Прецедентный феномен как объект оценки в аксиологических механизмах языковой игры в пьесах Л. С. Петрушевской | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (6) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.05.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Цой, А. П. Прецедентный феномен как объект оценки в аксиологических механизмах языковой игры в пьесах Л. С. Петрушевской / А. П. Цой. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 2 (6). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/59/2468/ (дата обращения: 07.05.2024).



В исследованиях, посвященных изучению особенностей современного русского текста, подчеркивается, что для современной художественной литературы, развивающейся в русле постмодернизма, характерно использование языка как материи, посредством которой выражаются основные авторские интенции [1, с. 23; 2].

В связи с этим отмечается, что одной из ярких примет современного художественного текста является языковая игра. Так, И. С. Скоропанова отмечает, что «игра с языком как вторичной и первичной знаковыми системами» оценивается как «родовое свойство постмодернизма», посредством которого осуществляется «ускользание от тоталитаризма языка», расшатывание за строго закрепленными понятиями значений, приобретение вероятностных характеристик, новых семантических оттенков [2, с.174]. В. Д. Черняк подчеркивает, что «практика языковых игр постмодернистов» характеризуется не только многообразием, но и принципиальной открытостью и нелинейностью и «обнаруживается в произведениях разных стилей и жанров, распространяясь или на весь текст, или на отдельные его фрагменты, что «форма слова становится объектом особого внимания автора» [3, с. 295].

Указанные принципы, безусловно, входят в художественно-эстетический арсенал Л. С. Петрушевской. Анализ драматургических произведений этого своеобразного писателя показал, что технологией пародирования, сутью ее художественного творчества является игра с уже созданным. Первоначально эта игра исследователями ее творчества понималась очень просто: как пародирование и художественных средств, и тех стандартных содержательных смыслов, которые находили понимание у читателей. Постепенно в контексте постмодернистской эстетики это явление переосмысливается: игра в творчестве Л. С. Петрушевской не ограничивается приемами копирования, а скорее сближается с глобальной категорией философии XX в. — HOMO LUDENS (термин Й. Хейзинги) — Человеком Играющим. Таким образом, в эволюции постмодернистской эстетики писателя оказалось заложенным противопоставление (различение) двух уровней реализации категории игры: 1) игра как отдельный частный прием; 2) игра как глобальный принцип.

В соответствии с этим в драматургических произведениях Л. С. Петрушевской можно выделить два «полюса» языковой игры:

  1. Когда речевые характеристики персонажей (или микротексты), чаще всего

созданные рядом реплик, выявляют авторскую языковую игру. При этом сами персонажи абсолютно это не осознают.

  1. Когда сами персонажи прибегают к элементам языковой игры. Это

психологически и эстетически обосновывается тем, что, во-первых, языковая игра является обязательным и актуальным элементом живой разговорной речи; во-вторых, несмотря на довольно распространенное мнение о том, что Л. С. Петрушевская в своих пьесах обращается к «языку улиц» и, по мнению ее «ранних» критиков, даже заполняет сцену мусором вульгарной разговорной речи, на самом деле, как уже отмечалось в ряде исследований [6], язык пьес Л. С. Петрушевской обладает чрезвычайно яркой интертекстуальностью. Иначе говоря, источником языковой игры драматурга является не только живая русская речь, но и, как показали результаты проведенного нами анализа языкового материала, мощные литературные традиции, в том числе и связанные с игрой «чужим словом», с прецедентными феноменами.

В связи с вышесказанным рассмотрим следующие примеры.

Ср.: 1. «ПЕЛЬШЕ. И с тех пор нас не пускали поэтому внутрь. Из-за траура. Но вчера была свадьба, старая королева Гертруда, вдова старика Гамлета

ЗОРГЕ. …мы ее называем герой труда, выходила замуж за молодого брата короля, мы его называем Клавдея».

(«Гамлет. Нулевое действие») [4, с. 252]

2. «КОЛОМБИНА. Я, как председатель комиссии по борьбе… по работе с молодыми открываю заседание комиссии. Мы вызвали молодого специалиста Пьеро, который обратился в комиссию с заявлением, что он целый год вынужден играть котика с усами, а усы все время воруют. Мы также вызвали на заседание бюро комиссии режиссера Арлекина Ивановича с просьбой ответить на это заявление в присутствии всех присутствующих.

АРЛЕКИН. А никого нет! Нет кворума.

КОЛОМБИНА (показывая на зрителей). Это у вас нет, а у нас есть. Что вы можете ответить? Люди ждут!

АРЛЕКИН. Дальнейшее покажет будущее.

КОЛОМБИНА. Вы можете идти, Пьеро. Всего наилучшего. Если будет еще что, заходите. (Арлекину.) Остальных гениальных просьба задержаться».

(«Квартира Коломбины») [5, с. 253–254]

В двух приведенных примерах в основе механизмов языковой игры выступают «прецедентные феномены»: обыгрываются имена известных литературных персонажей и исторических личностей — Пельше, Зорге, Гертруда, Гамлет, Клавдий, Арлекин, Коломбина, Пьеро. В результате обыгрывания прецедентных имен, «приращения» к ним современных реалий (Арлекин + Иванович, Коломбина + квартира, Гертруда = герой труда) осложняется субъектный план данных диалогов в связи с особым типом диалогичности, являющегося результатом взаимодействия двух режимов — диалогического и нарративного, обусловленных двумя референтными планами: референцией к внеязыковой ситуации и непосредственно к самой ситуации общения. Это создает предпосылки для взаимодействия и взаимообратимости как субъектных уровней диалога, так и составляющих каждого из этих уровней.

В первом примере обыгрывается имя литературного персонажа Гертруда как «герой труда». В результате такой «ложной этимологизации» сталкиваются разновременные стереотипы культурного и обыденного сознания в структуре драматургического текста: «Гертруда, вдова старика Гамлета» (средневековая эпоха; пьеса В.Шекспира «Гамлет») − «герой труда» (советская эпоха; официально-деловой стиль). Столкновение разных временных пластов, разных традиционных культурных ценностей и стилей рождает языковую игру, в результате которой возникают новые глубинные смыслы и их оценки.

Рассмотрим более подробно второй пример. Диалогический режим в данном примере представлен на двух уровнях: с одной стороны, на уровне диалога непосредственно персонажей пьесы (Коломбина, Арлекин Иванович), с другой стороны — на уровне второго диалога, наслаивающегося на первый, — персонажа (Коломбина) и зрителей в зале, о чем свидетельствует ремарка (показывая на зрителей). Нарративный режим реализован в тех ассоциациях, которые связаны с именами таких литературных персонажей, как Коломбина, Пьеро и Арлекин. Обращенность имен персонажей к указанным аспектам диалогического режима и, одновременно, к нарративному режиму позволяет утверждать, что природа этих номинаций двойственна. Другими словами, уже в рамках этих имен происходит столкновение двух разнотипных ассоциаций, в результате которого возникает ситуация многослойного оценивания. Так, первый уровень оценивания представлен такими компонентами, как ремарка, персонажи пьесы как объекты оценки (Коломбина и Арлекин Иванович), а также имена известных персонажей итальянской комедии дель арте — Коломбина, Пьеро и Арлекин как мерила оценивания. Субъектами оценивания при этом выступают автор текста и его адресат — читатель. Второй уровень — включает в себя в качестве субъекта оценивания персонаж (Коломбина) и зрителей в зале; объектом же оценки выступает непосредственно современный театр с его проблемами, актерами, а также режиссер Арлекин Иванович, к которому непосредственно относится заключительная реплика Коломбины: «…остальных гениальных просьба задержаться»; а мерилом оценивания выступает «кворум», подразумевающий наличие достаточно большого количества зрителей в зале. На этом уровне оценивания сталкиваются два стереотипа современного языкового сознания: выхолощенный, протокольный и живой, разговорно-бытовой, что обнажает глубокую авторскую иронию. Третий уровень оценивания включает субъектов оценивания — персонажей пьесы (Коломбина, Арлекин Иванович), которые попеременно меняются ролями: из субъектов оценивания превращаются в объекты оценки и наоборот. Наряду с этим персонажи выступают и как мерила оценивания современного театра. Проиллюстрируем это еще на одном примере, ср.:

«Пьеро (капризно). Я хочу сыгратьГамлета.

Коломбина. Гамлет — это возрастная роль.

От пятидесяти.

Пьеро. Атогда я хочу сыгратьРомео.

Коломбина. Ишь какой! Я играю Джульетту, а он сразу

Ромео! Да я, чтобы пробиться, семнадцать лет

ждала эту роль!Нашелся какой Ромео.

Ромео — возрастная роль.

Пьеро (капризно)А я хочу Ромео!

Коломбина. Ну давайте порепетируем.

(«Квартира Коломбины») [5, с. 247–248]

Перед нами ситуация оценки, которая реализуется на трех субъектных уровнях: первый уровень — автор текста — адресат/читатель; второй — автор/режиссер-постановщик — адресат/зритель; третий — автор/персонаж — адресат/персонаж. Перечисленные субъектные уровни являются результатом взаимодействия двух режимов: речевого и нарративного. Каждый из перечисленных субъектных уровней организуется соотношением обязательных его составляющих. В речевом режиме это говорящий (Пьеро), его собеседник (Коломбина) и тот объект, о котором идет речь (роль Гамлета, Ромео и Джульетты). В нарративном режиме это автор текста, адресат/читатель и сам текст. Следует отметить, что в данном диалоге наблюдается взаимодействие и принципиальная взаимообратимость составляющих в каждой из названных ситуаций. Так, в речевом режиме говорящий (Пьеро) и его собеседник (Коломбина) постоянно меняются ролями, а в соответствии с этим объект диалога поворачивается разными своими сторонами и по-разному осмысливается. В свою очередь, и в нарративном режиме автор текста может стать объектом оценки с точки зрения читателя / зрителя, а объект оценки — культурные стереотипы (Гамлет, Ромео и Джульетта) — мерилом оценивания.

Вместе с тем проиллюстрированная данным примером ситуация многослойного оценивания предполагает возможность ее прочтения в терминах воздействия, включающего субъекты и объекты воздействия, которые также могут меняться ролями как в речевом, так и нарративном режимах. Так, Пьеро, который, видимо, понимает, что он недостаточно талантлив и поэтому ему не суждено сыграть заметных ролей, хочет получить от Коломбины подтверждение обратного, о чем свидетельствуют дважды повторенная ремарка «капризно», усиленная трижды повторенным императивом «хочу». В свою очередь, Коломбина, видимо понимая переживания Пьеро и то, насколько для него это важно, пытается, в свою очередь, воздействовать на него, переводя каждый раз разговор в иную плоскость (это, в частности, обсуждение возраста актера, его актерского стажа и опыта), тем самым оставляя ему надежду на то, что талантлив и вполне способен сыграть роли такого масштаба.

Следует отметить, что сама ситуация воздействия также многослойна. Она прослеживается в структуре приведенного примера, который в смысловом отношении может быть разделен на три фрагмента.

В первом фрагменте диалога актуализируется смысл, лежащий на поверхности, ср.: Гамлет — это возрастная роль. От пятидесяти — это при том, что возраст актера должен соответствовать возрасту литературного персонажа, роль которого он исполняет.

Во втором фрагменте понятие «возрастная роль» связывается с тем, что обычно заслуживается, ср.: Ишь какой! Я играю Джульетту, а он сразу Ромео! Да я, чтобы пробиться семнадцать лет ждала эту роль. Ромео — возрастная роль; Джульетта — престижная роль.

Третий фрагмент проясняет истинное положение вещей: ни Пьеро, ни Коломбине не суждено сыграть больших ролей. В последнем фрагменте примера «правда искусства» уступает «правде жизни».

Таким образом, ситуация оценки, включающая субъектов воздействия, являющихся одновременно объектами оценки, и объектов воздействия, вступающих, в свою очередь, одновременно в роли субъектов оценивания и объектов оценки, реализуется одновременно на трех разных субъектных уровнях данного драматургического диалога. В результате такой взаимообратимостисубъекты оценивания, объект оценки, оценка непосредственно сама и точка зрения становятся началом координат «новых оценок», «новых смыслов»: литературные персонажи Гамлет, Джульетта, Ромео, а также Пьеро и Коломбина, ставшие стереотипами культурного сознания, прецедентными феноменами (первая оценка), предстают как мерила оценивания (вторая оценка). Так, диалогический режим «переключается в режим нарративный, авторский.

Таким образом, анализ языкового материала пьес Л. С. Петрушевской позволяет сделать следующие выводы:

‒ Для Л. С. Петрушевской прецедентный феномен (стереотип, стандарт, типовая ситуация) — это всего лишь оболочка, близкая и обманчивая в своей безликости, за которой скрывается истинная суть личности, ситуации, событий. Прорвать эту оболочку, обнажить неожиданное (правду жизни) — одна из художественных задач писателя.

‒ Стандарт, клише, с одной стороны, не приемлется Петрушевской; с другой стороны, без него существование пьесы как литературного жанра невозможно, особенно в современном мире, когда клише и стандарты закреплены не только в театре, но и в кино, на телевидении и в целом в роли и речи современного человека.

‒ Указанное противоречие в эстетике Л. С. Петрушевской разрешается введением в авторскую модель мира многофункционального игрового начала.

Во-первых, игра — эта суть драматургии. Во-вторых, именно игровое начало позволяет, с одной стороны, демонстрировать жесткую сетку стандартов, типовых и обязательных ситуаций, легко включает в себя набор обязательных правил; с другой стороны, именно игра обнажает необычное в обычном, открывает незнакомое в знакомом, предоставляет практически неограниченные возможности проявления творческого начала в условиях следования жестким правилам и стереотипам.

‒ Стремление к разрушению стандартов и клише, обессмысливающих реальный мир, на уровне собственно диалогических механизмов, находит отражение в том, что диалог как средство коммуникации и обмена информации превращается в процесс дискоммуникации, разрушения и потери информации.

‒ Все указанные аспекты мировидения и мироконструирования Л. С. Петрушевской не только обусловили и обосновали обращение драматурга к языковой игре как существеннейшей черте её языковой поэтики, но и буквально «вынудили» автора опереться на игровой принцип построения авторской модели мира как одного из общих принципов языковой эстетики, так и как частного приема организации текста.

‒ Одним их существенных составляющих механизмов языковой игры в пьесах Л. С. Петрушевской является объект оценки, в роли которого выступают прецедентные феномены.

Литература:

  1. Бурвикова Н. Д., Костомаров В. Г. Особенности понимания современного русского текста // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX века: Сб. в честь профессора С. Г. Ильенко. — СПб., 1998.
  2. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. — СПб., 2001.
  3. Черняк В. Д. Языковые процессы в литературе конца столетия // Тимина С. И., Васильев В. Е., Воронина О. Ю. и др. Современная русская литература (1990-е г. г. — начало XX в.). — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Петрушевская Л. Измененное время: рассказы и пьесы. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005.
  5. Петрушевская Л. Три девушки в голубом: Сб. пьес.- М.: Искусство, 1989.
  6. Тименчик Р. Ты — что? Или Введение в театр Петрушевской // Петрушевская Л. Три девушки в голубом: Сб. пьес. — М.: Искусство, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая игра, Коломбина, нарративный режим, автор текста, Арлекин, возрастная роль, оценка, персонаж, Пьеро, роль.

Похожие статьи

О некоторых механизмах языковой игры в пьесах...

языковая игра, Коломбина, нарративный режим, персонаж, оценка, Пьеро, Арлекин, автор текста, возрастная роль, роль. Освоение драматических произведений читателями-школьниками...

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

КОЛОМБИНА (показывая на зрителей). Таким образом, анализ языкового материала пьес Л. С

О некоторых механизмах языковой игры в пьесах... От пятидесяти» − «возраст актера должен соответствовать возрасту литературного персонажа, роль которого он исполняет».

Ролевая игра как структурный прием в современной детской...

Игра может быть мотивом сюжета, ядром конфликта, моделью системы персонажей, композиционным приемом, стилистически-языковым средством.

Ранее уже отмечалась особая роль ролевой игры в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Герой-маска как тип репрезентации авторского сознания

Наиболее важную роль в типизации языковых средств, безусловно, играет литература.

Персонажи народного театра: дель арте, кукольного, ярмарочного (Коломбина, Петрушка, Арлекин, Пьеро).

Образ Алекса в субъектной организации романа Э. Берджесса...

Особую роль в раскрытии характера Алекса и его порочной философии играет субъектная организация романа.

Характеристика позиции Алекса «во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде» [3, 184] позволяет прояснить специфику образа...

Речевые особенности персонажей как средство создания...

Важная роль в создании образов главных персонажей отводится интертекстуальности.

Соответственно, анализ языковых личностей главных героев романа позволяет судить о языковой личности самого автора.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Помимо этого источника ужасного в произведениях писателя, Н. Пальцев указывает на роль природы и общества.

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Структурные и семантические особенности окказиональной...

Обозначенные факторы навязывают автору определенную манеру повествования, влияют на

Структурно-семантический анализ [Текст]: Учебное пособие / Н. Г. Бабенко.

Ключевые слова: окказионализм, способы образования окказионализмов, языковая игра, идиостиль.

Похожие статьи

О некоторых механизмах языковой игры в пьесах...

языковая игра, Коломбина, нарративный режим, персонаж, оценка, Пьеро, Арлекин, автор текста, возрастная роль, роль. Освоение драматических произведений читателями-школьниками...

Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...)

КОЛОМБИНА (показывая на зрителей). Таким образом, анализ языкового материала пьес Л. С

О некоторых механизмах языковой игры в пьесах... От пятидесяти» − «возраст актера должен соответствовать возрасту литературного персонажа, роль которого он исполняет».

Ролевая игра как структурный прием в современной детской...

Игра может быть мотивом сюжета, ядром конфликта, моделью системы персонажей, композиционным приемом, стилистически-языковым средством.

Ранее уже отмечалась особая роль ролевой игры в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Герой-маска как тип репрезентации авторского сознания

Наиболее важную роль в типизации языковых средств, безусловно, играет литература.

Персонажи народного театра: дель арте, кукольного, ярмарочного (Коломбина, Петрушка, Арлекин, Пьеро).

Образ Алекса в субъектной организации романа Э. Берджесса...

Особую роль в раскрытии характера Алекса и его порочной философии играет субъектная организация романа.

Характеристика позиции Алекса «во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде» [3, 184] позволяет прояснить специфику образа...

Речевые особенности персонажей как средство создания...

Важная роль в создании образов главных персонажей отводится интертекстуальности.

Соответственно, анализ языковых личностей главных героев романа позволяет судить о языковой личности самого автора.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Помимо этого источника ужасного в произведениях писателя, Н. Пальцев указывает на роль природы и общества.

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Структурные и семантические особенности окказиональной...

Обозначенные факторы навязывают автору определенную манеру повествования, влияют на

Структурно-семантический анализ [Текст]: Учебное пособие / Н. Г. Бабенко.

Ключевые слова: окказионализм, способы образования окказионализмов, языковая игра, идиостиль.

Задать вопрос