Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 13.12.2017

Статья просмотрена: 546 раз

Библиографическое описание:

Шабалова, Н. В. Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы) / Н. В. Шабалова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/2948/ (дата обращения: 17.05.2024).



В современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этом случае мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребёнок пришёл в школу, то он должен делать всё то, что говорит учитель.

Встречаются учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны родителей или учителя, плохой отметки и т. п. Нередко, в первый же день пребывания в школе ученик осознаёт, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; Нельзя спросить о чём-то, когда этого хочется и т. д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Довольно часто вижу учащихся, которые сидят возле кабинета на скамейке и плачут из-за того, что им говорят учителя. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Мотив — это то, что побуждает к действию.

Виды мотивов:

‒ Познавательные;

‒ Социальные;

‒ Внутренние;

‒ Внешние;

‒ Направленные на достижение успеха;

‒ Направленные на избегание неудач.

В данной статье я планирую рассказать о приёмах мотивации, используемые мной в учебной деятельности учащихся.

На каждом уроке при выполнении любого задания я задаю учащимся вопрос: для чего мы выполняли это задание? И учащиеся пробуют найти положительное и полезное в каждом задании.

На уроках литературного чтения главной целью считаю привитие любви ребёнка к чтению. Сначала пришлось проводить соревнования между ребятами, которые привели ребят к привычке обращения к книгам. Для проведения подобных соревнований я использую таблицу «График чтения литературы». В нижней строке записаны числа месяца. Количество столбцов соответствует количеству дней в месяце. В каждой клетке над числом ребёнку нужно поставить диагональную черту. Причём, если ребёнок прочитал произведение в течении дня, то черта ставится с нижнего левого угла клетки к верхнему правому углу. Если не прочитал, то с верхнего левого угла к правому нижнему углу. На рисунке показано, как это выглядит. У детей получается в итоге кривая линия. Или прямая, растущая только вверх.

ГРАФИК ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Были моменты, когда учащиеся на самом деле не читали, а просто ставили диагональную черту вверх. Тогда на обратной стороне листа мы начали писать название прочитанного произведения и основную идею к нему. Так можно увидеть, действительно ли ребёнок почитал или нет.

В дальнейшем мы стали проводить анализ прочитанных произведений по определенной схеме, где главным было выделение идеи произведения (для чего автор создал произведение для вас и почему была необходимость включения этого произведения в учебник).

На уроке русского языка для повышения интереса к запоминанию словарных слов я использую кроссворды. В интернете существует программа по созданию кроссвордов. Необходимо только набрать необходимые слова, которые будете проверять, и выбрать расположение слов в кроссворде. Только вопросы необходимо составить самостоятельно. Благодаря этой работе каждый ребёнок стал понимать значение слов, а не просто заучивать их. Помимо кроссвордов мы используем зарисовки орфограммы. Например, нужно заучить слово болото. У одного из учеников возникла картинка, как из недр болота выделяются газы и они похожи на пузырьки. Каждый пузырёк имеет форму подобную букве о. Это поможет запомнить написание букв о в слове болото.

На уроках математики мне помогают наглядности в объяснении каждой темы. Например, тема «Порядок действий». На ум пришла идея показать ребятам конкретно сильные и слабые действия. На картинках вы видите символ сильных математических знаков (умножение, деление) в виде бегемота со штангой, а слабых действий (вычитание, сложение) в виде героя худощавого телосложения. Трактовать работу по данным наглядностям можно по-разному. В своей практике я трактовала так: 1. Если в примере присутствует слабое и сильное действие, то первым выполняется сильное. Потому, что оно побеждает слабое действие. 2. Примеры вида (2+4):5 трактуются так: слабое действие под защитой скобок (можно сказать, что это щиты) побеждает сильное действие, поэтому его выполняют первым.

Очень интересно проходят уроки-путешествия. На одном уроке мы используем цельные карты и передвигаемся по отмеченным точкам, выполняя задания. На другом уроке мы собираем части карты, а затем ищем место клада. Где клад — это новые знания (интересные факты, биография математика и т. п.) в зависимости от урока.

Во внеурочной деятельности творчество не имеет границ. Мне доставляет удовольствие проведение тематических огоньков с ребятами. Мы поём песни под гитару, общаемся о том, что нам удалось достичь за прошедший месяц и т. п.

Проведение интересных соревнований. Например, комический футбол. Игра помогает в изучении характеров сказочных героев, а также сплочению взрослого и детского коллективов.

Учащиеся были сказочными героями, а их родители разбойниками. Время прошло достаточно интересно.

Поведение учащихся на уроках и переменах! Я вас познакомлю с несколькими приёмами, которые мне удалось реализовать на практике. Некоторые из описываемых приёмов можно применять с целью формирования учебной мотивации. Причем применять перечисленные приёмы стоит таким образом, чтобы никому из детей не было обидно. Если вы предоставили ребёнку награду, ни в коем случае её не забирайте!

В 2017–2018 учебном году мы с классом решили отправиться в путешествие (в страну знаний). Для этого у нас в классе есть корабль, команда и цель. 1 сентября в классе у нас состоялось открытое мероприятие, на котором присутствовали родители учащихся. На мероприятии ребята зарабатывали себе звание матроса, пройдя испытания. Каждый ребёнок поставил перед собой образовательную цель (чему он хочет научиться в течение года) и загрузил её в мешочек на борту корабля. Каждый матрос имеет своё поручение на корабле (они прописаны рядом с фотографиями). Также мы сплели сеть, на которую мы вылавливаем наши достижения.

Во время путешествия мы, конечно, приобретаем знания, а они являются ценностью. Поэтому у нас есть общий сундук с сокровищами, в который все матросы добавляют заработанные сокровища. В конце каждой четверти мы проводим аукцион (ребята обменивают полученные сокровища на книжки с целью получения новых знаний). Когда у матроса заканчивается строка с сокровищами, то ему выдаётся блокнотик и приклеивает свои достижения уже в него. На крышке сундука прописаны названия драгоценных камней и за что вручаются: рубин (вручается за дежурство в кабинете или в столовой, приучение других к порядку), изумруд (достаётся за творческие достижения), сапфир (за участие в спортивных мероприятиях) и алмаз (за достижения в учёбе).

На пути к стране Знаний мы можем встретить пиратов. Они нам могут мешать хорошо, учиться, соблюдать правила поведения и т. п. У нас в классе есть пальма, на которой сидят красивые попугаи, если кто-нибудь из ребят нарушает правила поведения, то на пальме один красивый попугай исчезает, а попугай-пират появляется. Здесь важно, чтобы дети не начали давить на ребёнка, из-за которого появился пират. Поэтому 1 сентября на мероприятии было сказано, что мы должны помочь вернуться хорошему попугаю и только тогда пират исчезнет. Если будем пирата обижать, то к нему будут добавляться его товарищи и пиратов станет больше.

В нашей школе каждую четверть проходит мероприятие «Самый классный класс». В первой четверти моему классу снизили 10 баллов за плохое поведение учащихся на перемене. У меня появился повод для размышления, и я стала задумываться над тем, что мне сделать, чтобы ребята проводили перемену как нужно и при этом никого не «сбивали» в коридорах. Обычные настольные игры уже становятся неинтересными и скучными. Так же я обратила внимание, что мальчикам интересно играть с машинками, и они катают их по столам, подоконникам и стенам в коридоре и классе. Поэтому пришла идея создать объёмную настольную игру. В игру могут играть и девочки, и мальчики. Она направлена на изучение ПДД. Проект по созданию игры реализовывали ученики 2 «Б» и 3 «В» классов. Планируется, что учащиеся начальной школы самостоятельно будут добавлять недостающие предметы в игре. Например, дорожные знаки и т. д.

В дальнейшем планирую выпустить сборник «Из опыта работы молодого педагога», куда будут входить различные приёмы по формированию мотивации для учащихся начальной школы в соответствии с их возрастными особенностями. Если у Вас появились какие-либо вопросы или пожелания, пишите их в группе «Ассоциация молодых педагогов г. Железногорска» https://vk.com/public150452738. Буду очень рада слышать рекомендации опытных учителей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребята, учащийся, учитель, диагональная черта, класс, начальная школа, пират, правило поведения, родитель учащихся, сильное действие, слабое действие, страна Знаний, урок, учебный процесс, ученик, школа.

Похожие статьи

Учительученикродитель: взаимоотношения

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями.

С другой стороны, школа возлагает также большие надежды на помощь и поддержку родителей.

Технология дифференцированного обучения на уроках...

ученик, работа, задание, групповая работа, дифференцированный подход, начальная школа, урок, учащийся, учебный процесс, групповая форма работы.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. И этому есть несколько причин.

Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

учебный процесс, класс, ребенок, большинство случаев, учебный материал, усвоение материала, традиционный метод обучения, преподаватель, начальная школа, игра, домашнее задание, детский сад, ученик.

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы). учитель, учащийся, ребята, диагональная черта, ученик, учебный процесс, урок, страна Знаний.

Конфликт «учительученик» | «Молодой

− научить учащихся, учителей, родителей пользоваться правилами поведения в конфликтной ситуации. Гипотеза: учитель и ученик склонны к конфликтности и повышенной тревожности. Методы исследования

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.

М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века). Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Более сильным ученикам, как правило, ставятся вопросы посложнее, проверка их знаний чаще всего проводится по сравнительно трудному материалу.

Характеризуя индивидуальные формы организации учебной работы учащихся на уроке, П. И. Пидкасистый отмечает: "Такая...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать активным субъектом познавательной деятельности.

Наблюдение за действиями товарищей приводит к улучшению к концу урока показателей внимания у освобожденных учащихся.

Похожие статьи

Учительученикродитель: взаимоотношения

Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями.

С другой стороны, школа возлагает также большие надежды на помощь и поддержку родителей.

Технология дифференцированного обучения на уроках...

ученик, работа, задание, групповая работа, дифференцированный подход, начальная школа, урок, учащийся, учебный процесс, групповая форма работы.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. И этому есть несколько причин.

Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

учебный процесс, класс, ребенок, большинство случаев, учебный материал, усвоение материала, традиционный метод обучения, преподаватель, начальная школа, игра, домашнее задание, детский сад, ученик.

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы). учитель, учащийся, ребята, диагональная черта, ученик, учебный процесс, урок, страна Знаний.

Конфликт «учительученик» | «Молодой

− научить учащихся, учителей, родителей пользоваться правилами поведения в конфликтной ситуации. Гипотеза: учитель и ученик склонны к конфликтности и повышенной тревожности. Методы исследования

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.

М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века). Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Более сильным ученикам, как правило, ставятся вопросы посложнее, проверка их знаний чаще всего проводится по сравнительно трудному материалу.

Характеризуя индивидуальные формы организации учебной работы учащихся на уроке, П. И. Пидкасистый отмечает: "Такая...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать активным субъектом познавательной деятельности.

Наблюдение за действиями товарищей приводит к улучшению к концу урока показателей внимания у освобожденных учащихся.

Задать вопрос