Авторы: Миненко Кирилл Сергеевич, Воронцова Надежда Владимировна

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Миненко К. С., Воронцова Н. В. Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации. // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Современное общество столкнулось с набирающим силу процессом мировой глобализации. Тенденция глобализации опирается на экономические аспекты интеграции, в т. ч. процессы принудительной интеграции [6,7]. Отношение к процессам глобализации различно: как позитивное, так и негативное, однако сам процесс глобализации набирает обороты. Многие социологи высказывают мнение о том, что данный процесс грозит стиранием таких понятий как личность и индивидуальность, а впоследствии и уничтожению социальной структуры общества [3].

Термин «идентичность» имеет широкий спектр применения. Его используют в таких науках как этнология, психология, культурная и социальная антропология. Данное понятие обозначает понимание человеком своего места в социокультурном пространстве, осознание им своей принадлежности, к какой-либо общественной группе.

Исходя из этого, идентификация определялась как вершина социализации человека, когда он понимал свою культуру и отождествлял себя с ее ценностями, понимал свое место в истории. Таким образом, он мог ответить на вопрос: «Кто он такой? Кем является?»

Между тем, глобализация как раз призвана стереть границы различий между людьми и их общественными структурами. Она выдвигает отношения людей выше национально-государственного уровня. Таким образом, расширяется понятие общности. До этого самыми большими общественными объединениями, звеном которых ощущал себя человек, были нация, государство, народ. Глобализация разрушает данную систему и тем самым ставит под угрозу человеческую идентичность и условия ее формирования [2].

Идентификация и процессы, связанные с ней, играют значимую роль в жизни человека как личности. Благодаря идентичности человек в какой-либо степени отличается от других людей, но также с помощью нее объединяется в социальные группы с другими людьми по схожим целям и интересам:

‒ благодаря идентификации человек не так сильно зависим от общения с обществом в лице других людей;

‒ идентификация вырабатывает у человека возможность отождествлять себя с какими-либо ценностями, интересами, идеалами, то есть вырабатывается система социально значимой ориентации;

‒ идентификация позволяет человеку реализовать свои потребности в приобщении к истории, понимании себя как части исторического процесса;

‒ с помощью идентификации человек постигает коллективные сущности социума, которые обеспечивают его потребность в материальных интересах и духовных основах;

‒ благодаря идентификации человека преодолевает бездуховность — свое одиночество в себе самом. Он начинает ощущать смысл своего существования, наполняя его ценностями и святынями, которые по своему значению намного превосходят смысл биологического существования [4,5].

Мы считаем, что, когда человек обретает смысл своей жизни, вместе с ним он приобретает и духовную устойчивость.

Идентификация человека, или личностная идентификация, имеет серьезную проблематику.

Особенно остро она возникает в период больших социальных потрясений, кризисов, когда общество находится в состоянии стагнации (или даже деградации), когда происходит переосмысление, распад ценностей. Известный социолог Эмиль Дюркгейм дал таким процессам определение «аномия». Достаточно свежий пример данного процесса для Российского общества- это начатая М. С. Горбачевым перестройка и последовавший за ней распад СССР, в итоге — уже второе поколение людей живет в состоянии кризиса идентификации.

В результате, по нашему мнению, это приводит к разобщенности людей, отказу от участия в политической деятельности, отстаивания своей гражданской позиции. Все это отрицательно сказывается как на обществе, так и на человеке, общество становится более жестоким по отношению к отдельному человеку, в результате чего увеличился рост числа самоубийств, так как человек не мог выдержать такого психологического давления, сам же он начинает искать свою идентичность в принадлежности к нелегальным, а иногда и противозаконным организациям. Отсутствие нравственности и моральных ценностей приводят к асоциальному образу жизни человека.

Но, говоря о проблематике идентификации, не нужно забывать, что помимо личностной идентификации существует и коллективная. Данный процесс протекает на уровне социума (группы, общности), который, в свою очередь, представлен определенными субъектами (семья, род, племя, народность, нация).

Естественно, что процесс коллективной и индивидуальной идентификации тесно взаимосвязаны. Как социум влияет на отдельного человека, так и человек может влиять на общество в целом.

Идентификация неразрывно связывает человека и общество с историей, которая превращает их в ее важнейшее звено. История делает человеческую жизнь более осмысленной и стабильной, связывая ее со смыслами социального целого, с его коллективными сущностями.

Так, человек приобщается к обществу через связь с коллективными сущностями своей истории и культуры. Разрушение коллективных сущностей и связанных с ними социальных связей — вот, что лежит в основе обострения кризиса идентичности. В итоге, когда рушатся идентификационные основы общества в истории, рушится само общество, деградирует его культура.

Там, где рушатся связи, соединяющие коллективные сущности в единое целое, рушится и социальная целостность, а в нем и сам человек. Дело в том, что общество сохраняет себя до тех пор, пока люди, его составляющие, связывают себя с духовными основами его существования в истории. И как только разрывается связь между людьми и обществом по критериям его коллективных сущностей, оно распадается.

В то же время, вне идентичности человеческая жизнь склонна к фрагментации и проживанию через секунду несвязанных эпизодов, в которых теряются сами смыслы существования. Утрата смыслов бытия в глубинах человеческой души, завершая распад данной культуры и духовности в душе человека, ускоряет распад общества.

Когда мы теряем идентичность, мы становимся людьми неидентифицируемой истории, культуры и духовности, следовательно, теряем ощущение живой общности людей, объединенных общими коллективными сущностями, несущими в себе смыслы для того, чтобы жить и чтобы умереть. В современной России происходит радикальное сужение пространства общих ценностей и святынь, выделяется все больше людей, находящихся во все большей духовной дистанции от России, живущих не из самого сердца своей истории, культуры и духовности, из периферии чувств.

Возможно, таким станет наше общество, если глобализация достигнет своей цели. Мы, скорее всего, потеряем нашу идентичность, а значит, перестанем быть самим собой, это ведёт к потере жизненной энергии, творящей человека, а через него и мир его культуры и истории. И здесь уместно вспомнить слова известного Российского историка В. О. Ключевского: «Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего!".

Именно поэтому вопросы идентификации личности в современном мире очень важны в процессе образования на любой стадии обучения и воспитания человека. Процессы глобализации имеют определенные позитивные аспекты, однако они могут приводить к снижению индивидуальности личности.

Очень важно в современном цивилизованном обществе воспитывать и поддерживать в людях индивидуальность, и тогда общество получит много талантливых, умных людей, которые будут способствовать развитию здорового общества.

Литература:

  1. Волова Л. А. Социокультурная интеграция и идентификация в условиях глобализации общества. // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2012. — № 3. — с. 244–251.
  2. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. — М.: Прогресс-Традиция. — 2011. — 1024 с.
  3. Михайлов В. А., Буянов В. С. Глобализация: учебник. — М.: РАГС. — 2008. — 543 с.
  4. Пузько В. И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации. // Философия и общество. — 2007. — № 4 (48). — с.98–114.
  5. Салихов Г. Г. Проблема идентичности в условиях глобализации. // Век глобализации. — 2011. — № 1. — с. 122–129.
  6. Щепотьев А. В. Принудительная экономическая интеграция. // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в XXI веке». — Пенза: Приволжский дом знаний. — 2004. — с. 19–22.
  7. Щепотьев А. В. Денежное обращение при принудительной экономической интеграции. // Соломоново решение: финансово-правовой вестник. — 2005. — № 1. — с. 57–59.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов