Библиографическое описание:

Ребко Э. М., Сатывалдиева Б. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 169-172.



В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательской работы, организованной на факультете.

Ключевые слова: формирование компетенций, компетенции, исследовательские компетенции, бакалавры, бакалавры образования, образование, безопасность жизнедеятельности.

В настоящее время в федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС 3+ / Стандарт) по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование определены виды профессиональной деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший программу бакалавриата [4]. Одним из основных видов профессиональной деятельности определен – исследовательский. Согласно ФГОС (3+) бакалавр, успешно освоивший программу подготовки должен быть готов решать следующие профессиональные задачи в области исследовательской деятельности:

- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; - использование в профессиональной деятельности методов научного исследования [4, с. 5].

Данные профессиональные задачи бакалавр может решать посредством реализации исследовательских компетенций, также представленных в Стандарте: - готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); - способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся (ПК-12) [4, с. 8].

Анализ научной и учебно-методической литературы позволил нам очертить круг основных определений понятия «компетенция».

Таблица 1

Понятие «компетенции» в научной литературе

Трактовка термина, автор

Источник

1. Компетенция – способность, необходимая для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке (Зимняя И.А.) [1].

Семина Вера Викторовна. Понятия «Компетенция» и «Компетентность» в российской образовательной парадигме // Среднее профессиональное образование. 2010. №4.

2. Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли (Зимняя И.А.) [1].

Семина В. В. Понятия «Компетенция» и «Компетентность» в российской образовательной парадигме // Среднее профессиональное образование. 2010. №4.

3. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.) [2].

Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3.

4. Компетенция – индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии (Маркова А. К.) [2].

Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3.

5. Компетенция – это способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и … понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи (Милованова Н. Г., Прудаева В. Н.) [2].

Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3.

6. Компетенция – способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (Шишов С., Агапов А.) [2].

Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3.

7. Компетенция – рациональное сочетание знаний и способностей, которыми обладает работник организации (Волгин Н. А.) [2].

Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3.

Изучив многообразие трактовок понятия «компетенция», в своем исследовании мы взяли за основу определение Зимней И. А. (пункт 2 Таблицы 1). Таким образом, под исследовательскими компетенциями (в широком значении) мы понимаем различные способности студента осуществлять исследовательские умения, реализовывать исследовательскую деятельность и применять их в профессиональной деятельности.

Наличие необходимой для нашего исследования учебно-методической информации, содержащейся на информационном портале refdb.ru [6], позволяет нам сказать, что формирование исследовательских компетенций включает в себя четыре основных компонента: мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий, когнитивный и действенно-операционный.

Анализ учебной, методической, научной литературы, учебного плана и основной образовательной программы подготовки бакалавров образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» позволили нам определить схему формирования исследовательских компетенций у будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Схема 1

Мотивационно-личностный компонент

Интеллектуально-творческий компонент

Когнитивный компонент

Действенно-операционный компонент

- мотивация и познавательная активность;

- способность к преодолению когнитивных трудностей;

- самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки;

- ценностные ориентации;

- эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности.

- развитие познавательных процессов

и учебных навыков;

- уровень интеллекта;

- экспериментальное мышление;

- рефлексивные способности;

- проявление креативного мышления.

- знание сущности

и технологии основных методов исследования в области безопасности жизнедеятельности

- видение проблемы;

- постановка вопросов;

- выдвижение гипотезы;

- способность классифицировать;

- наблюдение;

- овладение навыками проведения эксперимента;

- умение структурировать материал;

- формулирование выводов и

умозаключений;

- объяснение, доказательство

и защита собственных идей.

Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)

Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся (ПК-12)

Формирование:

- при изучении следующих учебных дисциплин:

  • Безопасность жизнедеятельности;
  • Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности;
  • Организационно-правовые основы подготовки граждан к военной службе в РФ;
  • Социальная безопасность личности, общества и государства;
  • Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • Психологические основы безопасности;
  • Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности;
  • Основы исследовательской деятельности.

- при участии в конференциях/семинарах;

- при участии в круглых столах, дискуссионных клубах;

- при написании научных статей/рефератов и тд.

Формирование:

- при изучении следующих учебных дисциплин:

  • Безопасность жизнедеятельности;
  • Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности;
  • Основы военно-профессиональной подготовки молодежи;
  • Основы здорового образа жизни;
  • Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности;
  • Основы методической работы преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности;
  • Методика учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности;
  • Основы исследовательской деятельности.

- работа в студенческом научном обществе;

- в ходе производственной практики в школе;

- в ходе организации и подготовки к дискуссионным клубам, круглым столам;

- при подготовки студенческой газеты/журнала;

Формирование исследовательских компетенций бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Схема, представленная выше, дает четкое представление о том, что исследовательские компетенции бакалавра подлежат формированию в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательской работы организованной на факультете. И если организация учебной и практической деятельности строго регламентируется утвержденным учебным планом, то научно-исследовательская работа будущих бакалавров на факультете определяется программой научно-исследовательской работы и планом работы студенческого научного общества.

Считаем необходимым подробнее остановиться на тематическом содержании программы научно-исследовательской работы и на плане работы студенческого научного общества факультета, так как именно они лежат в основе нашего магистерского исследования и определяют сущность и содержание двухлетней экспериментальной работы по формированию исследовательских компетенций у бакалавров образования, обучающихся по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Таблица 2

Тематическое содержание программы научно-исследовательской работы

Тема

Кол-во часов

Наука и научное познание

2

Методологические основы психолого-педагогического исследования

2

Методы научного исследования

2

Виды и формы научной работы

2

Технологии работы с информационными источниками

2

Определение научной темы исследования. Структура исследования. Планирование, составление графа

2

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

4

Работа над научной статьей

4

Оформление и защита выпускной квалификационной работой

2

Понятие о конкурсе, гранте, проекте. Виды, основы формирования заявки

2

* данная программа не входит в 240 з.е., определенных ФГОС 3+ и учебным планом подготовки бакалавров. Является дополнительной и добровольной для посещения, проводится в форме цикла открытых семинаров для студентов на бесплатной основе

Таблица 3

План мероприятий студенческого научного общества факультета безопасности жизнедеятельности на 2016/2017 учебный год

Месяц

Планируемые мероприятия

Сентябрь

  1. Организация работы студенческого научного общества (СНО).
  2. Обновление состава СНО.
  3. Утверждение плана работы СНО на второе полугодие 2016 года.

Октябрь

  1. Организация работы СНО по подготовке к научно-практической конференции «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика» 2016 года.
  2. Открытый учебно-методический семинар «Как написать научную статью. Часть 1»

Ноябрь

  1. 1. Помощь в подготовке и проведении научно-практической конференции «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика».
  2. 2. Открытый учебно-методический семинар «Как написать научную статью. Часть 2»
  3. 3. Организация и проведение фотовыставки работ студентов и преподавателей.

Декабрь

1. Старт проекта «Безопасность в науке»

2. Открытый учебно-методический семинар «Презентация научного выступления».

3. Подведение итогов календарного 2016 года.

Январь

1. Составление и утверждение плана научных мероприятий на 1 полугодие 2017 года.

2. Подготовка к реализации проекта «Безопасность в науке»

Февраль

  1. Реализация проекта «Безопасность в науке» Часть 1 «Безопасность в лицах»

Март

  1. 1. Организация подготовки к студенческой научно-практической конференции.
  2. 2. Реализация проекта «Безопасность в науке» Часть 2 «Научные открытия в области безопасности»

Апрель

  1. 1. Проведение студенческой научно-практической конференции
  2. 2. Реализация проекта «Безопасность в науке» Часть 3 «Слово «Безопасности».
  3. 3. Организация и проведение фотовыставки работ студентов и преподавателей.

Май

  1. 1. Подведение итогов работы СНО ФБЖ
  2. 2. Планирование научной деятельности на 2017/2018 учебный год

Август

  1. 1. План работы СНО на 2017/2018 учебный год

Дополнительно к существующему тематическому плану занятий и мероприятий, планируется осуществление открытых лекций по безопасности жизнедеятельности, актуальным вопросам безопасности человека в современном мире, методике и технологиях современных исследований в области образования безопасности жизнедеятельности. Открытая предзащита выпускных квалификационных работ и предзащита магистерских, кандидатских диссертаций.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006; http: // www.eidos.ru/journal/2006/0505/htm
  2. Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-i-kompetentnost-smysloobrazuyuschie-ponyatiya-v-obrazovanii (дата обращения: 19.10.2016).
  3. Семина Вера Викторовна Понятия «Компетенция» и «Компетентность» в российской образовательной парадигме // Среднее профессиональное образование. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-kompetentsiya-i-kompetentnost-v-rossiyskoy-obrazovatelnoy-paradigme (дата обращения: 19.10.2016).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Электронный ресурс Миноборнауки.рф/документы/5034/файл/4029/Prikaz_№_1501_ot_21.11.2014.pdf (дата обращения к ресурсу 05.10.2016).
  5. Официальный информационно-образовательный портал «В помощь учителю и менеджеру школы» http://www.pedsovet.pro/index.php/in-the-world-of-education/73-pedagogical-innovation/2257-issledovatelskaya-kompetentsiyakompetentnost-odna-iz-prioritetnih-sostavlyayushchih-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii.html
  6. Информационный портал refdb.ru «Методологические основы формирования исследовательских компетенций учащихся (для преподавателей, ведущих инновационно-управленческую деятельность в образовательных учреждениях г.Москвы» https://refdb.ru/look/2923761.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов