Библиографическое описание:

Садоха Н. В., Нордин В. В. Условия рационального проектирования зон склада // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 85-87.



 

В статье рассмотрена классификация складов запчастей, а также возможные зоны, необходимые для таких складов. Представлены рекомендации по улучшению зонирования при модернизации склада компании ООО «Евролак».

Ключевые слова: классификация складов,зоны складирования, склад автозапчастей.

 

В настоящее время применяются комбинации различных видов складирования, в особенности в оптовой торговле [1]. Это обусловлено тем, что на предприятие поступает на хранение разнообразная продукция, обладающая специфическими свойствами. Размещение оборудования должно обеспечивать максимально возможное использование площади и объема помещения, а также возможность ведения дополнительного транспортного хозяйства. Следует отметить, что каждый склад обладает своей уникальностью, связанной с тем, что каждое предприятие характеризуется присущим только ему набором условий деятельности в экономическом, технологическом, функциональном, организационном и других аспектах.

Рационально организованная складская система, является одним из эффективных звеньев в цепочке функционирования автомобильного бизнеса. Конечно, склад не является основным средством заработка, однако может весьма снизить издержки на хранение, обслуживающий персонал и минимизировать капиталовложения в запасы, позволив им «работать» в обороте. Рассматривая задачу планирования склада, нужно брать во внимание звенья внутри склада, именно они позволят наиболее оптимально организовать движение товаров на складе. Склад в широком своем значение – это не просто место хранения, это, прежде всего, – участок движения товарно-материальных ценностей. Можно выделить несколько групп классификации складов автозапчастей, хотя четкого разделения по ним нет [2].

        склад СТО (официальные дилеры головных компаний, «серые» представительства);

        склады частных владельцев (ИП);

        центральные склады представительств головных компаний (как правило, в крупных городах);

        склады магазинов автозапчастей (B2C);

        склады проводящих сетей автозапчастей (B2B).

Четкое понимание, к какой именно категории относится склад – очень важный аспект в задаче планирование склада. Для наилучшего эффекта важно понимать, какой именно склад вы строите, и обоснованно подходить к проектированию складских площадей. В проектировании склада, нет четкого понятия последовательности действий в разработке проекта. Но важно понимать, что начинать работу стоит с деления склада на так называемые «зоны хранения» и определения площадей каждой из них. Если речь идет о региональном или городском дилере, то можно примерно представить объем и характер проводимых на станции работ, и соответственно попытаться выделить следующие группы складской номенклатуры.

        кузовные детали;

        резина;

        машинное масло;

        вспомогательные элементы;

        стекла;

        крупногабаритные, нестандартные и неформатные детали;

        среднегабаритные запчасти.

Таким образом, имеется деление на типы запчастей, каждый из которых имеет особые условия хранения. Дальше необходимо определить размеры каждой из зон хранения.

Здесь можно пойти разными способами, например: а) провести статистический анализ номенклатуры совместно с ее объемно-физическими характеристиками, получив тем самым доли, занимаемые той или иной зоной, б) использовать «стандартно-распространенное» зонирование склада. Существует классификация часто использованных зон: 

Кузовные детали. Это составляющие кузова автомобиля: крылья, капоты, двери, багажники, бамперы и т.д. Для их хранения разумно использовать двухъярусные стеллажи вертикального хранения с переставляемыми разделителями. В среднем, на одну единицу товара выделяется около 20 см ширины стеллажа. Необходимо также учитывать возможность вложения одинаковых запчастей друг в друга, как например пластиковые бамперы и крылья. Так, например, если у дилера ориентация на «быстрый ремонт» (замена масла, несложная ходовая профилактика и т.д.), то количество кузовных деталей значительно уменьшается до уровня «страхового запаса».

Резина. Из-за особенностей характеристик ей требуются особые условия хранения. Даже при условии вертикального хранения ее необходимо регулярно проворачивать во избежание нарушений свойств резины в местах соприкосновения с поддерживающей конструкцией. Так, например, если дилер предлагает или планирует предложить в перспективе такую услугу как сезонное хранение клиентской резины, то объем зоны резины, может значительно увеличиться, порой доходя до трети всей площади склада. Если приводить реальные цифры, то объем может доходить до 500 комплектов для регионального представительства, данная услуга является достаточно выгодной для центра. Сюда можно было бы отнести и диски, однако, как правило, они приходят в удобных коробках, которые можно без осложнений разместить на обычных полках, смежных с блоком резины.

Машинное масло. Масло требует отдельного хранения от основного склада. На практике часто достраивается внутренняя перегородка, отделяющая комнату хранения. Объемные характеристики: бочки объемом 60 и 200 литров и фасовка. Как правило, используется от 2 до 5 бочек на 200 литров, иногда несколько на 60 литров и фасовка в достаточном количестве. Так, например, если имеем дело с грузовым сервисом, то эти цифры вырастают на порядок, т.к. для заполнения маслом систем автомобиля требуются десятки литров. Вообще, такие объекты рекомендуют хранить на металлических колосниковых решетках, чтобы в случае протечки или протекания масляные фракции не оставались на полках, а легко отмывались с пола. Нагрузки на решетку соответственно рассчитываются исходя из массы бочек. Можно предположить высоту яруса 200 л бочек, равную высоте бочки плюс пространство для функционирования погружного насоса.

Вспомогательные элементы. К ним относятся метизы, прокладки, хомутики, поставляемые, как правило только в прозрачных пакетиках, или вовсе без упаковки. Для их хранения используются, как правило, контейнеры с внутренними разделителями. Простой прикидкой рассчитывается, что на 1 м2 может приходиться до 300-500 позиций номенклатуры.

Стекла. Эта позиция сходна с кузовными деталями, однако оптимальное хранение несколько отличается. Вполне возможно их хранение на ребре узкой стороны при условии заводской упаковки (демпинговая лента по торцу, картон), или горизонтальное хранение на специальном стеллаже. Таким образом на площади 1*2 м2 может храниться около 20 стекол. Боковые стекла, ввиду небольших размеров, можно хранить совместно с лобовыми на торце, или выделить под них один из кузовных стеллажей.

Крупногабаритные, нестандартные и неформатные детали. Это, например, бамперы (2,20см -2,30см), детали трансмиссии, двигатели, обвесы, пороги и т. д. Если бамперы имеют небольшую массу, позволяющую хранить их на антресолях обычных стеллажей, а детали ходовой части можно разместить на более прочных полках, то хромированные обвесы и кенгурины необходимо изолировать защитными пленками и расположить на полках с учетом их неправильной геометрической формы.

Среднегабаритные запчасти. Самая удобная категория, приходящая в коробках со стороной от 10 до 80 см. Обычно объемная доля таких запчастей составляет 60-70% от общего числа. Особых тонкостей здесь нет, однако иногда надо учитывать возможность (или невозможность) их штабелирования и размещения на любой из своих сторон [3].

Все вышеприведенные рассуждения претендуют на справедливость для официальных станций известных фирм, как например, в Калининграде, компания ООО «Евролак», являющаяся официальным дилером компании Mercedes-Benz. ООО «Евролак» относят к самому маленькому дилерскому центру, все дилеры Mercedes-Benz делятся на 4 типа, кроме того, выделяют один сервис (Табл. 1).

Таблица 1

Характеристики дилерских центров

PCRetailformats

MB

Service

MB100

MB200

MB400

MB1000

Criteria

Зона продаж

Планируемый объем продаж автомобилей в год

 

100

200

400

1000

Количество автомобилей в салоне продаж

 

5

8

11

30

Рекомендуемое число продавцов

 

1

2

4

10

Салон, м2

 

382

545

790

1760

Зона продажи аксессуаров, м2

 

8

12

16

20

Касса, м2

8

8

8

12

16

Зона продажи, м2

12

12

16

25

35

Общая площадь зоны продаж, м2

152

410

581

843

1831

Число рабочих постов

8

8

8

15

33

Площадь сервисной зоны, м2

399

399

426

716

1496

 

Несмотря на свои габариты, автоцентр вмещает в себя грузовой и легковой автосервис. На рис.1 представлен план легкового автосервиса ООО «Евролак». Целесообразно осуществить модернизацию складской площади с учетом весьма простых рекомендаций [4]. Приведем некоторые из них.

Бокс по проверке

элементов

ходовых частей

 

 

 

 

 

Склад

Бокс электрики

Приемная

 

Бокс по проверке геометрии колес

Бокс мотористов

Бокс по

шиномонтажу

 

 

Рис. 1. План размещения подразделений ООО «Евролак»

 

Самые востребованные группы запчастей из вышеприведенного списка следует хранить ближе к зоне отгрузки. Это же относится и к каждой ассортиментной позиции любой из групп. Креативным инструментарием дифференциации запчастей для этой цели является ABC и XYZ-анализ.

Для установления площадей помещений и зон склад исходной базой являются грузооборот и оборачиваемость запаса, дающие возможность рассчитать по методикам А.М. Гаджинского и Г.П. Манжосова их обоснованные значения. Если не хватает площадей, нужно безжалостно удалить все, что не имеет отношения к ассортиментным группам. Кроме того, следует критически оценить площади, не используемые непосредственно для хранения, например, пространства между полками и стеллажами, а также возможность оборудовать антресоли и мезонины, если позволяет высота потолка.

Для персонала должна быть оставлена возможность достаточно свободного перемещения, как по проходам, так и вдоль стен склада. Это позволит осуществлять контроль состояния не только ассортиментных позиций, но и самого помещения, которое должно быть сухим, чистым, с исправной крышей и полом, хорошей вентиляцией. Нужно защитить склад от пыли, дыма, запахов, а также поддерживать требуемую температуру и влажность воздуха. Следует учитывать принципы эргономики по световой и шумовой комфортности, соблюдения требований охраны труда и техники безопасности.

 

Литература:

 

  1. Волгин В.В. Кладовщик: Устройство складов. Складские операции. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Ось-89, 2011. 195 с.
  2. Логистика: Учебник (Полный курс МВА)/ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. М.: Эксмо, 2008. 944 с.
  3. Калинцев А.Н. Склад комплект // Сайт «Складское оборудование». 2015. URL: http://www.skladov.com (дата обращения: 29.04.2016).
  4. Старченко В.М. 100 + 1 Совет по складу // Сайт «Управление производством. 2014. URL: http://www.up-pro.ru/library/logistics/store/sovety-po-skladu.html (дата обращения: 29.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов