Библиографическое описание:

Гарипова Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 124-128.



Senior preschool age is the period of active development of standards, the formation of habits, feelings and relationships. It is the most important stage in the development of mechanisms of behavior and activity in the development of the preschool child as a whole person. During this period, the foundations are laid and the child's relationship to the objects of nature. An analysis of the scientific literature shows that the problem of ecological education of children has been the subject of attention of many well-known foreign and Russian classics of pedagogy: J. A. Comenius, John Locke, I. P. Pestalozzi, N. I. Pirogov, K. D. Ushinsky, L. N. Tolstoy and others.

Keywords: ecology, ecological view, environmental education, fairy tale

For correspondence: ggaripova@zel.ieml.ru

Экологические представления ребенка формируются в основе личного его опыта, непосредственного и опосредованного взаимодействия с объектами природы. Экологические представления — это представления о существующих в системе человек — природа взаимосвязях, это его представления и знания самой природы и природных явлений; представления. В экологических представлениях человека получают отражение связи и зависимости, объективно существующие в природе.

Формирование экологических представлений — длительный процесс, который протекает в процессе стихийного и специально организованного взаимодействия человека с природой. Формирование экологических представлений дошкольников происходит в процессе экологического образования, которое осуществляется в рамках освоения ребенком образовательной программы.

В дошкольном учреждении закладываются первичные представления, которые могут стать основой научного знания связей в системе «Природа — общество — человек». В период дошкольного детства формируется чувство ответственности за улучшение и преобразование окружающей среды. Непрерывность экологического образования предполагает последовательное усложнение его содержания. Это может стать основой рационального отношения человека к природе и ее ресурсам.

Экологическое образование — непрерывный процесс обучения и воспитания, которые должны перейти в самообразование и самовоспитание. В процессе освоение знаний и умений, ценностных установок и позитивных форм поведения относительно объектов природы формируется индивидуальный опыт экологически оправданного поведения. Последовательная целенаправленная педагогическая ориентация ребенка, подростка, молодого человека на освоение норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию — путь к воспитанию экологически грамотной нации.

Экологическое воспитание направленно на формирование у растущего человека сознательного восприятия окружающей природной среды. Чем раньше ребенок начнет понимать необходимость бережного отношения к природе, чем раньше он научится разумно использовать ее богатства, тем больше будет шансов у человечества сохранить естественные ресурсы для будущих поколений.

Активное развитие теории и методики экологического воспитания дошкольников началось в начале 1970-х годов и было инициировано Академией педагогических наук. Отечественными психологами В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и др. утверждалась необходимость:

1) формировать содержание дошкольного образования с внесением в него элементов научного знания, которые позволяли бы ребенку постигнуть закономерности существования природной среды;

2) построения системы знаний таким образом, что эффективней протекал процесс умственного развитие ребенка.

Отечественные психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер выдвинули и обосновали положение о том, что уже в дошкольный период ребенок может понят и усвоить некоторые закономерности развития природы и природных явлений [10].

Формирование содержания педагогической деятельности с учетом задач экологического образования дошкольника тесным образом связаны с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, в том числе закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. Эти и другие исследования, раскрывающие разные стороны экологических проблем стали основой для построения модели экологического образования дошкольников [1, 2].

Важнейшим источником формирования экологических представлений детей является сказка. Сказка отражает жизнь человека, его быть, взаимоотношения между людьми. Передача экологических представлений происходит через описание в сказках действий вымышленных героев, образы которых создавались с учетом реальных ситуаций человеческой жизни. А так как поведение вымышленных героев сказки значимо для ребенка, то позитивные и негативные модели его могут стать темой для размышления. Несмотря на определенную разницу сюжетов народных сказок, обусловленных особенностями жизни (жизнь в тундре, лесной зоне, в степи) в их темах можно найти общую линию развития. Русский лингвист, исследователь сказок В. Я. Пропп писал: «Сказка — символ единства народов».

Содержание авторских сказок может тоже стать источником экологического воспитания ребенка, ибо оно, выстраиваясь, согласно, авторской задумки, несет в себе продолжение тематики народных сказок.

Обострение экологических проблем в последние десятилетия ХХ века привело человечество к пониманию необходимости активных действий в сохранении экологической безопасности нашей планеты [8]. Важной составляющей системы настоящих действий выступает работа с подрастающим поколением. В России и зарубежных странах формируется образовательное пространство, где особое место отводится непрерывному экологическому образованию. Его содержание формируется на основе многочисленных исследований, результаты которых приставляются на конференциях, съездах, семинарах. По результатам данных исследований создавались программы, учебные и методические пособия для различных категорий обучающихся [7].

По мнению Т. А. Челноковой, Т. Е. и Платоновой изменения, происходящие в той или иной сфере общественной жизни, определенным образом отражались на организации дошкольного образования [9, с.79]. В содержание дошкольного образования произошли и определенные перемены, касающиеся проблемы знакомства ребенка с природой.

По мнению Николаевой С. Н. в период дошкольного детства необходимо последовательное включение ребенка в целенаправленный процесс экологического воспитания. Это предполагает адаптацию к дошкольному возрасту ведущих идей биоэкологии, социальной экологии, экологии человека, в которых отражаются закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой [5]. Реализация этой задачи осуществляется через использование системы методов и технологий экологического образования, построенного на типичных для дошкольного периода видах деятельности (игровой, практической, познавательной и творческой). Вовлеченность в деятельный подход образования обеспечивает усвоение экологических представлений, формирование практических умений осознанное и бережное взаимодействие ребенка с объектами природы.

Важным результатом повышения интереса общества и государства к проблемам экологического воспитания и образования становится разработка Концепции непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного образования [4].

Использование возможностей авторской и народной сказки для опосредованного взаимодействия ребенка с объектами природы становится основой для решения задач экологического воспитания.

Экологическое воспитание современного дошкольника — одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Содержание экологического воспитания ребенка ориентировано на формирование у него социально значимых чувств. Целевым ориентиром экологического воспитания выступает — формирование у ребенка этических представлений (хорошо — плохо; добро — зло) относительно взаимодействия человека (человечества) с объектами природы. К целям экологического воспитания относится и формирование навыков культурного поведения при пребывании в лесу, на озере и т. п. Экологическое воспитание включает формирование у ребенка чувства ответственности за домашних животных или тех, кто живет вокруг нас [3]. Решение этих сложных задач предполагает активное использование всего многообразия педагогических средств. Построение содержания экологического образования оптимизируется благодаря включения в их число народной и авторской сказки [6].

Сказка повествует о том, что заведомо невозможно и нереально. В каждой сказке есть нечто фантастическое или неправдоподобное (сказочные животные умеют разговаривать, обыкновенные предметы обладают волшебной силой и т. п.). Любая сказка имеет свой педагогический эффект. Правильная организация работы с ее текстом позволяет использовать сказку для целей обучения и воспитания. Сказка способна предупредить, остановить ребенка в совершении плохих поступков, она побуждает к деятельности. Потенциал сказки не только в реализации художественно-эстетического воспитания ребенка, он может быть использован в решении всех образовательных задач.

Все разновидности сказочного жанра (сказки о животных (животный эпос), волшебные (или чудесные) сказки, социально-бытовые сказки, авантюрно-новеллистические сказки) имеют огромный потенциал в формировании представления ребенка о мире и живой природе.

В сказках о животных могут происходить встречи диких животных и домашних, в них животным приписывается возможность дружить, приходить друг другу на выручку. Много сказок, созданных разными народами, повествует о взаимоотношениях животных и человека. В народных сказках отражается вера человека в то, что животным присуще все, что свойственно людям. Сказочные истории отражают верования древних людей, согласно которым начало их рода связывалось с животными или растениями. Возможно вера в эти связи становится причиной того, что животные или растения в сказках одушевлены. Так в сказке об Ивашке — медвежьем ушке медведь берёт в жёны девушку.

Животные в сказках разговаривают, как люди, занимаются такими же делами, им приписываются все достоинства и недостатки человека. Герои сказки «Вершки и корешки» мужик и медведь, последний желает получить половину урожая, выращенного человеком, не прилагая никаких усилий, не зная, как растет пшеница или репа. Поэтому мужику легко обмануть медведя, который каждый раз выбирает не ту часть растения, которая является съедобной, получая вершки пшеницы, репы. Медведь — это комический персонаж, в образе которого высмеивается глупость, незнание. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь — хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди.

В волшебных сказках предстает перед читателем фантастический мир, и он оказывается то «в тридесятом царстве, в тридевятом государстве», то в подводном царстве. Всё, что происходит там, привлекает читателей. Образ отважного героя, который одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, привлекает ребенка. В сказках действуют волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.

Многое в сказках совершается по чудесному всесильному слову: вызывается Сивка-бурка, отворяются двери темницы, появляется скатерть самобранка.

В таких сказках отражаются волшебства магии: лечат настоями «чудесных» трав, едят молодильные яблоки, окропляют живой и мёртвой водой и т. д.

В сказках герои нарушают систему запретов, которые раньше служили как предостережение от опасностей, для своих родичей и соплеменников. Нарушив запреты старших, герои попадают в беду. («Гуси — лебеди», «Привередница», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.).

Популярные герои русских волшебных сказок — Иван, Емеля, Андрей — стрелец. Некоторые сказочные герои волшебного происхождения (Ивашко — медвежье ушко), другие царского рода (Герой сказки «Иван — царевич и серый волк»). Но еще больше тех, кто без рода, без племени, а потому зовут его Иван — дурак, который на печи сидит.

Внешность героев различна (писаный красавец, невзрачный парень), характер тоже не всегда положительный (на Иванушку — дурака все машут руками, над ним смеются, его презирают). Тем не менее, в ходе сказочных событий, он выходит победителем. В сказке проявляются его подлинные качества. Он, оказывается, не глуп, а просто не применял своих сил без надобности, любит природу и щадит или выручает животных, попавших в беду, а они потом становятся его чудесными помощниками. Любимый народный герой — бесстрашный, он преодолевает все преграды; верный своему слову, он выполняет всё, за что ни возьмётся. Главный герой ловкий, смелый, иногда хитрый, он выходит победителем изо всех преград и — в качестве награды получает жену — красавицу, да ещё с царством-государством в придачу.

Большое место в русском сказочном жанре занимают социально-бытовые сказки. Социальный быт крестьян тесно связан с природой. Знакомство с бытом позволяет увидеть жизнь человека в природе, познавая саму природу. Через сказку ребенок не только понимает то, что высмеивается народом, что не принимается им, но то, о чем он мечтает, чего желает. В сказках жадный богач не становится ещё богаче, а разоряется, бедняк же, наоборот становится богачом. В жизни барин, помещик, чиновник, поп издевались над мужиком, батраком, просителем — в сказке происходит наоборот.

Сказочный герой Емеля — дурак разъезжает на печи по всему царству, для печи рубит дрова. Эта информация помогает показать, какие природные ресурсы потреблял человек, для чего, каких целей. Развивая данную тему, можно спросить, какие ресурсы нужны современному человеку, чтобы получить тепло и изготовить пищу. Волшебная щука, которую поймал Емеля — это еще тема для беседы (богатство рек служило человеку). И здесь возможность поднять проблему водных ресурсов и их богатств, которые не остаются вечными, истощаются.

Своеобразие социально-бытовых сказок в том, что действие их происходит в реальном мире. Однако этот реальный мир сегодня изменился, изменились условия быта, среда. Постоянным остается востребованность природных богатств и взаимодействие человека с природой.

Ценность чтения для детей бытовых сказок заключается в том, что заключенный в них юмор и иронии помогают оценить ситуацию, которая может быть спроецирована педагогом на современную реальность (здесь возможность развития творческого воображения ребенка).

Еще одна возможность реализации задач экологического воспитания ребенка в процессе чтения сказок — это «встречи» с волшебными предметами, которые обладают чудесными свойствами. В организации беседы о чудесных предметах можно предложить детям использовать их возможности для решения тех или иных проблем (например, бродячих собак).

В. Г. Белинский так писал о русских социально-бытовых сказках: «В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве». К сказкам этого типа часто обращались Пушкин, Гоголь, Салтыков — Щедрин, Некрасов, Демьян Бедный, Маяковский и другие писатели.

Авантюрно-новеллистические сказки — это сказки о необычных, но не волшебных приключениях и событиях в личной или семейной жизни героя.

В них повествуется об удивительных путешествиях и опасностях, забавных и запутанных положениях в жизни, из которых герой (героиня) выходит победителем не с помощью волшебства, а благодаря собственной изворотливости и ловкости, хитрости и уму. Творческая фантазия, выдумка в сказках этого типа носит принципиально иной характер, чем в волшебных сказках: это не столько фантастическое, сколько просто удивительное, исключительное, невероятное. Местом действия авантюрно — новеллистических сказок является не фантастическое «тридевятое царство, тридевятое государство», а вполне реальная обстановка, причём обычно городская (трактир, богатый дом и т. д.)

Сюжеты авантюрно-новеллистических сказок часто тоже «свадебные», как и волшебных, но развёрстываются они при всей их невероятности в реальной обстановке. Эти сказки о том, как незнатный герой (Иван — пастух) жениться на царской дочери, разгадав её загадки, добыв её кольцо, узнав её приметы и т. п. Подобные сказки рассказываются и о простой девушке, сумевшей также ловко выйти замуж за царевича.

Героем авантюрно-новеллистических сказок обычно является «бывалый» человек, пройдоха, умеющий не дать себя в обиду и выйти сухим из воды. Это купеческий сын или приказчик, шут, ловкий вор, солдат и т. п. В сказках этого типа царь награждает вора за то, что тот не соглашается обворовывать «государеву казну». Раньше, чем другие разновидности русских народных сказок, авантюрно-новеллистические сказки нашли отражение в русской литературе.

Так, на мотиве сказок о простых девушках, посрамляющих знатных лиц своей мудростью, построена древнерусская повесть о муромском князе Петре и его супруге Февронии.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой — чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. На протяжении всего дошкольного возраста детей учат слушать, воспринимать и понимать сказку.

Свой потенциал в реализации экологического образования имеют и авторские сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Солтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Солтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», П. Бажов «Серебряное копытце») знакомство с которыми может быть использовано и для решения задач формирования экологических представлений дошкольника.

Таким образом, используя все многообразие педагогических методов в работе со сказочным материалом можно расширить экологическое представление ребенка, сформировать ценностное отношение к живой и неживой природе.

Литература:

  1. Дерябо С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология / М.: Эксмо, 2014. — 480 с.
  2. Мансуров Р. Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала// Изд-во «БХВ-Петербург», СПб.: 2011г. 210 с.
  3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПБ.: Акцидиент, 1998. 319 с.
  4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / М.: Дрофа, 2002. 144 с.
  5. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников / М.: Эксмо, 2013. 112 с.
  6. Новиков, Ю. В. Природа и человек / М.: Просвещение, 1991. 187 с.
  7. Плохий З. П. Воспитание экологической культуры дошкольников // Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С.15–17.
  8. Саморукова П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду /М.: Просвещение, 1991. 240 с.
  9. Челнокова Т. А., Платонова Т. Е. Диалектика развития дошкольного образования в России // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием/ Ульяновск: ЗЕБРА, 2015. — 614 с.
  10. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / М.: Смысл, 2000. — 452 с.

Reference:

  1. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Environmental education and psychology / M.: Eksmo, 2014. — 480 p.
  2. Mansurov R. E. HR-branding. How to improve the efficiency of personnel // Publishing house «BHV-Petersburg», St. Petersburg.: 2011. 210p.
  3. The world of nature and the child: Methodology of ecological education of preschool children / Ed. L. M. Manevtsovoy, P. G. Samorukova. — SPb.: Aktsidient, 1998. 319 p.
  4. Nikolaeva S. N. Education of ecological culture in the preschool childhood / M.: Drofa, 2002. 144 p.
  5. Nikolaeva S. N. Environmental education system preschool / M.: Eksmo, 2013. 112 p.
  6. Novikov Yu.V. Nature and man / M.: Education, 1991. 187 p.
  7. Plohiy Z. P. Education of ecological culture preschoolers // Preschool education. 2002. № 4. pp.15–17.
  8. Samorukova P. G. Methods of introducing children to nature in kindergarten/ M.:Education, 1991. 240 p.
  9. Chelnokova T. A., Platonova T. E. Dialectics of development of preschool education in Russia // Actual problems of modern education: experience and innovation: materials of scientific-practical conference (part-time) with international participation / Ulyanovsk: Zebra, 2015. 614 p.
  10. Yasvin V. A. Psychology relation to the nature/ M.: Meaning, 2000. 452 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов