Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 22.11.2017

Статья просмотрена: 1713 раз

Библиографическое описание:

Кудимова, Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) / Т. В. Кудимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2862/ (дата обращения: 02.05.2024).



«Игру недаром называют «ведущей» писал Сухомлинский — именно благодаря ей ребёнок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.

Педагогические технологии — это всесторонне направленный комплекс педагогических приёмов, способов и методов ведения образовательной деятельности педагогом для достижения поставленных целей.

Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам.

При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося.

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка.

Подвижные игры, игры забавы.

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т. п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра — тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная — может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая технология, игра забавы, ограниченная возможность здоровья, развитие речи, ребенок.

Похожие статьи

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

– Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры

С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью и сохранения здоровья.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор...

Например, игровые и здоровье сберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ

Театрализованная игра как эффективное средство социальной...

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство... театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Игровые технологии как средство всестороннего развития... Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия...

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная...

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно- развивающие педагогические технологии

В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты

Формирование коммуникативных умений у детей...

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совмещение элементов игры и учения, переход от игрзабав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности.

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей...

Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями. Коррекционные игры имеют огромное значение в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие статьи

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

– Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры

С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью и сохранения здоровья.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор...

Например, игровые и здоровье сберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ

Театрализованная игра как эффективное средство социальной...

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство... театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Игровые технологии как средство всестороннего развития... Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия...

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная...

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно- развивающие педагогические технологии

В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты

Формирование коммуникативных умений у детей...

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совмещение элементов игры и учения, переход от игрзабав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности.

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей...

Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями. Коррекционные игры имеют огромное значение в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задать вопрос