Педагогический потенциал прозы Марии Ботевой «Мороженое...»

Вечные проблемы, поднимаемые современными детскими писателями в своих произведениях: воспитание подрастающего поколения, роль семьи и школы в развитии ребенка, нравственное становление личности – не утратили своей значимости и сегодня.

Доктор с большой буквы на страницах летописи Пензенской истории

Двое других детей тоже работали в области медицины: Елаева Полина Родионовна всю жизнь проработала фармацевтом, Елаев Николай

Это был незаурядный человек — большой, мужественный, красивый и внешне, и духовно, профессионал. Доктор с большой буквы, очень...

Становление и развитие отечественной парадигмы социальной...

В русском народном сознании одно из ведущих мест занимали представления о человеческой душе, что

Большим событием в жизни Русской православной церкви стало причисление князя

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность.

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Есть Тюменская область в России, край сибирских полей и лесов.

Сегодня у Л.Г. Савельевой 6 сборников стихотворений: «Жизни моей мгновенья…»

Литература – это мир мыслей и чувств человека, поэтому тема природы не могла не затронуть творчество поэтов и писателей всех...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства среди не только взрослых, но и детей.

Самая эффективная деятельность, которая может заинтересовать детей — это игра, поэтому театр будет очень результативным способом, так как он очень сближен с игрой.

Похожие статьи

Из опыта экспедиционной работы в Воловском районе Тульской...

Воловский район находится на юго-востоке Тульской области. Он занимает площадь 1080 кв. км. Его население составляет около 15 тыс. человек. Административный центр — рабочий поселок Волово.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое.

Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются.

Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Русская гармонь — душа народа | Статья в журнале...

Ее создал удивительный человек, народный артист России Геннадий Дмитриевич

На Руси в чести всегда были и стояли в особом ряду люди, умеющие красиво петь, играть на

Нам гармонь дала путёвку в жизнь. Мы полюбили с детства русскую народную музыку и вот уже...

Педагогический потенциал прозы Марии Ботевой «Мороженое...»

Вечные проблемы, поднимаемые современными детскими писателями в своих произведениях: воспитание подрастающего поколения, роль семьи и школы в развитии ребенка, нравственное становление личности – не утратили своей значимости и сегодня.

Доктор с большой буквы на страницах летописи Пензенской истории

Двое других детей тоже работали в области медицины: Елаева Полина Родионовна всю жизнь проработала фармацевтом, Елаев Николай

Это был незаурядный человек — большой, мужественный, красивый и внешне, и духовно, профессионал. Доктор с большой буквы, очень...

Становление и развитие отечественной парадигмы социальной...

В русском народном сознании одно из ведущих мест занимали представления о человеческой душе, что

Большим событием в жизни Русской православной церкви стало причисление князя

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность.

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Есть Тюменская область в России, край сибирских полей и лесов.

Сегодня у Л.Г. Савельевой 6 сборников стихотворений: «Жизни моей мгновенья…»

Литература – это мир мыслей и чувств человека, поэтому тема природы не могла не затронуть творчество поэтов и писателей всех...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства среди не только взрослых, но и детей.

Самая эффективная деятельность, которая может заинтересовать детей — это игра, поэтому театр будет очень результативным способом, так как он очень сближен с игрой.

Задать вопрос