Библиографическое описание:

Огородник С. И., Лященко Л. В. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Статья посвящена обсуждению особенностей конфликтного поведения современных подростков. В ней отдельно рассматривается значимость общения в социальных сетях и потребность подростков в интернете. А также в статье описаны причины конфликтов подростков и взрослых людей.

Ключевые слова: конфликт, подросток, потребности, предупреждение, родитель, интернет, социальные сети, зависимость

Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и последующем становлении личности человека. Происходят изменения в отношениях, складывающиеся у подростков с взрослыми и сверстниками, меняется уровень развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Это очень значимый период, так как здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, складывается отношение к себе, к людям, к обществу. Именно в этот период меняется характер ребенка, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический[1, с.47].

Одновременно с физическим ростом возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как взрослому. Чувство взрослости относится к особой форме самосознания. Оно проявляется в требовании подростка, где все должны относиться к нему как взрослому. Однако взрослые все еще продолжают считать подростка ребенком. Это может проявляться в нежелании родителей полностью доверять детям, чрезмерной опеке, контроле действий, постоянной проверке местонахождения ребенка... Все это может спровоцировать идет конфликтные ситуации, где ребенок будет доказывать свою взрослость. При этом, акцент делается на чисто внешних сторонах взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь казаться взрослым, пытается отстоять свои права и возможности, оспорить прежние требования, которые предъявляют родители и педагоги. Однако отсутствие большого жизненного опыта, необъективная оценка социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, которые, в свою очередь, порождают конфликты между ними.

После достаточно спокойного младшего школьного возраста подростковый возраст кажется бурным и трудным. В этом возрасте подросток самоутверждается среди сверстников, протестует и бунтует против взрослых, проявляет сильные эмоции и переживания. Поэтому главная особенность подростка — личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала эту особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения — лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти» [4, с 112].

У многих родителей сложилась позиция, которая препятствует развитию социальной активности подростка — он только ребенок и должен слушаться взрослых. В результате в детско-родительских отношениях растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к конфликтным ситуациям. Родители при этом стараются еще больше подавить ребенка, переходя на приказной тон общения.

Не находя понимания своих действий и позиций со стороны родителей, подросток стремиться найти людей, которые его поддержат. Самый быстрый поиск единомышленников в современном мире — поиск в интернете. Подростковых групп разных направленностей там очень много, и ребенок может легко найти и познакомиться с нужными ему людьми.

Но в интернете есть криминальные субкультуры, которые вербуют подростков через социальные сети, дают подростку возможность приобщиться к группе единомышленников и нередко доводят до самоубийства. В последние годы виртуальное общение, виртуальная коммуникация всё чаще заменяет реальную коммуникацию подросткам.

Примерно с 10 лет дети начинают активно общаться со сверстниками через интернет. Интернет-сообщества предоставляют возможность познакомиться с новыми людьми, узнать новую информацию и перестать чувствовать себя одиноким, так как именно это чувство испытывают дети в этом возрасте.

Социальные сети дают возможность подросткам постоянно общаться в «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других социальных сетях и в то же время отличаться ото всех за счет содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, «аватарок», размера и цвета букв, текстового наполнения, игр). Таким образом, подросток находится со всеми наравне, но в то же, время, имеет огромный шанс отличаться от своих сверстников.

На сегодняшний день, чтобы узнать личную жизнь подростка, нужно всего лишь открыть его страничку. Подростки там сплачиваются по группам, присоединяют музыку и клипы, которые им нравятся, выставляют свои фото и видео. Все это настолько облегчает процесс утверждения себя посредством интернета, что становится своеобразным наркотиком. Так как интернет, как и наркотики, доставляет быстрое удовольствие.

Конфликты со сверстниками и учителями в настоящее время подростки снимают на камеру своих телефонов и тут же выкладывают в интернет. Причем самое страшное, что некоторые конфликтные ситуации специально спровоцированы и потом выложены в интернет, что бы показать свою лидирующую позицию.

Особое место при общении в Интернете занимает манера общения и использование коротких, но информативных выражений и символов. Общаясь в социальных сетях при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, вырабатывается новый язык общения. Общение при этом становится сокращенным, резким, открытым.

Психологи считают, что подросток в Интернете удовлетворяет три основные вида потребностей: в общении, познании и игре.

Важно отметить, что подростки, которые регулярно используют Интернет, склонны проводить время в сети с целью общения со сверстниками, поиска нужной информации или за играми. Они уделяют много времени тому, чтобы «посидеть» в социальных сетях, а также различных чатах. Чаще всего подростки пользуются социальной сетью «ВКонтакте». На данный момент, «ВКонтакте» является самой популярной сетью среди молодежи, так как помимо общения присутствует много дополнительных функций, например, просмотр фильмов, клипов, прослушивание музыки, онлайн игры и приложения различного рода.

Семья в подростковом возрасте не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Нередко родители, что бы доказать свою доминантную позицию над подростком используют такие методы как запреты, лишения, игнорирование. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью.

Обилие «боевиков» и «детективов» на телевидении провоцируют агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется в желании занять определенное место в значимой группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять.

Юноши и девушки по-разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12–15-летние юноши, у которых преобладает физическая и вербальная агрессия, переход на нецензурные выражения.

Компоненты конфликтности в подростковом возрасте, таким образом, будут иметь следующий вид:

‒ эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);

‒ волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);

‒ познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);

‒ мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);

‒ психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой) [2, с.1].

Когда подросток разочаровывается во взрослых, то обращается за пониманием к сверстникам, у которых есть такие же проблемы. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами [3, с.1].

У некоторых подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование, как качество личности.

Таким образом, проведенный анализ литературных источников и социальных сетей показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, которые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Подростки, не находя понимание со стороны взрослых и не имея значимых сверстников, ищут новых друзей и новые субкультуры в интернете, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности подростки вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

Литература:

  1. Актуальные проблемы детства: Сборник научных трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. –М.: НИИ Детства Российского детского Фонда, 1992. — 68с.
  2. Наконечная О. В., Шевчук Г. А., Шевчук А. С. Психологические детерминанты конфликтности подростков. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.kazreferat.info/read/psihologicheskie-determinanty-konfliktnosti-podrostkov-Njc0MDQ=.(дата обращения: 17.11.2016).
  3. Степанова Е. Д. Конфликты в подростковой среде. [Электронный ресурс]. — URL:http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/02/26/konflikty-v-podrostkovoy-srede-0(дата обращения: 17.11.2016).
  4. Фрейд А. Детский психоанализ. — СПБ.: Питер, 2003. — 213 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов