Библиографическое описание:

Молодцова Е. Ю., Алексеенко И. А. Использование технологии профайлинга в обучении специалистов служб безопасности для транспортной отрасли // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 116-120.



 

В статье раскрываются возможности применения технологий профайлинга в целях эффективного обеспечения безопасности транспортной отрасли. Дается описание дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте», который может входить в программы подготовки специалистов служб безопасности транспорта с целью формирования специальных компетенций, необходимых для предотвращения актов незаконного вмешательства и различных криминальных проявлений.

Ключевые слова: транспортная безопасность, профайлинг, обучение специалистов служб безопасности транспорта.

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, изменений, происходящих в политической, экономической, социальной жизни, крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности транспортной отрасли. Системное изучение опасных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, позволяют сделать вывод, что противодействие террористическим угрозам возможно только на основе качественной подготовки специалистов в области транспортной безопасности. Значительное увеличение в современном мире террористической и экстремистской угрозы требует новых подходов к организации формирования профессиональных компетенций специалистов, которые будут организовывать и обеспечивать высокое качество безопасности в различных отраслях транспорта [2].

Учитывая важность, и в тоже время уязвимость транспортной системы Российской Федерации, государством был принят Федеральный закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства [6].

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации [6]. Данный закон предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. На наш взгляд, современный подход к решению проблемы безопасности объектов транспорта заключается в едином подходе к решению проблем безопасности и объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Соответственно, безопасность может быть достигнута только при абсолютном и четком взаимодействии всех объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта.

Основные цели, задачи, положения Федерального закона о «Транспортной безопасности» должны закладываться в профильных высших учебных заведениях и учебных центрах подготовки специалистов для транспортной отрасли. В результате профессиональной подготовки и переподготовки работники служб безопасности транспорта получают знания, позволяющие с максимальной эффективностью их использовать в деле предотвращения актов незаконного вмешательства, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации принять своевременные и верные решения.

Существующие на данный момент и используемые технические средства защиты объектов транспорта ориентированы в основном на обнаружение опасных предметов и веществ, поддельных документов, при этом данные технологии не позволяют выявлять возможные противоправные намерения. Стремление создать технологии, которые позволяют идентифицировать противозаконные действия с помощью анализа психофизиологических реакций человека, ведутся не одно десятилетие. В настоящие время на практике используются следующие методики выявления изменений психоэмоционального состояния человека:

  •        классический полиграф, анализирующий сердечно-сосудистую, дыхательную и кожную системы человека;
  •        технология виброизображения, позволяющая определить крайние эмоции;
  •        методика психозондирования – методики идентификации лжи;
  •        детекторы психоэмоционального состояния биологических объектов,
  •        голосовые детекторы лжи – стрессовые изменения голоса,
  •        метод биорадиолокации, основанный на модуляции радиолокационного сигнала колебательными движениями и перемещениями органов биологического объекта и другие.

К сожалению, данные технологии используются весьма ограниченно по причине отсутствия специалистов, хотя могут быть достаточно эффективны при обнаружении противоправных намерений. Возможность применения подобного оборудования ориентирована на специфику функционирования объектов транспортной инфраструктуры, к которой могут относиться: ограниченное время, отведенное для проверки пассажиров, стоимость подобного оборудования, необходимость обучения персонала для работы на нем. На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен к считыванию внутренней информации, определению особенностей и динамики поведения других людей и к оперативному принятию соответствующих решений [3].

В целях эффективного обеспечения транспортной безопасности целесообразно использовать не только классические методы оперативно-розыскной деятельности и технические средства видеонаблюдения, но и современные методы, такие как профайлинг, который применяется для выявления лиц, имеющих противоправные намерения.

Профайлинг (от англ. «profile» – профиль) – это комплекс методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности и поведения; технология наблюдения и опроса пассажиров с целью выявления потенциально опасных лиц [3].

Этот метод является достаточно новым направлением в психологической науке, но уже сейчас можно сказать, что он дает возможность получать объективную информацию о потенциальной опасности личности, «считывать» невербальные компоненты, межличностного общения, и может быть эффективно использован для мер по предупреждению актов незаконного вмешательства на транспорте и террористической опасности в местах массового скопления людей.

Данная технология впервые начала применяться в конце 1970-х гг. израильской авиакомпанией Эль-Аль (El-Al) и изначально служила для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах. Она была ориентирована на снижение вероятности появления возможных рисков, связанных с авиаперевозками пассажиров, и применялась во время предполетного досмотра. На тот момент в данной технологии пользовался небольшой набор базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и представляла собой процедуру психологического тестирования. Позже, в 1984 г. методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала использоваться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США [4].

Основная часть экспериментальных исследований, направленных на выявление конкретных поведенческих признаков говорящих неправду людей, принадлежит П. Экману, В. Фризену, К. Шереру. Методологическими основами профайлинга являются также исследования М. Цукермана, который в 1975 г. описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску впечатлений, и определил его как "потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому социальному риску ради этих впечатлений" (Zuckerman, 1975, 1986). В.А. Лабунская предложила описание личностно-динамического подхода к феномену «экспрессии человека».

В России особое внимание на данную технологию было обращено после террористических актов 24 августа 2004 г., когда террористы взорвали самолёты Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (рейс SBI1047 Москва—Сочи) и Ту-134 авиакомпании «Волга -Авиаэкспресс» (рейс WLG1303 Москва—Волгоград). Всего в этих катастрофах погибло 89 человек — 43 на борту рейса 1303 и 46 на борту рейса 1047. Распоряжением начальника Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности.

Опыт применения профайлинга на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНГ уже имеется на международных рейсах в аэропортах Пулково и Шереметьево (психологическое тестирование), Домодедово (система голосового профайлинга) и др. Данная технология применяется и за рубежом: в США, Израиле, других странах в основном авиакомпаниями для обеспечения безопасности в аэропортах.

На данный момент специалисты-профайлеры это, прежде всего опытные психологи, имеющие профильное образование и большой опыт практической деятельности в области обеспечения безопасности. Владение данным методом позволяет сотрудникам различных объектов транспорта «увидеть» потенциального правонарушителя и выстроить модель его действий.

В связи с тем, что метод профайлинга дает возможность сделать достаточно точное предположение о потенциальной опасности личности, он может использоваться не только в аэропортах, но и на железнодорожных вокзалах, автостанциях, морских портах, метрополитене, в местах массового скопления людей для предупреждения как актов не законного вмешательства, так и любых противоправных действий.

Уже выделены в отдельные направления авиационный профайлинг, который занимается выявлением пассажиров, имеющих намерение совершить террористический акт на борту воздушного судна, в здании аэропорта, выявление признаков скрытоносимого оружия и взрывчатки; пассажиров, способных в силу своих психологических особенностей, совершить правонарушение либо хулиганские действия. Профайлинг на железнодорожном транспорте, цель которого - профилактика и предотвращение противоправных действий на железнодорожном транспорте, в здании железнодорожных вокзалов, на перронах и прилегающих территориях. Криминальный профайлинг, в рамках которого происходит составление психологического портрета предполагаемого преступника.

Исходя из анализа опыта обучения сотрудников служб безопасности на воздушном и водном транспорте, можно сделать вывод, что обучение профайлингу позитивно влияет как на самих обучаемых, так и на их последующую профессиональную деятельность.

Вместе с тем, практика показывает, что степень антитеррористической и экстремистской защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик и технологий, охватывающих различные области знаний. Именно поэтому учебный курс обучения специалистов безопасности объектов транспорта должен включать не только разделы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью:

  •        получение и анализ оперативной информации;
  •        оперативно-поисковый сыск в местах массового скопления;
  •        взаимодействие транспортной полиции со службами и ведомствами, обеспечивающими безопасность на транспорте;
  •        использование технических средств для обнаружения взрывоопасных предметов;
  •        использование животных в охране объектов транспорта и обнаружение взрывчатых и наркотических веществ [5], но и разделы, связанные с психологической подготовкой для обнаружения потенциально опасной личности:
  •        основная психология и мотивация лжи, её определения и формы;
  •        особенности типов личности;
  •        определение профайлинга;
  •        эмоции собеседника как один из источников определения правдивости информации;
  •        позы и жесты собеседника, кинетическое поведение;
  •        изучение речевых маркеров.

Сотрудники объектов транспорта, имеющие навыки профайлинга, с большой степенью вероятности могут описать черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, могут назвать его привычки, наклонности, описать стиль поведения в быту и при общении с окружающими.

Обеспечение безопасности включает в себя две основные сферы: технические средства и «человеческий фактор». К сожалению, в подготовке персонала служб безопасности для предотвращения угроз на транспорте уделяется недостаточное внимание в области обучения профайлингу, совмещающего в себе анализ объективных фактов и невербальной информации передаваемой человеком.

Делая вывод из всего вышесказанного, очень важным фактором при обучении специалистов безопасности различных объектов транспорта, является обширная психологическая подготовка.

Внедрение дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» в программы подготовки специалистов служб безопасности транспорта позволит сформировать специальные компетенции, необходимые для предотвращения актов незаконного вмешательства и различных криминальных проявлений.

Программа дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» должна быть построена таким образом, чтобы в конце прохождения курса специалист знал теоретические основы различных областей психологии, психологический портрет личности террориста; способы взаимодействия различных подразделений по обеспечению правопорядка и безопасности железнодорожных вокзалах, аэропортах, морских и речных портов; способы получения информации для выявления лиц, подозреваемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности (таблица 1).

Также в результате обучения специалисты научатся определять связь психологических особенностей человека с его внешними данными; правильно строить общение с гражданами; выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.

Таблица 1

Содержание модуля

«Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте»

с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы

 

 

 

 

 

п/п

 

 

 

 

Наименование темы,

её краткое содержание

Виды занятий, часы

Самостоятельная работа, часы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

часов

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

  1.            1.

Тема 1. Теоретические основы психологии.

Общая психология. Дифференциальная психология. Гендерная психология.

2

-

-

4

6

  1.            2.

Тема 2. Основы теории личности. Типология личности.

2

2

-

4

8

  1.            3.

Тема 3. Профайлинг. Психологические основы применения бесконтактной детекции намерений.

2

2

-

4

8

  1.            4.

Тема 4. Типы и виды коммуникаций. Невербальное поведение. Оптико-кинетические средства.

2

2

-

4

8

  1.            5.

Тема 5. Основы экстралингвистики. Внеречевые системы.

2

2

2

4

10

  1.            6.

Тема 6. Психологический портрет личности террориста.

2

2

2

4

10

  1.            7.

Тема 7. Использование технологии профайлинга в обеспечение правопорядка и безопасности на объектах транспорта.

2

2

-

4

8

  1.            8.

Тема 8. Специализированные программы психодиагностика личности.  Основы инструментальной детекции лжи.

-

2

4

4

10

  1.             

Зачет

-

-

-

-

4

  1.         

ИТОГО

14

14

8

36

72

 

Основным видом занятий при реализации данной программы должны быть практические занятия с анализом смоделированных ситуаций с целью отработки навыков будущей профессиональной деятельности. Для закрепления теоретических знаний необходимо использовать интерактивные формы проведения занятий: работа в группах, дискуссия, кейс-метод, просмотр и обсуждение видеосюжетов, ролевые игры.

Овладение специалистами служб безопасности компетенциями, направленными на выявление из числа пассажиров лиц, имеющих противоправные намерения, может повлиять не только на пресечение актов незаконного вмешательства и террористической угрозы на отдельных видах транспорта, но и обезопасить транспортную отрасль в целом.

 

Литература:

  1.    Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е., Эриашвили Н.Д. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: Учебное пособие — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2010.
  2.    Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений
    / Соломин В.П., Абрамова С.В., Буйнов Л.Г., Громов Ю.В., Киселева Э.М., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Малков С.П., Молодцова Е.Ю., Попова Р.И., Ребко Э.М., Станкевич П.В. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).
  3.    Волынский-Басманов Ю.М. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий/ Ю.М. Волынский-Басманов, Н.Д. Эриашвили. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –183 с.
  4.      Статный В.М. Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте. Психология и право: № 2, 2013 г.
  5.      Транспортная безопасность: учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1 /авт.-сост. Т.Н. Каликина, А.И. Ташлыкова, Н.А. Кузьмина [и др.]. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015.
  6.    Федеральный закон от 09 июля 2007 г. N 16-ФЗ ФЗ РФ «О транспортной безопасности» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов