Сценарий внеклассного занятия «Велики ль богатства у солдата?» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии внеклассных занятий

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (26) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 05.08.2022

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Болховская, Е. В. Сценарий внеклассного занятия «Велики ль богатства у солдата?» / Е. В. Болховская, И. Н. Швец. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 4 (26). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/229/7528/ (дата обращения: 02.05.2024).



Цель: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, простого солдата, проявившего стойкость и мужество в схватке с врагом во время Великой Отечественной войны.

Универсальные учебные действия:

Личностные: воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к ветеранам и историческому прошлому Родины.

Метапредметные:

– получить представление и информацию о богатствах солдата во время Великой Отечественной войны; воспитание уважительного отношения к ветеранам; учить формулировать мысли, высказывать своё мнение и свою точку зрения, уважать позицию одноклассников; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь работать в группе; формировать умение работать с информацией.

Организационное начало.

Сегодня у нас необычное занятие, оно посвящено Великой Отечественной войне. Все мы любим праздник День Победы.

— Этот праздник в народе называют «Праздником со слезами на глазах».

— Почему? Когда его отмечает страны?

В этом году 77 годовщина Победы нашего народа над фашистской Германией.

— Сегодня услышать о Великой Отечественной войне из первых уст почти невозможно. Всё меньше остаётся ветеранов и участников событий того страшного времени. Но подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт и не более.

— Мы хотим, чтобы вы — дети, как можно больше знали о Великой Отечественной войне, о подвигах простых людей, приближавших победу, о героизме солдат и офицеров, о городах — героях и городах воинской славы, о тяготах войны для всей страны и в первую очередь о для солдат, которые одержали Великую Победу.

— Главный герой в этот день — простой солдат. Ему низкий поклон до земли и уваженье поколений, любящих свою Родину.

2. Постановка проблемы.

Тема нашего общения «Велики ль богатства у солдата?

— Ещё раз внимательно прочитаем тему. Определим ключевые слова. Назовите их. (Солдат, богатства)

— То что, солдат перенёс все тяготы войны — это великий подвиг. Это первое ключевое слово.

— Назовите второе ключевое слово? (богатства)

— Что под этим подразумевается?

— Я вам даю подсказку, это те богатства, которые были у солдата. Они сопровождали его, были с ним везде, помогали ему на фронте.

— Как думаете? Что же это за богатства?

— Какие мнения? Предположения есть у вас?

— Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова [1]

Велики ль богатства у солдата?

Скатка, автомат, да вещмешок,

Да лопатка сбоку, да граната,

Да простой походный котелок.

А еще родимая земля –

От границ до самого Кремля.

— Оправдались ли наши предположения?

— Вы правы, эти богатства — обычные предметы, но для солдата это ценности, Об этих богатствах можно рассказывать целые истории, и это очень дорого потому, что всё напоминает о страшной войне, о том времени, это хранится в памяти, это передаётся из поколения в поколение.

3. Открытие нового знания. Работа в группах по теме занятия.

Мы поведём рассказ о трёх богатствах солдата, а о каких, вы расскажете сами.

— Мы работаем в трёх группах. Каждой группе необходимо составить картинку с предметом и назвать его. (Группы получают наборы пазлов, из которых необходимо сложить картинку одного из богатств солдата, затем назвать это богатство)

— Это будут предметы быта, которые солдат по праву мог считать богатствами.

(Идёт работа в группах, участники составляют картинку)

— Выслушаем выступления групп. (Каждая группа называет свой предмет: 1 группа — вещевой мешок солдата, котелок, ложка)

— А теперь каждая группа про себя прочитает вопросы на доске.

1) — Что называли заплечным домом солдата?

2) — Из какого одного предмет солдат мог кушать первое, второе и третье?

3) — Что было оружием для еды у каждого солдата?

(Задание каждой группе)

— Выберите именно тот вопрос, который относится к вашему предмету.

— Назовите выбранные вопросы. (Каждая группа называет свой вопрос)

— Для ответа на выбранный вопрос вы получаете карточку с информацией о предмете, читаете её в группе, обсуждаете и готовите выступление для всего класса, о чём узнали из полученной информации.

Карточка 1 (Информация о вещевом мешке)

(С вещевым мешком солдат прошёл всю войну. В начале войны это был обычный мешок из материи с лямками. Потом, чтобы мешок не натирал плечи, сделали подкладки. В мешке было одно отделение. Карманов не было, но некоторые бойцы их сами нашивали. Горловина мешка закрывается с помощью лямок. За плечами солдат носил в мешке всё самое необходимое.) [2]

Карточка 2 (Информация ложка солдата)

(На фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Ложка была верным другом солдату во время войны. Это могли быть деревянные, оловянные ложки. Их часто носили при себе в особых футлярах, либо за голенищем сапога. Ложка — вещь для солдата очень необходимая. Без неё не поешь. А как поешь, говорили, так и повоюешь.) [2]

Карточка 3 (Информация о котелке солдата)

(Солдатский котелок удобный, легкий, овальной формы, помещается в вещмешок. Используется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Часто крышку использовали для второго блюда. Котелок окрашен в цвет хаки.) [2]

Выступления групп (представитель группы рассказывает о предмете)

4. Физкультминутка

Мы станем все военными, (Шагают на месте)

Большими, здоровенными. (Руки вытянуть вверх, опустить через стороны)

Будем в Армии служить,

Будем Родину любить. (Движения повторяются)

Сад и дом свой охранять, (Наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)

Будем мир мы защищать! (Шагают на месте)

5. Практическая работа (Фронтальная работа)

Проведём практическую работу, проверим себя.

1) Игра «Собери вещмешок»

На доске рисунок вещевого мешка солдата, рядом с рисунком маленькие картинки на магнитах с изображением предметов для наполнения вещевого мешка солдата. Необходимо наполнить вещевой мешок, передвинуть туда картинки с теми предметами, которые должны быть в мешке. (Картинки: вафельное полотенце, блокнот и карандаш, кружка, зонтик, спички, мыло, сланцы, говядина тушёная, граната, кусок ткани для портянок. После выполненного задания, дети с учителем проверяют правильный набор вещмешка — лишние предметы: зонт и сланцы)

— Знаете ли вы, что слово «граната» в переводе с латинского означает «зернистый».

— На какие фрукты похожа граната?

Во время Великой Отечественной войны эту гранату в простонародии называли «лимонка» или «ананаска».

— Как вы думаете почему? Своё название граната получила за свою форму и за насечки на её корпусе.

Скажите, с какой целью применяли гранату?

2) Игра «Собери пословицы»

Составьте из карточек со словами одну пословицу и объясните её смысл.

(Группам выдаются карточки со словами, первая группа, составившая пословицу, зачитывает её, объясняет смысл, другие группы дополняют ответ)

Пословица «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной»

— А что ели солдаты? Какие блюда им готовила полевая кухня? (каша «Кулеш», перловка, гречневая каша с мясом, суп картофельный, щи, борщ, суп гороховый)

— Все эти блюда солдаты ели из котелка, считали его своим другом, бережно носили в вещмешке.

6. Работа по теме занятия.

1) Рассказ учителя.

Уходя в бой, воин оставлял красноармейскую книжку в штабе, но что, если он будет убит или тяжело ранен и не сможет назвать своего имени в госпитале? У фашистских солдат на этот случай были специальные жетоны. У наших — медальоны. Чтобы опознать павшего солдата, внутрь медальона вкладывали маленький листок, который бойцы называли «паспорт смерти», в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван). Но наши бойцы были суеверны, считалось, что смерть обязательно настигнет тебя, если ты будешь носить такой медальон. Но как же быть? Как оставить хоть какой-то знак, по которому тебя могут найти? Может быть, где-то записать свои данные?

— Ребята, есть ли у вас какие-либо предположения, где мог солдат написать свои данные? (выслушиваются ответы детей)

— Ребята, оказывается, ложка выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Бойцы все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам. [2]

2) Творческая практическая работа учащихся

(За день до занятия учитель с детьми делает заготовки — имитации солдатских ложек — пластиковую ложку покрывают пластилином)

— А теперь пусть каждый возьмёт ложку и представит себя солдатом, бойцом, берём стеку и напишем своё имя и фамилию (можно только фамилию).

— Покажите друг другу, как у вас получилось. Молодцы!

— Положите свои ложки, вы заберёте их себе на память о нашем мероприятии.

7. Итог занятия

И в заключительной части мероприятия невозможно не сказать ещё о других не менее важных богатствах для солдата, отгадайте загадки:

У каждого в воина

Есть хитрая штука:

Отмоет от грязи

И тело, и руки.

Смотри, чтобы в глаз

Оно не попало.

Защиплет, тогда

Не покажется мало! (МЫЛО)

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька,

Всё намокло, всё измялось — нет сухого уголка.

Вафельное, полосатое, гладкое, лохматое (ПОЛОТЕНЦЕ)

В меня жидкость наливают:

Чай, отвар, вода бывает,

Молоко и простокваша…

Все, что просит душа ваша.

Ручку в бок уперла я,

За неё возьмешь меня!

Ручка у меня, как ушко.

А назвали меня… (КРУЖКА)

8. Рефлексия занятия

Продолжите строчку.

На занятии мне было …

Больше всего меня удивило …

Я узнал(а), что …

Литература:

  1. Об огнях-пожарищах: Великая Отечественная война в стихах и песнях / сост. А. Турков. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  2. Электронный ресурс: https://ru. wikipedia. org/
Задать вопрос