Особенности постановки и ведения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мануйло, Н. М. Особенности постановки и ведения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма / Н. М. Мануйло, Э. С. Матковская, Т. М. Одинцова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1 (6.1). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1016/ (дата обращения: 26.04.2024).



Целью исследования является изучение вопросов организации и внедрения управленческого учета на предприятиях индустрии туризма.

Ключевые слова: управленческий учет, индустрия туризма, турпродукт, отраслевые особенности

Организация и внедрение управленческого учета в организациях представляет собой часть общего процесса реформирования системы бухгалтерского учета в России. Проблема разработки организационно-методических основ управленческого учета и постановки его в туристических организациях в настоящее время приобрела особую актуальность так как в отрасли туристической индустрии существует сильная конкуренция, по данным федеральной службы государственной статистики в 2015 году в Российской Федерации насчитывалось 11614 туристских фирм. Для обеспечения конкурентоспособности туристической фирмы и достижения максимальной величины спроса на турпродукт необходимо знать какой продукт или услуга имеет наибольший спрос, сколько составляют затраты на его разработку, какая прибыль будет в результате ее продажи, именно сбором и анализом таких данных занимается управленческий учет [1, с.145]. Проблематика адаптации инструментария управленческого учета к специфическим отраслевым особенностям предприятий раскрывается в трудах многих ученых [1; 3; 5; 6].

На сегодняшний день в большинстве отечественных туристических фирм управленческий учет еще не представляет собой целостную систему сбора, анализа и передачи информации руководству для принятия с ее помощью краткосрочных и долгосрочных решений. Вахрушина М. выделяет следующие причины внедрения управленческого учета в организациях — достижение определенного уровня управленческой культуры и осознание руководством недостатков имеющейся системы управления [2, с. 78].

Основной целью турфирм является выбор наиболее перспективной бизнес-модели, способствующей максимизации прибыли не только за счет роста деловой активности экономического субъекта, но и за счет оптимизации внутренних издержек. Это, в свою очередь, предполагает планирование туристского продукта, основным компонентом которого выступает величина его себестоимости. Процесс формирования себестоимости турпродукта является в достаточной степени многоаспектным, что предполагает необходимость организации эффективной целевой подсистемы финансового управления, непосредственно направленной на обеспечение рациональной структуры [3, с. 36].

Внедрение управленческого учета на предприятии осуществляется с целью помочь предприятию адаптироваться с наименьшими временными затратами к изменяющимся условиям ведения бизнеса. В рамках организации информационной поддержки управленческого учета важнейшим вопросом выступает внедрение электронного документооборота, возможность работы с электронными образцами документов и создание информационного хранилища [4, с. 320].

При постановке системы управленческого учета в организациях сферы туризма следует учитывать присущие данной отрасли специфические особенности, которые сказываются на внутренней структуре бизнес-процессов туристских предприятий и непосредственно влияют на порядок применения инструментария стратегического и оперативного учета в конкретных обстоятельствах. Все эти особенности систематизированы в табл. 1

Таблица 1

Влияние отраслевых особенностей туристической сферы на постановку системы управленческого учета

Особенность

туристической

деятельности

Основные характеристики

отраслевых особенностей

Влияние всистеме управленческого учета

Рекомендации

по ведению управленческого учета

Наличие большого количества подразделений

Филиальная туристическая сеть предполагает, что в туристическую фирму могут быть включены:

− туроператор;

− турагентство;

−предприятия гостиничной сферы;

−специализированные перевозчики.

Одной из особенностей является то, что чем шире филиальная сеть, тем дешевле турпродукт.

Наличие филиалов предполагает внедрение управленческого учета и ведение управленческой отчетности по сегментам.

Для ведения управленческого

учета разрабатываются соответствующие внутрифирменные стандарты, методические рекомендации, системы управления для учетно-аналитических служб туристических организаций

Ведение единой внутрифирменнойавтоматизированной

информационной системы с целью обеспечения сбора достоверных данных, для осуществления управленческого учета в главном филиале фирмы.

Разнообразие и

Комплексность предоставляемых

туристических

услуг

Существует много различных видовтуризма в зависимости от цели путешествия:

− религиозный;

− приключенческий;

− образовательный;

− деловой;

− экологический

− спортивный;

−хобби-туризм и т. д.;

В зависимости от выбранной формы туризма:

− индивидуальный;

− групповой;

− семейный отдых и т. д.

Каждому виду туризма присущи свои особенности формирования себестоимости тура.

Существует определенная специфика калькулирования себестоимости туров, и структурирования статей калькуляции.

Многообразие калькуляционных статей создает необходимость поиска способов для оптимизации затрат и предполагает их группировку и последующий контроль.

При калькуляции себестоимости туристического продукта преимущество необходимо отдать методу учета затрат «директ-костинг». В целях совершенствования учета и контроля в туристических организациях необходимо ежегодно пересматривать перечень статей калькуляции, из которых в дальнейшем складывается себестоимость турпродукта, добавлять в их состав новые статьи и исключать неиспользуемые, а также вести соответствующую аналитику по счетам.

Наличие специфических объектов

управленческого

учета и анализа.

Квалифицированный персонал — это одно из важных конкурентных преимуществ турфирмы, поэтому при постановке управленческого учета, очень важно обратить внимание на квалификационный уровень сотрудников.

В качестве специфического объекта учета и анализа

выделяется человеческий фактор как элемент ресурсного потенциала турфирмы, что предполагает анализ и контроль за такими показателями, как:

− производительность труда;

− норма и качество обслуживания 1 клиента;

С целью повышения квалификации персонала обеспечивать сотрудников своевременным прохождением курсов повышения квалификации, посещением туристических форумов, семинаров, конференций.

Высокая зависимость от внешних,

факторов

Туристические фирмы, как и другие предприятия подвержены влиянию внешних факторов таких как:

−изменение политической обстановки;

−изменение валютных курсов;

− сезонность;

Внешние факторы могут оказывать сильное влияние на финансовые результаты деятельности турфирмы

в связи с чем особое внимание необходимо уделить оценке рисков.

Воздействие данных факторов вынуждает разрабатывать методики оценки экологической, маркетинговой,

социальной, политической обстановки. Так же рекомендуется создать дополнительный финансовый резервсредств на покрытие непредвиденных расходов, какспособ борьбы с рисками

Диверсификация

услуг турфирмы

Расширение ассортимента предоставляемых услуг для турфирм в настоящее время

является необходимым действием, это обусловлено сильной конкуренцией в туристической индустрии.

Диверсификацияспособствует притоку денежной наличности

и общей стабильности деловой активности организации.

В связи с диверсификацией услуг, при создании турпродукта в структуре затрат (в зависимости от вида предоставляемой услуги) появляются новые специфические статьи:

−затраты на создание новой туристической услуги;

−расходы представительского характера;

−расходы на страхование;

Проводить своевременную оценку целесообразности диверсификации деятельности турфирмы с учетом анализа релевантных и нерелевантных затрат.

Перечисленные отраслевые особенности предприятий туристической индустрии подчеркивают необходимость адаптации инструментария управленческого учета к специфике бизнес-процессов экономических субъектов, функционирующих в сфере туристического бизнеса. Важным является то, что не только инструментарий управленческого учета должен адаптироваться к специфическим отраслевым особенностям туриндустрии, но имеханизмэкономического и управленческого анализа с целью правильнойинтерпретациивыявленныхпроцессов и явлений.Эффективность бизнес-модели турфирмы во многом зависит от того, в какой степени инструментарий управленческого учета адаптирован к специфике туристических бизнес-процессов таких как:

– степень изучения и анализа структуры турпродукта;

– насколько интенсивно проводится анализ формирования всей цепочки туристического продукта;

– существует ли на предприятии система мониторинга за появлением новых услуг и контрагентов;

– проводится ли контроль качества предоставляемого туристического продукта и др.

Управленческий учет направлен не только на постановку эффективной системы сбора, анализа и передачи информации, но и на управление качеством предоставляемых услуг. Как известно, современные концепции управления рассматривают качество с позиции потребителя, а значит оно определяется как способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [5, с. 136]. Рассмотрим Влияние проблем управления на качество конечного продукта предприятия индустрии туризма в таблице 2

Таблица 2

Влияние проблем управления на качество конечного продукта предприятия индустрии туризма

Проблема

Характеристика

Управленческое воздействие

Отсутствие единого мнения в вопросах управления у управленческого персонала

Нет четкого представления о том, как должно осуществляться управление и предоставление туристических услуг. Результат — разнородный турпродукт.

Разработка должностных инструкций и стандартов работы персонала.

Неправильная организационная структура предприятия

Односторонний характер связи от руководителя до нижней ступени исполнительского звена. Результат — отсутствие единого понимания качества производимого продукта/услуги

Обеспечение упорядочения обратной связи от работников и клиентов к руководству предприятия

Неэффективный бухучет

Низкая эффективность системы управления и ценообразования, снижение производительности труда, ошибки в определении себестоимости конечного продукта

Построение единой системы бухгалтерского и управленческого учета и контроля, разработка и внедрение корпоративных стандартов и положений, обучение персонала

Неэффективная система оценки труда и отсутствие системы стимулирования персонала

Оценка персонала по его активности, а не по результатам, достигнутым в ходе осуществления деятельности

Разработка системы стимулирования и оценки персонала, привязанная к необходимости выполнения поставленных задач

Повышение эффективности системы управленческого учета в организациях туристической сферы невозможны без дальнейшей интеграции учета, анализа и контроля в рамках единой информационно-аналитической системы принятия управленческих решений, основанной на применении автоматизированных информационных систем и ориентированной на выбор стратегических целей экономического и финансового развития фирмы [6, с. 25].

Управленческого учет в туристических организациях должен обеспечивать следующие процессы: оперативное и стратегическое планирование и прогнозирование; бюджетирование; разработка форм управленческой отчетности; управленческий анализ и контроллинг. Обязательными условиями для обеспечения эффективного внедрения системы управленческого учета являются: наличие финансовых и временных ресурсов; высококвалифицированные специалисты; участие в процессе внедрения руководителей для выявления потребностей в необходимой для них информации для принятия управленческих решений.

Литература:

  1. Тактарова Ю. И. Вопросы организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве//Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития,–2015–№ 20. — С. 144 –150.
  2. Вахрушина М. А.,. Управленческий учет-1.– М.: БИНФА, 2011. — 141 с.
  3. Бобрышев А. Н.,Дебелый.Р.В., Саркисова А. А. Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма//Международный бухгалтерский учет, –2014 — N 24 –С. 31–40
  4. Аверчев И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение. — М.: Вершина, 2006. — 512 с.
  5. СтепановаС.А., Крыга А. В. Экономика предприятия туризма –М:ИНФА –М, 2014. –С.346.
  6. Чхотуа И. З. Организация системы контроллинга на предприятиях индустрии туризма: Дис. Санкт-Петербург 2015. — 146 с.
Основные термины (генерируются автоматически): управленческий учет, особенность, туристическая индустрия, политическая обстановка, сильная конкуренция, туристическая сфера, туристическая фирма, туристический продукт, управленческая отчетность, управленческий анализ.

Похожие статьи

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура, Россия, российский туристический продукт, природная среда, въездной туризм.

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса...

Ключевые слова: сайт, туристическая фирма, CRM, агентство, обратная связь, сфера туризма, клиент, работа, тур, конкуренция, информация. Объектом исследования настоящей работы является «офис» современной туристической фирмы.

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма.

Турист — один из основных элементов системы менеджмента...

Ключевые слова: турист, рынок туристических услуг, менеджмент туризма, стиль жизни, снобизм, менеджмент.

Развитие туристической сферы услуг в большинстве стран мира

Далее представляются критерии выбора потребителями туристических фирм. Таблица 1.

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Растет количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создает возможность для усиления...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности. туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика.

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Анализ современного состояния туризма в России.

Похожие статьи

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура, Россия, российский туристический продукт, природная среда, въездной туризм.

Разработка рекомендаций по организации электронного офиса...

Ключевые слова: сайт, туристическая фирма, CRM, агентство, обратная связь, сфера туризма, клиент, работа, тур, конкуренция, информация. Объектом исследования настоящей работы является «офис» современной туристической фирмы.

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма.

Турист — один из основных элементов системы менеджмента...

Ключевые слова: турист, рынок туристических услуг, менеджмент туризма, стиль жизни, снобизм, менеджмент.

Развитие туристической сферы услуг в большинстве стран мира

Далее представляются критерии выбора потребителями туристических фирм. Таблица 1.

Актуальные проблемы кадрового обеспечения в сфере туризма

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Растет количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создает возможность для усиления...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности. туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика.

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале...

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар. Анализ современного состояния туризма в России.

Задать вопрос