Библиографическое описание:

Печкина Е. В. Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 78-80.



В настоящее время для разработки стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурами. В статье рассмотрены вопросы построения стратегического плана развития региона, основные методы и инструменты стратегического менеджмента и экономического анализа.

Ключевые слова: инструменты, методы, стратегическое планирование, региональное развитие, системный подход, стратегический анализ

За период со дня вступления в силу Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. на федеральном и региональном уровне ведется работа по подготовке методологического обеспечения процедур разработки, корректировки, мониторинга документов стратегического планирования, оценки полученных результатов [1].

При отсутствии единой общепризнанной методологии неоднократные попытки использования исследований зарубежных ученых в практике стратегического планирования создали множество методик и техник формирования стратегических планов социально-экономического развития регионов, перенесенных и адаптированных, преимущественно, из приемов стратегического управления для коммерческих структур вместе с используемыми ими терминологией и подходами.

Среди большого числа переводных монографий и публикаций по теории стратегического планирования и управления наблюдается отсутствие единообразия в объяснении одних и тех же терминов, что приводит к сложности и малодоступности их применения, расплывчатости и неоднозначности, создает искаженное смысловое значение. При разработке стратегий часто наблюдается бессистемное автоматическое перечисление всех базовых подходов и приемов, используемых в зарубежной практике, без их упорядочения и осмысления [2]. Это ситуация объясняется сложностью восприятия и адаптации самих методов управления.

Эффективное функционирование российского рынка, сглаживание чрезмерных территориальных диспропорций в уровне социально-экономического развитии регионов и поддержание их сбалансированного развития становятся приоритетными аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого роста. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования хозяйственной системы, определяются подходы по достижению заданных показателей деятельности и объединяются усилия всех субъектов управления. Основная цель планирования заключается прежде всего в обеспечении оптимальных возможностей для эффективной хозяйственной деятельности, прибыльности, конкурентоспособности, а также контроля и оперативного управление финансовыми ресурсами. Стратегическое планирование одновременно решает преактивные (упреждающие) и реактивные (адаптирующиеся) задачи.

Основные методологические приемы теории стратегического планирования разработаны в трудах Ф. Абраме, И. Ансоффа, М. Портера, Г. Хамела, Р. Каплана и Д. Нортона, Г. Штейнера, А. Томпсона, В. Н. Буркова, В. А. Ирикова, Б. З. Мильнера, С. П. Никанорова. В методологическом аспекте особое место занимают матричные инструменты стратегического анализа, сформированные изначально как прикладные программные продкуты компаниями Boston Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little [3].

Инструменты стратегического планирования были разработаны преимущественно для применения в бизнес-планировании и использовались для выявления слабых и сильных сторон и оценки потенциальных возможностей, что способствовало продвижению успешных направлений и страховало от возможных проблем и рисков. Принципы и идеи долгосрочного планирования вслед за развитием прогнозирования и индикативного планирования на государственном уровне, необходимости определять перспективы на основе альтернативных вариантов дальнейшего развития бизнеса хозяйствующими субъектами, ориентирования на изменяющиеся рыночные и финансово-экономические перспективы, были применены к стратегическому управлению и «перешли» на региональный уровень во второй половине XX века.

Разработку стратегического плана развития региона можно представить в виде последовательности следующих аналитических процедур и управленческих решений:

  1. актуализация проблемы социально-экономического развития региона, определение потребности в разработке стратегического плана;
  2. формирование цели и задач развития региона, системы показателей для оценки достигнутого уровня развития, детализация управленческих решений и информационное обеспечение процесса разработки плана;
  3. анализ воздействия внешних и внутренних факторов на состояние региона, выявление приоритетных направлений развития и потенциальных межрегиональных связей и взаимозависимостей, оценка возможных угроз и рисков;
  4. изучение ресурсного потенциала развития региона, определение критериев оценки текущего состояния и возможных ограничений;
  5. использование имеющихся и создание новых местных преимуществ, формирование моделей изменений, разработка альтернативных сценариев;
  6. выбор стратегии развития, разработка концепции и первоочередных мероприятий;
  7. разработка плана, программ, проектов и индивидуальных мероприятий осуществление стратегии;
  8. оценка эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Последовательное проведение этих этапов позволяет изучить макроэкономические характеристики, межрегиональные связи, получить представление о текущем положении региона по уровню его социально-экономического развития, выбрать и обосновать одно из перспективных стратегических направлений модернизации и роста региональной экономики, разработать организационно-экономические мероприятия по реализации управленческих решений и ключевые индикаторы достигнутых результатов.

Стратегическое управление регионом представляет собой сложную социально-экономическую систему и осуществляется комплексом экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов. Под методом стратегического планирования понимаются конкретные приемы, способы, инструменты для решения управленческих задач. На каждой из стадий используется система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса, устанавливающая принципы и критерии выполнения требуемой функции и обеспечивающая логическое завершение каждого этапа и функции в целом.

В стратегическом планировании используются различные методы и инструменты экономических исследований. Использование структурирования целей по иерархическому признаку позволяет распределить элементы программ и планов развития по уровням системы и ранжировать отдельные элементы с учетом достигнутых результатов. Для обоснования аналитической части стратегического плана и поиска источников роста экономики региона, увеличения инвестиционной привлекательности проводится анализ происходящих на территории экономических процессов. Методы социально-экономического анализа, построение графических, сетевых и синергетических моделей позволяют всесторонне изучить внутренние связи и зависимости хозяйственных процессов в экономике региона и выявить перспективные тенденции развития [4].

Стратегическое планирование представляет собой гибкий движущийся механизм, состоящий из совокупности долго-, средне- и краткосрочных программ и проектов. Именно особенность оперативно реагировать на полученные результаты, адаптировать цели и корректировать направления дальнейшего развития, что в конечном итоге повышает прогнозируемую точность воздействия, обеспечивает контроль всего управленческого процесса. Постановка целей стратегического управление развитием региона позволяет разработать рабочую программу действий, и осуществлять постоянный мониторинг социально — экономического состояния, проводить сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценивать эффективность и результативность принятых мер. Системное измерение, изучение и оценка влияния факторов на результаты экономической деятельности на каждом цикле проводится с использованием приемов и способов экономического, стратегического анализа, зарекомендовавших себя в бизнес-практике и широко используемых в стратегическом менеджменте, такие как SWOT-анализ, конкурентный анализ по модели пяти сил М. Портера, диаграмма Омаэ, анализ ресурсов и конкурентный анализ, модель жизненного цикла производства и конкурентных позиций АDL/LS, портфельный стратегический анализ, матрица развития И. Ансоффа [5].

Оценка текущего состояния региона проводится с помощью расчетно-аналитических методов, что позволяет определить потребности рынка, производственные возможности, уровень инвестиционной активности, ресурсный потенциал. Постоянное соответствие действий и возможностей рыночному предложению является решающим фактором воплощения стратегии в жизнь. Экономико-математические методы программирования, система сбалансированных показателей, модели теории игр и теории массового обслуживания позволяют комплексно оценить и сравнить производственные возможности при имеющихся в регионе материальных, трудовых, природных, инновационных ресурсах, обеспечивают финансовую составляющую проектов и согласованность взаимосвязанных показателей.

Использование существующих методов системного анализа и синтеза, стратегического планирования, позволяет осуществить мониторинг текущего экономического, социального, научно-технического, финансового, экологического состояния региона, а также получив достоверное и целостное представление о развитии системы, сформировать прогноз будущего состояния с ориентиром на достижение целей социально-экономической безопасности управляемой системы [6].

Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования. Целевые программы развития требуют комплексного управленческого решения, предполагающего централизацию имеющихся организационных, производственных и финансовых ресурсов и координацию действий всех участников процесса. Для оценки результативности методологических подходы стратегического планирования может быть использован комплекс специальных индикаторов. Экспертная оценка при изучении ключевых проблем перспективного развития реального сектора экономики, рынка труда, состояния финансовой системы и банковского сектора, изучения показателей ВВП, индексов промышленного развития, объема инвестиций, уровня безработицы необходима в силу использовании при планировании неполной, косвенной информации, подверженной большому риску изменений в долгосрочном периоде [7, 8].

На стадии контроля и оценки полученных результатов мероприятия стратегического аудита позволяют проводит всеобъемлющий или выборочный контроль ключевых направлений. Своевременное реагирование на отклонение от заданных показателей и эффективное управление рисками обеспечивает принцип взаимосвязи и последовательное выполнение этапов программы.

Различия между корпоративным планированием и формированием стратегического плана развития региона в постановке целей, задач и практике применения, безусловно требует серьезной адаптации выработанных теоретических положений. Тем не менее, сходство ключевых направлений, удовлетворение существующего спроса на услуги и поиск средств для предоставления лучших услуг в будущем, позволяет использовать огромный опыт коммерческих структур в разработке и реализации стратегий

Стратегия отдельного региона, содержащая научно-обоснованную систему целей во многом уникальна и неповторима. Процесс планирование развития региона находится в постоянном движении от долгосрочного плана развития до тактических, текущих решений. Этот непрерывный цикл позволяет на методологически обоснованной и проработанной практической базе оперативно решать текущие задачи стратегического управления, осуществлять поиск самостоятельных путей модернизации экономики, внедрять инновационные решения и индивидуальные, характерные для региона приоритетные направления развития.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

2. Загоруйко И. Ю., Бешлык В. Э. Методологические аспекты стратегического планирования // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, 6 декабря 2012 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2012. — Т. 1. — С.54–59.

3. Виханский, О. С. Стратегическое управление. — М: Гардарики, 2003. — 292 с.

4. Казаков С. В. Методологические подходы к стратегическому планированию развития индустрии региона// Вестник Академии.-2015.-№ 3.-С.95–102

5. Лапыгин Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005.- № 6.

6. Правдюк В. Н. Разработка концепции стратегического планирования как инструмента экономического развития региона: дисс.кан.экон. наук./В. Н. Правдюк.- Шахты, 2011

7. Галин Д. М., Сумарокова И. В. Модели современной экономической динамики России и ее регионов // Труды ИСА РАН. -2012. -Т. 62. -Вып. 4.

8. Суспицын С. А. Концепт-модели стратегического прогнозирования индикативного планирования регионального развития // Регион. Экономика и социология.- 2009.-№ 1.- С. 40–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов