Библиографическое описание:

Прищепова А. О. Статистическое исследование индекса человеческого развития // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 114-117.

 

В статье изучен социально-экономический смысл индекса человеческого развития, а также представлена методика его расчета. Исследован международный рейтинг стран по индексу человеческого развития за 2015 год. Отдельно рассмотрено место России в данном рейтинге.

Ключевые слова: индекс человеческого развития, ИЧР, международный рейтинг стран, уровень жизни, качество жизни, продолжительность жизни, уровень образования, валовой национальный доход, ВНД.

 

Практически все люди хотели бы жить в справедливом обществе, где обеспечиваются и гарантируются их права и свободы, точно определяются обязанности и направления возможного развития.Многие исследователи в своих работах делают попытки объективно определить регионы и страны, в которых человек имеет максимальные возможности для самореализации. Можно говорить о том, что международные сопоставления стран по уровню и качеству жизни становятся все более актуальными. Самым востребованным индексом для сравнения стран по уровню и качеству жизни является индекс человеческого развития (ИЧР). Таким образом, целью проведенного исследования является изучение индекса человеческого развития.

ИЧР был разработан в Организации Объединенных Наций в 1990 году группой экспертов во главе с пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком.Начальная идея проводимого ими исследования состояла в том, что общественное развитие должно оцениваться не исключительно по национальному доходу, как это традиционно практиковалось, но и учитывая достижения в области здоровья и образования. Поэтому для расчета ИЧР используется три частных индекса:

1)                 Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении.

2)                 Достигнутый уровень образования населения.

3)                 Валовой национальный доход на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.

Эти три индекса исчисляются в диапазоне значений от 0 до 1, на основе которых рассчитывается совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1.

Под ожидаемой продолжительностью жизни при рождении понимается количество лет, которое может прожить новорожденный младенец при условии, что существующие на момент его рождения превалирующие тенденции показателей смертности (для различных возрастных групп) не изменятся в течение всей его жизни. Индекс образования определяется двумя субиндексами: ожидаемой продолжительностью обучения и средней продолжительностью обучения. Ожидаемая продолжительность обучения – это количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области возрастных показателей охвата населения образованием [4, с. 163]. Под средней продолжительностью обучения имеется в виду среднее число лет образования, которое получили лица в возрасте от 25 лет. Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) представляет собой валовой национальный доход, конвертированный в международные доллары с использованием коэффициентов паритета покупательной способности и разделенный на среднегодовую численность населения. Международный доллар обладает покупательной способностью доллара США.

Минимальные и максимальные значения показателей, используемые при расчете индексов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Минимальные и максимальные значения показателей

Показатель

min

max

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

20

85

Ожидаемая продолжительность обучения, лет

0

18

Средняя продолжительность обучения, лет

0

15

ВНД на душу населения по ППС, доллары США

100

75 000

 

В результате вычисляются три частных индекса:

1)   Индекс ожидаемой продолжительности жизни (формула 1):

,   (1)

где – ожидаемая продолжительность жизни при рождении в данной стране в годах.

2)   Индекс образования, рассчитываемый на основе двух субиндексов:

а)   индекс ожидаемой продолжительности обучения (формула 2):

  ,   (2)

где ОП – ожидаемая продолжительность обучения детей школьного возраста в данной стране в годах.

б)индекс средней продолжительности обучения (формула 3):

  ,   (3)

где СП – средняя продолжительность обучения взрослого населения (лиц в возрасте от 25 лет) в данной стране в годах.

Индекс образования рассчитывается по формуле 4:

.   (4)

3)   Индекс валового национального дохода (формула 5):

,   (5)

где ВНД – ВНД на душу населения в долларах США по ППС в данной стране.

ИЧР есть среднее геометрическое трех частных индексов (формула 6):

.   (6)

Каждый год ИЧР совместно рассчитывается специалистами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и независимыми международными экспертами. ИЧР используют в докладах ПРООН о человеческом развитии, которые разрабатываются на региональном, национальном и международном уровнях. В конечном отчете представлены ключевые показатели уровня жизни населения стран и регионов, которые учитывают различные факторы: положение государства в области прав и свобод человека, социальную защищенность человека, его возможность участвовать в общественной жизни, показатели здоровья, уровня культурного развития населения, уровень безработицы, уровень преступности и т.д. На основе данного отчета составляется итоговый рейтинг, в котором государства ранжируются по ИЧР и делятся на четыре группы:

1)   Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

2)   Страны с высоким уровнем ИЧР.

3)   Страны со средним уровнем ИЧР.

4)   Страны с низким уровнем ИЧР.

В первую группу попадают государства с ИЧР от 0,800 и выше, во вторую – с ИЧР от 0,700 до 0,799, в третью – с ИЧР от 0,550 до 0,699, в четвертую – с ИЧР меньше 0,550. Соответственно, государства первой группы характеризуются очень высоким уровнем человеческого развития, а государства четвертой группы – низким уровнем.

В докладе о человеческом развитии 2015 года представлен рейтинг стран по ИЧР, рассчитанный на основе данных по итогам 2014 года. В 2015 году рейтинг включает 188 государств и территорий, 49 из которых относятся к группе стран с очень высоким уровнем ИЧР (от 0,800), 56 – к группе стран с высоким уровнем ИЧР (0,700-0,799), 39 – к группе стран со средним уровнем ИЧР (0,550-0,699), 44 – к группе стран с низким уровнем ИЧР (меньше 0,550). Десять стран с самым высоким уровнем развития человеческого потенциала приведены в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинг стран с самым высоким уровнем жизни, 2015 год

Место

Страна

ИЧР

1

Норвегия

0,944

2

Австралия

0,935

3

Швейцария

0,930

4

Дания

0,923

5

Нидерланды

0,922

6-7

Германия

0,916

6-7

Ирландия

0,916

8

США

0,915

9-10

Канада

0,913

9-10

Новая Зеландия

0,913

 

Согласно данным таблицы 2 самой благоприятной страной для жизнедеятельности на сегодняшний день является Норвегия, поскольку ее показатель ИЧР превосходит показатели всех других стран.

В 2015 году Россия открывает группу стран с высоким уровнем ИЧР. В этом году в общем рейтинге всех стран Россия, поднявшись на семь позиций по сравнению с 2014 годом, заняла 50-е место, разделив его с Республикой Беларусь. ИЧР в нашей стране равен 0,798. Основные показатели России, использованные при вычислении ИЧР, представлены в таблице 3. На показатели России негативное влияние оказывают относительно низкая продолжительность жизни (в первую очередь, среди мужчин, что характерно для развивающихся стран), социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы. Необходимо учитывать, что показатели 2015 года рассчитаны по итоговым данным относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 году в России прибавились экономические проблемы, которые оказывают отрицательное влияние на развитие нашего государства и благополучие населения.

Таблица 3

Показатели для расчета ИЧР 2015 года по Российской Федерации

Показатель

Значение

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

70,1

Ожидаемая продолжительность обучения, лет

14,7

Средняя продолжительность обучения, лет

12

ВНД на душу населения по ППС, доллары США

22 352

 

Таким образом, можно заключить, что в международном рейтинге 2015 года по индексу человеческого развития Россия поднялась на семь позиций, заняв 50-е место, однако так и не вошла в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития. Основные причины тому – относительно низкая продолжительность жизни (70,1 лет), острое социально-экономическое неравенство среди населения. Также различные сложности в сфере экономики, возникшие в 2015 году, препятствуют повышению уровня и качества жизни населения в нашей стране. Государству предстоит разработать и реализовать множество проектов и программ, которые позволят повысить показатели материальной обеспеченности граждан и уровень их удовлетворения своей жизнью. Повышение уровня и качества жизни – приоритетное направление любого прогрессивного общества.

 

Литература:

 

  1. Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий». URL: http://gtmarket.ru/ (дата обращения: 16.04.2016).
  2. HumanDevelopmentReport 2015. Электронная англоязычная версия Доклада о человеческом развитии 2015. URL: http://hdr.undp.org/(дата обращения: 16.04.2016).
  3. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. №1. С. 33-42.
  4. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. М.: Издательство «Весь мир», 2014. 236 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов