Библиографическое описание:

Соломахина Т. Н., Михалева И. М., Шевченко Е. В. Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 498-500. — URL https://moluch.ru/archive/150/42649/ (дата обращения: 20.04.2018).



Дошкольное образование направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основное место занимает игра.

В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь это игровая деятельность как ведущая деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы.

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно- развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Одной из таких технологий является социо-игровая технология, то есть развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. В современном мире человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Цель социо-игровой технологии основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора. Мы определили для себя особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе:

Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.

Особая позиция дефектолога, логопеда: преподнесение коррекционно-развивающих заданий. Если бы дефектолог, логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети выполняют задания и упражнения. Задача специалиста — следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности. Особые “живые” занятия: занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.

В рамках данной технологии ставим перед собой следующие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться;

– сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

– способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

– воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Главные компоненты технологии: слушать — делать — говорить. Важно, чтобы воспитатели научились слушать детей, осваивать достижения театральной и народной педагогики для преобразования практики занятий в детских садах, активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских).

Социо-игровой стиль обучения или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами). В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать сверстнику и поддерживать его.

Принципами социо-игровой технологии являются:

– Педагог — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;

– Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей;

– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков;

– Ориентация на индивидуальные открытия;

– Обыгрывание игр. (Игры для рабочего настроя; игры- разминки; игры творческого самоутверждения; игры социо-игрового приобщения к делу; игры вольные (на воле)).

Правила и условия организации игры способствуют «смене лидерства», обучению сочетать двигательную активность, интеграцию всех видов деятельности.

Применение социо-игровой технологии у детей с ОВЗ способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков.

Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

В отличии от традиционной социо- игровая педагогика развивает и утверждает идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта», а как «субъекта» развития и воспитания.

В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты:

– дети слушают и слышат друг друга, договариваются приходят к согласию;

– у детей развито речевое взаимодействие;

– сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

– дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым;

– у детей нет чувства страха за ошибку.

Широкое использование социо- игровой технологии, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями активно изучать и осваивать окружающий мир.

Литература:

  1. Букатов В. М. Работа учеников малыми группами (о третьем “золотом правиле” социо-игровой интерактивности), http://www.openlesson.ru, 2012
  2. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо — игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. — Красноярск, 1990. -116с.
  3. Шулешко, Е. Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников 5–7 лет чтению, письму и счету / Е. Е. Шулешко. — М.: Мозаика Синтез, 2003. — 384с.
Основные термины (генерируются автоматически): социо-игровой технологии, дошкольного образования, нового взгляда, дошкольного возраста, Социо-игровой стиль, ребенка дошкольного возраста, условиях педагогу дошкольного, интерес детей друг, развивающие педагогические технологии, реализации потребности детей, Цель социо-игровой технологии, познавательного развития ребенка, организацию дошкольного образования, ведущая деятельность дошкольного, Применение социо-игровой технологии, эффективная педагогическая технология, педагога нового взгляда, развитию детей, Главные компоненты технологии, выборе детьми знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос