Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 28-29.

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным в случае, когда речь идет о необходимости формирования навыков самоорганизации, что является фактором поступательного развития самой личности в целом.

Ключевые слова: образование, самостоятельная работа, образовательный процесс.

 

Современные представления и требования к самостоятельной работе студентов позволяют рассматривать её как специфическую педагогическую конструкцию, определяемую особенностями учебно-познавательных задач, воплощенных в конкретное содержание форм, типов и видов самостоятельных работ. Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным в случае, когда речь идет о необходимости формирования навыков самоорганизации, что является фактором поступательного развития самой личности в целом.

Рассматривая данный феномен как активный вид познавательной деятельности, мы можем констатировать, что самостоятельная работа обладает такими признаками, как самостоятельный поиск, самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, анализ полученной информации, установление студентом ритма работы и бюджета времени на изучение выдвинутых вопросов и поставленных задач. Например, педагог и психолог П. Ф. Каптерев, являясь сторонником развивающего обучения, считал, что повышение эффективности обучения состоит в саморазвитии личности ученика. По нашему мнению, это утверждение весьма значимо, так как профессиональное, начавшись в вузе, переходит в самообразование, а для некоторых выпускников вуза — и в фазу непрерывного образования.

Обращая внимание на специфику медицинского вуза мы полагаем, что подготовку будущего врача следует рассматривать как способ формирования его профессионального потенциала, включающего интеллектуальную мобильность, умение аналитически мыслить, интерпретировать полученную информацию и самостоятельно работать над совершенствованием общекультурных и профессиональных компетенций, то есть, важнейшее средство повышения профессионально-познавательной активности будущих врачей. Именно в процессе самостоятельной работы проявляется творческая мотивация студента, целеполагание и целенаправленность, индивидуализация стиля учебной и учебно-исследовательской деятельности, самоактуализация, самоорганизация, самостоятельность, самоконтроль, самоуправление, саморазвитие и другие важные личностные качества, то есть все те качества, которые необходимы для первоначального освоения практического опыта на этапе вузовского периода подготовки врача.

Заявленная в новых стандартах образования обязательной и обеспеченная определенным объемом учебной нагрузки, самостоятельная работа студентов нуждается сегодня в педагогическом сопровождении и методическом обеспечении. В связи с чем данный вид работы обучающихся необходимо соотносить с организующей ролью преподавателя, предполагающей постоянный мониторинг процесса самостоятельной деятельности студента. Правильно организованная самостоятельная работа непременно сопровождается усложнением и увеличением трудоемкости, что обеспечивает е развивающий характер. Понимание сущности различных видов самостоятельных работ, в зависимости от их функционального назначения, предоставляет возможность планировать и использовать самостоятельную деятельность студентов как оптимальное средство обучения и развития. Безусловно, при ее организации необходимо также учитывать и предпочтения студентов в плане организации и содержания работы.

С этой целью нами периодически проводится анкетирование студентов, первое из которых было организовано еще в 2010году. На основании результатов анкетирования трехсот старшекурсников лечебного и педиатрического факультетов выявилась следующая иерархия предпочтений в выборе форм самостоятельной работы: работа с наглядными материалами — 72,9 %; производственная практика — 60,2 %; непосредственное общение с больными — 49,5 %.

В университете созданы хорошие условия для успешного ведения самостоятельной работы — так считают 61,8 % респондентов. По мнению студентов (54 %) в организации самообразовательной учебной деятельности большое внимание должно быть уделено совершенствованию форм и методов самостоятельной работы, более широкое использование компьютерных технологий — 31 %.

Существенному улучшению самостоятельной работы могут способствовать следующие условия: четкое планирование и контроль данного вида деятельности — 52,2 %; повышение требования со стороны преподавателя за выполнением самостоятельной работы — 42,1 %; полное изложение преподавателем учебного материала — 38,1 %.

Каждый из предложенных видов деятельности, по мнению студентов, является приемлемым, однако большинство из них (66,4 %) желает самостоятельно выполнять четко поставленные перед ними задачи.

Для плодотворной самостоятельной работы студентов необходим контроль со стороны педагога как один из важных мотивирующих факторов — так считают 38 % респондентов.

Сложившийся традиционный подход в организации успешной учебной деятельности, который реализуется в апробированных методиках проведения лекционных, семинарских и практических занятий, отвечает требованиям к уровню подготовки врачей. Однако часть студентов (24 %) считают организацию эффективной самостоятельной работы значительным резервом повышения качества процесса обучения.

По мнению большинства респондентов (54 %), необходимо совершенствовать формы и методы обучения, более широко использовать на занятиях современные информационные технологии — 31 %.

Университет достаточно обеспечен учебными и учебно-методическими материалами для успешной организации самостоятельной работы — так считают 78,2 % студентов. В самообразовательной деятельности студенты предпочитают использовать традиционные источники знаний, такие как лекционные материалы -69,5 %, рекомендуемые учебники — 72 % и методические разработки преподавателей — 47,8 %.

По мнению студентов, для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо: четко планировать и организовывать свою самообразовательную деятельность — 64,2 %; выделять дополнительное время на ее проведение — 40,1 %; уметь рационально его использовать в процессе самоподготовки — 41,8 %.

Важно отметить, что большинство опрошенных студентов (68,7 %) хотят постоянно пополнять свои знания, рационально используя при этом время, отводимое на самостоятельную работу.

Для преодоления трудностей в самостоятельной работе большое значение студенты придают собственным усилиям и упорству — 70 % и помощи преподавателей — 51 %. Чаще всего студенты обращаются за помощью к преподавателям по следующим вопросам: как овладеть практическими навыками врачебной деятельности — 62,5 %, как успешно решать ситуационные задачи — 37,4 %, как планировать и организовывать самостоятельную работу — 14,3 %. Большинство студентов (87,6 %) считают, что самостоятельная работа является непременным условием для будущей успешной профессиональной деятельности врача. В результате самостоятельной работы можно сформировать профессионально важные качества врач — так считают многие студенты (83 %), а также целенаправленно определить область своей дальнейшей научной и практической деятельности.

Результаты проведенного анкетирования явились важной основой для разработки эффективных форм и методов проведения и рационального планирования самостоятельной работы студентов.

Осуществляя исследовательскую работу на основе межвузовского сотрудничества с Самарским государственным медицинским университетом, мы совместно подготовили и реализуем в педагогической практике двух медицинских вузов ряд учебных и методических пособий для преподавателей медицинских вузов, затрагивающие вопросы организации самостоятельной работы.

Результаты опросов студентов также подтвердили, что стремление к самостоятельности — фундаментальная потребность личности в самообучении, самоуправлении, саморазвитии. Самостоятельная работа студентов — это метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными потребностями, уровнем базового образования, опытом с одной стороны, и с другой — специально созданными для этого организационными условиями. Исследование показало, что эффективность реализации самостоятельной работы зависит от устойчивой мотивации личности студента, а самостоятельную работу следует рассматривать как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную управляемую познавательную деятельность, средство ее психологической, педагогической и логической организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов