Библиографическое описание:

Каюмова А. М. Исследовательская деятельность учащихся // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 378-380.

Деятельность — взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. По своей сущности деятельность высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. /3/

Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей.

Г. С. Альтшуллер писал, что творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека.

Одним из первых сторонников метода открытия или исследования как основа обучения детей является Я. Коменский. Особая важность метода исследования в обучении подчеркивалась отечественными педагогами и психологами начала ХХ века, занимавшимися проблемой реформы «старой школы» в России. Но самым пламенным защитником и пропагандистом активных методов обучения, в основе которых лежит исследовательский метод, был В. П. Вахтеров. И сегодня очень актуально звучат его слова о том, что «образован не тот, кто много знает, а то, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» /1,с. 145/. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников — умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования хотя бы и в самой элементарной форме. Для того, чтобы школьник овладел этими умениями необходимо использование исследовательского метода преподавания. Согласно определению, данному в Российской педагогической энциклопедии (М., 1993) исследовательский метод обучения есть «организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлеченности учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Однако отсутствие достаточно теоретической базы привело к одностороннему развитию исследовательского метода, признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х годов. Многие ошибки проистекали от некритического применения метода проектов комплексной системы обучения и другие. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялась внимания усвоению теории, формированию системы обобщенных понятий. Крайние увлечения исследовательского метода были устранены в1931–32, но вопреки научным рекомендациям о целесообразности сохранения исследовательского метода привели к замене его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся. В конце 50-х годов усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин), в начале 60- годов в условиях НТР общественной потребности в интеллектуальном потенциале идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие. При реализации исследовательского метода у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. /2/

Цель этого метода — «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения /1, с.149/. Репродуктивный метод был и остается наилучшим методом для подготовки к экзамену. «На этом методе основаны приемы, рассчитанные на скорое натаскивание или выгонку учеников к экзамену, на пассивное восприятие механическим путем возможно большего количества сведений, на быстрое запоминание готовых выводов, решений, правил и формул, на усвоение слов, слов и слов, на быструю дрессировку учащихся»,- писал Вахтеров В. П. /1, с.150/. Использование же исследовательского метода в обучении требует от учителя значительно больше усилий, временных затрат на подготовку к уроку, знаний и умений. Чтобы руководить детьми в процессе открытия ими закономерностей окружающего мира, от учителя требуется такие сведения и умения, каких он в большинстве случаев не имеет: «чтобы с успехом пользоваться исследовательским методом, надо кроме предмета знать еще и детей, их силы и способности, а главное — необходимо умение руководить самостоятельными работами детей» /1, с.159/.

Рассматривая два противоположных метода обучения, мы неизбежно возвращаемся к вопросу о целях обучения. Никто не спорит, что ученику нужны знания, но нужен и навык к правильному мышлению. Что мы ставим во главу угла — приобретение знаний или развитое мышление и определяет в конечном итоге то, какому методу будет отдаваться предпочтение, и как они будут сочетаться друг с другом в процессе преподавания. И мы, спустя восемь десятилетий, вынуждены вновь напомнить слова Вахтерова В. П. о том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они разрабатываются» /1, с. 155/.

Исследование чаще всего зарождается на уроке, но естественно выходит за ограниченные временем и пространством рамки. В развитии исследовательской культуры учащихся главное — научить детей думать.

Исследование — это процесс, когда мы вместе с ребенком находим взаимосвязи между знаниями преподавателя и ребенка, строим логическую цепь мышления в рамках своего предмета.

На уроках русского языка мной используются различные типы исследовательских заданий: задания на анализ материала, поиск языковых фактов и в результате — ответ на проблемный вопрос; закрепительные задания с выходом на новую информацию, на дискуссию, на закономерность, на классификацию.

Приведу пример. На уроке в 6 классе при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» было предложено ученикам проанализировать таблицу спряжений двух глаголов «хотеть» и «бежать». Ученики, опираясь на имеющиеся знания о спряжении глаголов, сделали вывод самостоятельно, что данные глаголы спрягаются по-разному и поэтому их можно назвать разноспрягаемыми.

Это маленькое самостоятельное исследование является началом для более серьезной мыслительной деятельности.

Другой пример. На уроке дается задание провести определенное микроисследование: на определение сходства и различий между причастием и прилагательным или между деепричастием и глаголом.

Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений:1) работать с научно-популярной литературой и справочниками; 2) делать выводы; 3) составлять текст.

Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов и заданий, связанных с языковым материалом. Такая работа может быть предложена как при проверке домашнего задания, так и на других этапах урока.

Пробуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов к тексту, сначала надо познакомить их с тем, как это делается. Например, на одном из первых уроков в 7 классе учитель записывает предложение из упражнения учебника, объяснив цель деятельности, предлагает разнообразные вопросы и задания, а учащиеся их выполняют устно и (выборочно) письменно:

  • Какая это языковая единица? (Предложение.)

  • Докажите, что это предложение.

  • Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть орфограммы, и объясните их правописание.

  • Назовите известные вам части речи в этом предложении и придумайте предложение с таким же строением.

В дальнейшем учащиеся освоят этот вид деятельности и научатся задавать вопросы по тексту.

Успешной организации исследовательской деятельности на уроке способствует и удачный выбор самой формы урока. Например, урок — путешествие. Путешествия в Страну Лексикологии (обобщающее повторение раздела «Лексика и фразеология» в 6 классе, путешествие знатоков русского языка в Страну экономических терминов (10 класс) и ряд других «путешествий».

Можно назвать целый ряд других форм урока, на которых успешно организуется исследовательская деятельность учащихся: интегрированный урок, урок — конференция, урок — круглый стол, игровые формы урока и другие.

Разнообразие форм урока, использование сочетания различных методов обучения, в том числе проблемно — исследовательских, способствуют приобщению учащихся к исследовательскому типу мышления.

Старшеклассники отваживаются на более сложные темы для исследования. Например, одна из моих одиннадцатиклассниц выполнив исследовательскую работу «О фразеологических единицах в рассказе А. Шолохова «Судьба человека», стала дипломантом районной научно-практической конференции учащихся.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует развитию их творческих способностей и в целом развитию познавательного интереса к изучению предмета. Исследовательский метод способствует достижению оптимальных результатов обучения. Однако он не охватывает весь процесс обучения. В повседневной работе мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки детей. Для того чтобы «зажечь» каждого, приходится учитывать множество факторов, варьировать формы, более тщательно продумывать содержание и структуру урока. И тогда, в ответ на эти усилия, ребята становятся более внимательными и любознательными на уроках, у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а главное, у них постепенно воспитывается любовь к русскому языку и литературе и в результате формируются более глубокие знания по предмету.


Литература:

  1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1987.

  2. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

  3. Назмутдинов В. Я., Якубова Л. М., Андрейченко А. Г. Педагогическая азбука.-Казань, 1998.

  4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Учитель. 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательского метода, деятельности учащихся, познавательной деятельности учащихся, деятельность учащихся, Сущность исследовательского метода, исследовательского метода преподавания, исследовательский метод, развитию исследовательского метода, увлечения исследовательского метода, идея исследовательского метода, сохранения исследовательского метода, реализации исследовательского метода, репродуктивной деятельности учащихся, исследовательских способностей учащихся, противоположных метода обучения, сторонников метода открытия, Учебно-исследовательская деятельность учащихся, важность метода исследования, творческой деятельности, культуры учащихся главное.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос