Библиографическое описание:

Двойнова Н. Ф. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 68-70.



 

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способствующая творческому становлению личности каждого ученика.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность учащихся, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», традиционные и нетрадиционные формы учебно-исследовательской деятельности, требования к учебно-исследовательской деятельности, организация учебно-исследовательской деятельности.

 

Характерной особенностью школьного образования сегодня является развитие личности способной творчески мыслить. В связи с этим разрабатываются различные виды технологий, ориентированные на реализацию собственной индивидуальности и активизацию исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность (УИД) выступает как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии. Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация УИД и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Организация УИД направлена на образование, воспитание, стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического научного мышления у учащихся и в целом их развитие. В последнее время в практику многих образовательных учреждений по всей стране вошла УИД.

Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Необходимо отметить, что УИД зависит от деятельности учителя и желания учащегося, состояния творческой атмосферы и влияет на мотивационный интерес к изучению данного курса. Деятельность учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Межличностное взаимодействие ученика и учителя является важным движущим потенциалом в реализации УИД, давая установку на совместную творческую работу, совместное планирование и анализ результатов деятельности.

Междисциплинарное и практико-ориентированное содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) располагает возможностями для проведения различных видов учебно-исследовательских работ учащихся на уроках и внеклассных занятиях. При изучении курса ОБЖ учащиеся занимаются различной мыслительной деятельностью: сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы из изучаемого материала. Во время проведения уроков по курсу ОБЖ очень важно научить школьников доступным приемам УИД. В общеобразовательных школах, большой удельный вес при изучении курса ОБЖ в соответствии с учебными программами В.Н. Латчука, С.К. Миронова, А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова, составляют практические работы, направленные на развитие исследовательских умений школьников, в ходе обучения с использованием учебной, учебно-методической литературы для организации УИД учащихся [1].

Согласно проведенному нами анализу исследуемой проблемы, содержание организации УИД учащихся находится в динамике, она трансформируется в процессе обучения, развивая исследовательские умения, которые способствуют творческому становлению личности каждого ученика. Многие учителя, привлекая для участия в УИД школьников, ограничиваются заданием на написание рефератов или проектов, которые зачастую они сами и выполняют. При этом они забывают о том, что процесс организации и содержания УИД в школе целиком зависит от педагога, от осуществления им этапов и правил по подготовке учеников к участию в данном виде работ.

УИД учащихся в курсе ОБЖ может быть представлена разнообразными формами: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние школы, научные объединения учащихся. Непосредственно на уроках курса ОБЖ можно реализовывать такие виды занятий исследовательского характера как работа с различными видами информационных материалов – анализ текста, выделение причинно-следственных связей, подготовку аннотаций к источникам дополнительной литературы и т.д. Развитие исследовательских умений на уроках ОБЖ так же возможно в ходе создания учителем и решения учащимися проблемных ситуаций, подготовке школьниками сообщений, эссе, проведении мини-исследований. Ведущим видом, УИД становится самостоятельная работа школьников по выполнению учебно-исследовательских заданий, что способствует развитию мотивации к изучению данного курса в школе и самообразованию.

Некоторые нетрадиционные формы организации УИД обучающихся на уроках курса ОБЖ: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей и др. Домашнее задание исследовательского характера: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, творческие работы и др.

Формы организации УИД обучающихся на внеурочных занятиях: образовательные экспедиции: походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля (активная образовательная деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера); факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них УИД обучающихся; ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и др. (выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий); кружковая деятельность («Юный исследователь», «Мы исследователи», «Я – исследователь») и др.

При таком разнообразии видов и форм УИД, раскрывается актуальность темы исследования, ее доступность, реальность, а у учащихся раскрывается талант, повышается интерес, мотивация, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету [2].

При отсутствии или поверхностной УИД у учащихся в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

При организации УИД учащимися в курсе ОБЖ необходимо учитывать следующие требования: разработанные задания исследовательского характера должны применяться поэтапно; использование заданий исследовательского характера должно занимать определенное место и время на уроках; информация, содержащая в заданиях должна соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям учащихся; задания исследовательского характера должны быть интересными, проблемы их решения должны быть доступными и реальными.

Факторами успешности УИД в курсе ОБЖ могут быть: соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы; максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования; компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой; материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ; заниматься УИД школьнику необходимо с раннего возраста, чтобы данная работа стала потребностью.

В курсе ОБЖ УИД можно проводить с учетом нескольких этапов.

Подготовительный этап 5 – 7 классы: сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов. Краткие сообщения по ним школьники делают на конференциях по параллелям. Необходимо отметить, что этот вид деятельности интересен не только школьникам, но их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в работы учащихся.

Развивающий этап 8 и 9 классы: развитие у обучающихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; активизируется становление сферы исследовательских интересов учащихся, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.

Этап непосредственной УИД в перспективе 10 – 11 класс: развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения (т.е. самостоятельное практическое владение технологией исследования) [3].

 

Литература:

  1.               Авдеева Н.В. Компетентностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 7 – 8 классы: диссертация кандидата педагогических наук. – Спб: 2010. – 186 с.
  2.               Авдеева Н.В. Методические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе «ОБЖ» // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6. [электронный ресурс] – Режим доступа. – http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-organizatsii-uchebno issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-kurse-obzh (дата обращения 10.03.2015).
  3.               Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС [электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3593 (дата обращения 10.03.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов