Библиографическое описание:

Агафонова Г. Н., Базарова Л. П., Смолякова М. М., Тишкина Е. А. Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 16-18.



За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [1]. Перед школой ставится задача подготовки личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях недостаточной и избыточной информации [4].

Говоря об ИКТ–компетентности, следует определять два понятия: это ИКТ–грамотность и ИКТ–компетентность.

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникаций для доступа к информации и управление ею.

ИКТ-компетентность — это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач.

В современном научно-педагогическом мире ИКТ компетентность определяется как способность отдельного индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относятся следующие:

  1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
  2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению.
  3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.
  5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
  6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность.

Модель ИКТ-компетентности включает:

определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

доступ кинформации — умение собирать и /или извлекать информацию;

управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;

интегрирование информации — умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

оценивание информации — умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

создание информации — умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.

Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

ФГОС определяет ИКТ как «современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения» [2].

Применение этих технологий в обучении способствует повышению качества знаний учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие каждого ребёнка.

В связи с этим особая роль отводится развивающим технологиям, одной из которых является проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Проектно-исследовательская деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Под исследовательскими умениями понимают следующие:

‒ умение видеть проблему;

‒ умение задавать вопросы,

‒ умение выдвигать гипотезы;

‒ умение давать определение понятиям;

‒ умение классифицировать;

‒ умение и навык наблюдения;

‒ умение и навык поведения экспериментов;

‒ умение делать выводы и умозаключения;

‒ умения навыки структурирования материала;

‒ умения и навыки работы с текстом;

‒ умение доказывать и защищать свои идеи [3].

Проектно-исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Но как сделать эту деятельность более организованной? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование, как заинтересовать и поддержать интерес к проекту?

Как помочь юному исследователю не растеряться в море информации, научить отбирать главное, находить связи, структурировать её?

ИКТ-технологии являются мощным средством для достижения этих целей и могут быть использованы на каждом этапе исследовательской деятельности.

При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, для этого он получает на уроках информатики навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска.

Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных.

Оформление работ с помощью текстового редактора: оформление титульного листа, соблюдение структуры работы.

Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т. д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей.

Защита работы может быть осуществлена при помощи презентации. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации.

Итогом научно-исследовательской работы учащихся является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной научно-практической конференции.

Виртуальные экскурсии дают возможность «побывать» в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон.

В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий школьников.

Занятие в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса УУД.

Стоит отметить, что в создании виртуальных экскурсий могут принимать активное участие и сами учащиеся. Это развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников и в целом способствует формированию ИКТ-компетентности учащихся.

На практических занятиях проводится ознакомление учащихся с учебной аппаратурой и прививается умение работать с ней. На занятиях применяются компьютер, веб-камера, микрофон, сканер, принтер, фотоаппарат, видеокамера. Для работы используются: среда для программирования Paint, Microsoft Power Point, Microsoft Movie Maker, средства Интернет.

В результате использования средств ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьники приобретают опыт работы с различными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные. Итогом такой системной работы станет формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение — 2011
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа (Стандарты второго поколения)/Сост. е. А. Савинов. — М.: Просвещение, 2010
  3. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А. И. Савенков — Самара: Издательство «Учебная литература», 2007
  4. Федяинова, Н. В. Методические аспекты использования информационных технологий в проетной деятельности младших школьников/ Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова,// Начальная школа плюс ДО и После. — 2011.- № 11

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов