Библиографическое описание:

Андреева Н. В., Колосова Е. М., Балакин С. И. Патриотическое воспитание как элемент системы воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 30-32.



В статье рассматриваются воспитательные возможности дисциплины «Система воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»», роль музея Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в воспитательной и образовательной работе со студентами.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности, музей, университет.

Важной воспитательной задачей дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»» является формирование, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Одно из центральных мест в системе воспитания занимает патриотическое воспитание.

В большой советской энциклопедии дается следующая трактовка слова «патриотизм»: «Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству. Патриотизм означает любовь к своему народу и уважение к другим народам, к их правам, свободе и культуре» [4]. Особую роль в патриотическом воспитании играет музей университета. Считаем целесообразным проведение занятия в рамках дисциплины «Система воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»» на базе музея Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Патриотическое воспитание школьников и студентов в нашем вузе, основано, прежде всего, на изучении истории университета, истории Великой Отечественной войны. Создавая историческую развивающую среду, музей служит одним из эффективных средств воспитания. Он образует особую сферу культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности. Особое предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний посредством музейных предметов. Он способствует также формированию духовных ценностей, таких как, любовь к Родине, гуманизм, уважение исторических традиций, и в целом, уважительного отношения к своей истории. В экспозиции музея герценовского университета студенты имеют возможность познакомиться с подлинными предметами периода Великой Отечественной войны. К ним относятся фотодокументы, дневники, гипсовый бюст профессора П.Г. Сутягина, в годы войны служившего в разведке. Работа выполнена скульптором Л. Кербелем в 1944 году. Вызывает неподдельный интерес и судьба книги, пробитой осколком от снаряда, который попал в учебный корпус университета, где хранилась библиотека. Более 1000 книг после попадания снаряда были уничтожены, только лишь две из них уцелели.

Задачами патриотического воспитания являются:

1. разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность;

2. развивать гражданское и национальное самосознание, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

3. формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину;

4. создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества.

К основным направлениям патриотического воспитания относятся:

- духовно-нравственное;

- историческое;

- политико-правовое;

- профессионально-деятельное;

- психологическое;

- воспитание на воинских традициях.

Все перечисленные задачи и направления реализуются в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» на базе музея университета через различные формы деятельности:

- знакомство с экспозицией;

- работа с архивными документами;

- выполнение исследовательских работ (в том числе по краеведению), написание эссе;

- организация поисковой работы, которая заставляет студентов проявлять творческую активность;

- волонтерская работа;

- проведение встреч с известными людьми, героями, ветеранами, выпускниками вуза.

- изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода и семьи;

- организация мероприятий, направленных на развитие патриотических чувств. К ним относятся заседания историко-педагогической студии «Имя в истории петербургской школы Герценовского университета»; различного рода памятные мероприятия и торжественные события. Таким событием может быть открытие выставки, проведение конференции. В экспозиции музея РГПУ им. А.И. Герцена представлена выставка «РГПУ им. А.И. Герцена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», посвященная 70-летию Победы, включающая документы, книги, письма, открытки, фотографии и другие экспонаты, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. Посещая выставку, учащиеся школ и студенты, знакомятся с великими подвигами герценовцев, обучающихся в институте в предвоенные и военные годы. Материалы выставки используются для написания творческих студенческих работ, организации студенческих конференций, что позволяет привлечь внимание студентов к вопросам истории и университета, и Отечества.

Также студенты факультета безопасности жизнедеятельности принимают участие в ежегодном традиционном возложении цветов на могилу известного петербургского учителя и педагога В.Н. Сорока-Росинского в рамках Дня Учителя. Эта деятельность дает возможность студентам почувствовать свою сопричастность к истории, прививает гордость и уважение к традициям университета.

Школьники, абитуриенты, студенты всех курсов, аспиранты и преподаватели – самая широкая аудитория, которая благодаря музею истории имеет возможность познакомиться, глубже понять, прочувствовать, исследовать историю нашего университета, проникнуться духом его истории, впитавшим богатый опыт предыдущих поколений.

Таким образом, патриотическое воспитание студентов университета и школьников основано на изучении истории, в том числе истории университета, истории Великой Отечественной войны. И музей университета, располагая историческими материалами, средствами отражения отдельных исторических периодов в виде экспозиции и экспонатов, а также, реализуя различные формы работы с посетителями, играет большую роль в патриотическом воспитании школьников и студентов.

Комплексный подход к вопросу организации патриотического воспитания студентов дает положительные результаты, обеспечивает формирование у студентов патриотического сознания, содействует становлению профессиональной компетентности магистра педагогического образования.

Литература:

  1. Андреева Н.В. Роль вузовского музея в патриотическом воспитании школьников и студентов // Школа и образование в годы Великой Отечественной войны: материалы межвуз. научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – С. 3-5;
  2. Андреева Н.В., Колосова Е.М. Воспитательный потенциал музея герценовского университета // Воспитание личности в современном культурном пространстве – СПб.: Университетские Образовательные Округа, 2015. С.116-120
  3. Методика обучения жизнедеятельности: учебник для студентов высш. проф. образования / под ред. Л.А. Михайлова. - М. : Академия, 2013. - 285, [3] с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия: Том 1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов