Автор: Кудимова Татьяна Викторовна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Кудимова Т. В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 79-81.



 

Статья раскрывает понятие духовно — нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ в условиях обновления содержания образования на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов. (ФГОС)

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, адаптивная среда, концепция.

 

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент, является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей, нравственная атмосфера которой формирует его ценностные ориентации.

Поскольку, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В. В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. Г. Горецкий, В. В. Зеньковский) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом.

Поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию, и гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности, и должно осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В основу разработанной программы положены базовые национальные ценности, через века, сохраненные в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной России.

Целью работы по духовно — нравственному воспитанию является духовно — нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования, которая найдёт своё воплощение в следующих задачах:

• содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка;

• создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа;

• обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей обучающегося, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность.

Воспитательно — образовательная программа школы должна отражать совокупную деятельность, которая реализуется:

                     в процессе обучения (урочная деятельность);

                     во внеклассной работе (внеурочная деятельность);

                     во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Воспитатель должен найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Актуальность данной задачи очевидна, так как во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, большое внимание уделяется внеурочной деятельности, направленной на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Формирование личностных универсальных действий реализуется воспитателями начальной школы путем развития у обучающихся задач самоопределения: «Я знаю…», «Я умею…», «Я стремлюсь…», а также путем формирования идентичности личности младшего школьника. На воспитательских часах: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!», «Школьные принадлежности», «Правила поведения в школе», происходит принятие обучающимися роли ученика, формируется положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Занятие, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Воспитатель учит обучающихся оценивать и объяснять ситуации и однозначные поступки, как «хорошие» или «плохие» с позиции бережного отношения к животным.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности, в формировании нравственных качеств обучающихся зависит от умения педагога правильно моделировать педагогический процесс. Младший школьник испытывает большое доверие к воспитателю. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для обучающегося. Сделать себя лучше, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.

 

Литература:

 

  1.                Бажович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,2009.
  2.                Вахрушев А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 5. — С.3–17.
  3.                Воспитательная система в начальной школе // http://mirznanii.com/info/vospitatelnaya-sistema-v-nachalnoy-shkole/
  4.                Данилюк А., Кондаков А., Тишков В». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»//http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=1890/
  5.                Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // http://ext.spb.ru/component/content/article.htm/
  6.                Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№ 1–2012.
  7.                Программа Духовно — нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования // http://ilovedomain.ru/uchebnyj-material/1-kurs/programma-dukhovnonravstvennogo-vospitaniia/
  8.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов