Библиографическое описание:

Колчанова А. Н., Харитоненко А. И., Шабалина Е. И. Особенности развития рыбопромышленной отрасли в Калининградской области, влияние таможенной политики и таможенного регулирования // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 6-11.

 

В статье представлены основные особенности развития рыбной отрасли Калининградской области, выявленные в результате изучения ее истории, статистики и состояния на сегодняшний день, а также определено влияние таможенной политики и таможенного регулирования на функционирование отрасли.

Ключевые слова: рыбная промышленность, проблемный анализ, развитие рыбного хозяйства, экология, таможенное оформление, финансирование, незаконная перевозка.

 

Будучи приморским эксклавным регионом России, Калининградская область обладает определёнными природными преимуществами для эффективного развития ряда отраслей экономики. В частности, это относится к рыбной промышленности. В современных условиях, когда лов рыбы и добыча морепродуктов ведутся в разных районах и практически круглый год, подобное географическое положение могло бы стать достаточно удобным для сосредоточения рыболовных и транспортных судов, специализирующихся на перевозке рыбы и рыбопродукции. Это и определяет актуальность поддержки и дальнейшего развития рыбопромышленной отрасли данного региона.

Продукция рыбопромышленной отрасли области имеет значительный удельный вес на российском рынке. Калининградский рыбохозяйственный комплекс обеспечивает 10 % общероссийского вылова рыбной продукции, значительно превосходя этот показатель в ряде других рыбопромышленных регионах страны (например, вылов по Каспийскому бассейну — более чем в 2,5 раза) [2, с. 13]. А также 60 % добытой продукции поставляется в Россию, 50 % всех российских консервов производится в Калининградском регионе [3, с. 25]. Кроме того, можно отметить, что в 2008–2009 гг. Калининградская область занимала 5 место по вылову рыбы. Необходимо обратить внимание на то, что первые три региона являются дальневосточными (Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область) [8, c.626]. Это говорит о значимости рыбной отрасли Калининградской области для Северо-Западной части России. Но, в тоже время, тенденции современного состояния данной отрасли в Калининградской области характеризуются недостаточностью динамики роста.

При этом, есть существенные недостатки, которые негативно сказываются на результатах деятельности отрасли, проблемный анализ которых позволил провести диагностику проблемного поля и выявить причины отставания в развития, а также начать поиски в отношении путей преодоления сложившихся негативных сторон.

В результате изучения и анализа рыбной промышленности Калининградской области, были выявлены основные проблемы, которые являются неким механизмом замедления ее функционирования, а также составлено «дерево проблем» (рис. 1).

Рис. 1. Дерево проблем

 

Безусловно, существует множество проблем, которые оказывают определённое воздействие на функционирование отрасли в целом. В то же время, можно выделить проблемы, оказывающие наиболее существенное негативное влияние в современных экономических условиях. В качестве таких проблем были выделены следующие: высокий уровень затрат производственного процесса; недостаточная финансовая поддержка развития отрасли; латентный характер производства; проблемы таможенного оформления; кризис управления отраслью; проблемы экологии.

Рассмотрим данную проблематику.

  1.                Проблемы, связанные с высоким уровнем затратности процессов вылова, производства и перевозки рыбной продукции

Производство любой продукции обусловливает определённый уровень затрат, которые необходимы на всех этапах осуществления производственной деятельности. Для рыбной отрасли характерно наличие относительно высокого уровня таких затрат, что связано с трудоёмкостью производственного процесса, а также рисками, обусловленными природными особенностями, влияющими на процессы лова, сохранности и доставки рыбы и рыбной продукции. Кроме того, в условиях современного роста цен на топливо и приближения их к мировому уровню, вылов рыбы в удаленных местах Атлантики, восточной части Тихого океана и юго-западной части Индийского океана становится, практически, невыгодным. 70 % дохода, от реализации выловленной рыбы уходит на обслуживание судового и портового оборудования, включая заработную плату. Оставшиеся 30 % составляют прибыль отрасли. В структуре себестоимости более 20 % составляют сырье и материалы, более 16 % — энергия, а около 12 % — топливо [2, с. 23]. В поставках некоторых предприятий отмечается преобладание импортных поставок по услугам судоремонта, тары и тарных материалов. Всё это снижает уровень эквифинальности, то есть максимально возможной эффективности, производственной системы данной отрасли. Соответственно, в рыночных условиях хозяйствования, появляется необходимость дополнительной государственной поддержки.

  1.                Недостаточная финансовая поддержка отрасли

В доперестроечный период рыбопромышленный комплекс Калининградской области играл существенную роль в производстве и обеспечении населения страны рыбной продукцией. Однако после распада Советского Союза область оказалась оторванной от остальной территории российского государства, что осложнило условия доставки продукции на российский рынок. При этом, с учётом того, что рыба является скоропортящейся продукцией, потребовались другие технологии для её переработки, что повлекло за собой необходимость существенных капитальных вложений. Однако, при наличии высоких рисков для соответствующих инвестиционных проектов, необходимо оказание государственной финансовой поддержки. Безусловно, те затраты, которые приходятся на вылов, переработку и транспортировку рыбной продукции не покрываются в полной мере. Это порождает проблему старения флота. Средств не хватает не только на строительство новых судов, но и на ремонт старых. Сама по себе стоимость рыбопромысловых судов слишком высока, чтобы приобретать их в готовом виде. А для того, чтобы построить судно средств уйдет еще больше, так как, в основном, российское производство может обеспечить лишь постройку самого каркаса, а вот остальные комплектующие (около 70–80 % от целого судна) приходится приобретать за границей, на что также нужны немалые финансовые средства. Окупаемость судов варьирует в зависимости от возможного объёма вылова рыбы от 6 до 8 лет.

Такая ситуация приводит к сокращению вылова. До 1990-х г. объем вылова составлял до 800 тыс. т. в год, но после распада СССР показатели снизились до 200 тыс. т. [8, с. 628]. Это обусловлено распадом как такового рыбопромышленного комплекса в целом, так и последующим дефолтом 1998г. Государство было не в состоянии продолжать вкладывать огромные деньги на содержание флота, так как необходимы были кардинальные перемены в структуре экономики всего государства, перехода от командной экономической системы к рыночной. В результате объем вылова с 1990 г. по 1995 сократился на 570 тыс. тонн. Такая реакция на изменения очевидна. Как нарушение работы одной детали в машине ведет к её поломке, так же и рыбный комплекс не смог дальше работать стабильно. С 1995 г. по начало 2005 г. наблюдается постепенный подъем рыбной ловли, объемы вылова достигают 350 тыс. т [8, с. 628]. Это связано с постепенной перестройкой экономики и приспособлением отрасли к новым условиям. Но с 2005 г. и по наши дни происходит постепенный спад объемов вылова рыбной продукции [8, с. 628]. Такие изменения связаны, прежде всего, со старением флота и износом основных фондов. Основную массу (около 90 %) промыслового флота отрасли составляют суда, построенные по проектам 60–80-х годов. По своим техническим характеристикам они не отвечают современным требованиям в полной мере. На данный момент наблюдается моральный и физический износ основных производственных фондов. Для обеспечения эффективной добычи рыбы и её соответствующей переработки, а также сохранности во время транспортировки необходима модернизация флота, береговой и транспортной инфраструктуры. По сравнению с 1990 годом на сегодняшний день объем вылова рыбы сократился почти на 600 тыс. т (рис. 2).

Рис. 2. Вылов рыбы

  1.                Латентный характер производства. Проблемы незаконной перевозки рыбной продукции через таможенную границу

Данные проблемы обусловлены закономерностями производственного развития, и, в первую очередь закономерностью эффективности. Поскольку легальное производство в рыбной отрасли является недостаточно эффективным в сложившихся условиях хозяйствования, то начинают развиваться латентные (скрытые) функции, что находит своё выражение в контрабандном вылове и сбыте рыбы-сырца российскими судами за границей, а также незаконной перевозке рыбопродукции через таможенную границу [9, с.61].

Следует подчеркнуть, что выявление таких нарушений и преступлений является достаточно сложной процедурой. Преимущественно, такие нарушения происходят в обход государственной границы, и здесь требуются глобальные методы противодействия на международном уровне. Однако, несмотря на то, что, за последнее время, случаев задержания крупных партий контрабанды рыбы и рыбопродукции не было зафиксировано, такое явление как контрабанда в данной сфере существует и, кроме того, является объектом затруднённого обнаружения. Например, в 2008 году в Калининградском торговом порту была пресечена контрабанда рыбы, найденная на иностранном судне, поставлявшем рыбу трем калининградским фирмам, но часть груза, массой 12 тонн, была спрятана в трюме от глаз таможенных органов [5]. В апреле 2014 года на российско-польской границе таможенники задержали контрабандную партию печени трески, весом около трёх центнеров. Данную партию гражданин Польши попытался нелегально провезти на территорию России [4]. В 2105 году на той же границе мужчина пытался вывезти из Калининградской области 314 килограммов судака стоимостью около 90 тыс. рублей. Рыба была уничтожена как продукт, не соответствующий гигиеническим требованиям [7].

  1.                Проблемы таможенного оформления

Наличие данной проблемы можно выявить в связи с тем, что, что настоящий период времени, капитаны судов предпочитают заходить в порт Санкт-Петербурга, нежели в порт города Калининград. На основании данных опроса экспертов, работающих в сфере добычи и обработки рыбы в Калининградской области, указанный факт объясняется сравнительно длительным оформлением судов и их разгрузкой в Калининграде по сравнению с Санкт-Петербургом. При этом, технические характеристики акватории, территории и оборудования Калининградского порта проигрывают по сравнению с портом города Санкт-Петербург. Всё это в комплексе обусловливает дополнительные потери времени при обработке судов в порту. Для сравнения: одно судно в порту Калининграда может проходить разгрузку и оформление почти неделю, а в порту Санкт-Петербурга — не более 12 часов. Соответственно, выбор порта диктуется факторами эффективности.

Таким образом, на основе вышесказанного можно констатировать, что на сегодняшний момент рыбная отрасль Калининградской области имеет существенные проблемы, что препятствует ее эффективной работе и дальнейшему развитию. Обладая значительным потенциалом для формирования рыбопромышленного комплекса, область не обеспечивает эффективное развитие отрасли. Этому препятствует низкий уровень эквифинальности, что обусловливает дальнейшее снижение объемов вылова рыбы, высокие затраты на ее транспортировку, старение флота, отсутствие его модернизации и предпочтительный выбор портов Санкт-Петербурга. Поэтому, в первую очередь, рыбной отрасли Калининградской области необходима модернизация флота, а также транспортной и портовой инфраструктуры, дополнительное финансирование и создание необходимых условий для более быстрого оформления и разгрузки судов, а значит пересмотр и совершенствование процедур таможенного контроля.

  1.               Кризис управления отраслью

Рассматривая развитие рыбопромысловой отрасли в историческом аспекте, следует отметить, что для создания крупного и единого рыбопромышленного комплекса в Калининградской области потребовалось 45 лет. Данный комплекс представлял собой совокупность предприятий, деятельность которых охватывала добычу рыбы, ее переработку, строительство необходимой техники, ремонт судов и транспортировку продукции, а также к комплексу относились научные учреждения и высшие учебные заведения [6].

Ситуация резко изменилась после распада СССР. Мощный рыбопромышленный комплекс, некогда функционирующий как единый механизм, распался на составные части. Изменившиеся экономические условия резко ухудшили деятельность отрасли региона. На это повлияло превращение Калининградской области в эксклавную территорию, дефолт 1998 г., разгосударствление и прекращение финансирования рыбной промышленности области. Представленная проблема ухудшает координацию и кооперацию между предприятиями рыбной отрасли. Это влечет за собой неэффективное сотрудничество друг с другом и, как следствие, порождает новые проблемы.

  1.                Экологическая проблема

В современном мире индустриализации технологий, любая деятельность по добыче и производству чего бы то ни было наносит вред окружающей среде. Рыбная промышленность — не исключение, она также отрицательно влияет на природу, а в особенности океан, его флору и фауну. Выбросы с судов, промышленные отходы, последствия аварий и т. п., прежде всего, влекут негативные последствия на экосистему водоёмов, включая уменьшение запасов основных промысловых рыб. Балтийское море является одним из морей, экологическое состояние которых оставляет желать лучшего. По мнению автора работы «Современные проблемы Балтийского моря», поднявшего данную проблему в разрезе экологии Балтийского моря, за 70 лет экологическая ситуация на Балтийском море значительно ухудшилась, и по прогнозам специалистов при сохранении таких же темпов загрязнения уже через 10 лет воду нельзя будет использовать в пищевых целях, а фауна рискует исчезнуть навсегда [1].

Таким образом, результаты изучения деятельности рыбохозяйственного комплекса говорят о наличии огромного потенциала. Однако анализ выявленных проблем объективно показывает, что рыбная отрасль нашей области оставляет желать лучшего даже в более чем подходящих условиях для его развития. Проблемы, присущие исследуемой отрасли, скорее связаны между собой и являются вытекающими друг из друга и взаимозависимыми, что позволяет предположить последовательное улучшение ситуации в целом при позитивных изменениях хотя бы в одной сфере. Наиболее острыми проблемами на сегодняшний момент являются старение флота и отсутствие его финансирования Каждая из них порождает множество других проблем, связанных с сокращением объемов вылова рыбы ежегодно и увеличением издержек производства. Само по себе обслуживание судов дорогое, а если срок службы судов довольно долгий, то затраты увеличиваются соответственно.Из этого следует, что именно на представленные проблемы стоит обратить внимание и именно над ними необходимо работать и предпринимать меры, чтобы рыбная отрасль Калининградской области эффективно развивалась. Сама по себе отрасль довольно конкурентоспособна, чтобы выйти из затянувшегося кризиса, не без государственной поддержки, конечно, т. к. без финансирования рыбопромышленный комплекс области не в состоянии не только восстановить прежние позиции, но и сохранить нынешние.

 

Литература:

 

  1. Весман А. В. Современные проблемы Балтийского моря// Сайт электронного научно-практического журнала «Современные научные исследования и инновации», 2012. № 3. URL: http:// web.snauka.ru (дата обращения: 12.04.2016).
  2. Ивченко В. В. Горизонты морехозяйственного развития российского эксклава: монография / Ивченко В. В., изд.: БФУ им. Им. Канта, 2010, 117 с.
  3. Инновационные подходы устойчивого развития региона в условиях трансграничного сотрудничества:сборник научных трудов Носачевская Е. А. [и др.]; под общ. ред.Бильчак В. С., изд.: БФУ им. Им. Канта, 2010, 171 с.
  4. Гражданин Польши пытался контрабандой ввезти в Калининград 350 кг печени трески // Официальный сайт: kaliningrad.fishretail.ru, от 16 апреля 2014 г.
  5. Официальный сайт: Вести.ru. В Калининградском порту пресечена крупная контрабанда рыбы, от 5 марта 2008 г.
  6. Официальный сайт: Государственный архив Калининградской области, Калининградский морской рыбный порт из газеты «Калининградская правда», от 20 апреля 1980 г., http://www.gako.name/index.php?publ=74&razd=33
  7. Официальный сайт: Новый Калининград. На границе Калининградской области собака нашла редкую для Польши контрабанду, от 26 октября 2015 г.
  8. Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики Регионы России. Социально-экономические показатели, 2015. 1268 с.
  9.                         Шабалина Е.И Приморские регионы: функционально-объектное управление стратегическим развитием в условиях интеграции: монография / Е. И. Шабалина. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. 161 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов