Автор: Какичев Василий Дмитриевич

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.

Библиографическое описание:

Какичев В. Д. Элективный курс по географии «География родного региона» // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 29-31.

В статье представлена программа элективного курса по географии «География региона», рассматриваются вопросы условий реализации программы, планирования работы, требования к освоению программы.

Ключевые слова: география, краеведение, программа.

 

Пояснительная записка курса

Введение элективного курса «География своего региона» предполагает наличие у учащихся определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в ходе изучения предшествующих курсов.

Целями изучения данного элективного курса в школе являются как основные цели изучения географии в школе:

-          интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектико — материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества;

-          овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;

-          формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;

-          устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;

-          повышение культурного уровня школьников, воспитание любви и бережного отношения к Родине.

так и цели частного характера:

-          знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;

-          развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать природу и хозяйственную обстановку;

-          развитие навыков проектной деятельности;

-          формирование эстетического восприятия окружающей среды;

-          формирование чувства гордости за свою Родину, своих земляков;

Разработка ориентирована на применение в 8 классе.

Идея курса может быть успешно реализована, только при условии:

-          использования умений и навыков более ранних ступеней изучения географии;

-          построение учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;

-          построение учебного процесса на основе междисциплинарного характера.

Чтение курса рассчитано на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.

Первое занятие является вводным. На нем перед учащимися раскрываются основные задачи и направления курса; делается обзор планируемого содержания. Намечаются основные направления в изучении, формы проведения занятий, решаются организационные вопросы. Затем следует основной цикл занятий, который поделен на 4 раздела:

1.      Регион на поверхности Земли.

2.      Природа региона.

3.      Поселения региона.

4.      История освоения и заселения региона.

В последние 2 часа предполагается проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленных в самостоятельной работе учебного материала.

Организационной формой проведения такого занятия могут быть:

-          тестирование;

-          Дискуссия на тему: Родной край: его прошлое, настоящее, будущее;

-          конференция (представление реферата, исследовательской работы, подготовка докладов по выбранной теме);

Большинство тем предполагает самостоятельную работу учащихся, но в связи с ограниченным освещением материала в литературе, в работе необходимо уделять большое внимание конструктивной работе учащихся и преподавателей различных дисциплин.

Содержание программы

Введение (1 час)

Регион на поверхности Земли (4 часа). Примерное содержание: границы региона, пограничные территории, сравнение географического положения территории региона с другими субъектами страны, странами Европы, протяженность территории, влияние географического положения на природные условия, сравнение природных условий срединных параллелей и меридианов региона с условиями этих же широт в других частях Земли.

Природа региона. (11 часов). Примерное содержание: особенности поверхности края; условия развития современного рельефа; геологическое прошлое территории; связь рельефа с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми; особенности распределения тепла и влаги по территории и по временам года, гидрографическая сеть и гидрологический режим; особенности органического мира; черты приспособленности растений и животных к окружающим условиям; взаимосвязи компонентов.

Поселения региона (8 часов). Примерное содержание: топонимика названий населенных пунктов, история возникновения, развития и современное состояние крупных населенных пунктов региона.

История освоения и заселения региона (9 часов). Примерное содержание: народы населявшие территорию; возникновение коренного населения, история и роль церкви; занятия и история их развития: сельское хозяйство, промышленное производство, торговля.

География региона (планирование изучения курса, пример расширенного календарно-тематического планирования элективного курса «География Дона» доступен по ссылке https://yadi.sk/i/mRQFYUyNfW6Vj)

Раздел

Тема урока

Количество часов

Введение

 География региона

1

1. Регион на поверхности Земли

1. Границы территории

1

2. Географический адрес

1

3. Параллель — кругосветный перелет

1

4. Вокруг света по меридиану.

1

Природа региона.

1. Поверхность края. Рельеф.

2

2. Полезные ископаемые.

1

3.Климатообразующие факторы.

1

4. Особенности сезонов года.

1

5. Водный мир территории.

1

6. Условия почвообразования.

1

7. Растительный мир.

1

8. Животный мир.

1

9. Органический мир и его охрана.

1

10. Донская природа.

1

Поселения региона.

1.Топонимические исследования.

1

2.Административно-территориальное устройство территории

1

3.Города региона.

1

4.Города региона

1

5. От станиц и хуторов до городов.

1

6.Мой родной населенный пункт.

1

История освоения и заселения региона

1. Тайны далекого прошлого.

2. Возникновение коренного населения

1

1

3. История церкви.

1

4. Земледелие.

1

5. Скотоводство на Дону.

1

6.Становление промышленности.

1

7. Донская торговля.

1

Заключение

География региона

2

 

Требования к знаниям и умениям

Метапредметные:

-          ставить учебную задачу под руководством учителя,

-          планировать свою деятельность под руководством учителя,

-          оценивать работу одноклассников,

-          выявлять причинно-следственные связи,

-          работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

-          создавать объяснительные тексты

-          выслушивать и объективно оценивать другого,

-          уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные

Регион на поверхности Земли.

Знать: границы региона, соседние территории, особенности географического положения региона.

Уметь: объяснять особенности географического положения региона, сравнивать с другими территориями, объяснять зависимость природных условий от географического положения.

Природа региона.

Знать: особенности компонентов природы региона, их региональные особенности.

Уметь: объяснять зависимости и взаимосвязи компонентов природы территории.

Поселения региона.

Знать: географию населенных пунктов территории

Уметь: показывать на карте, обозначать на контурной карте.

История освоения и заселения региона.

Знать: народы населяющие территорию, историю их появления на изучаемой территории, занятия населения.

Уметь: объяснять связь между занятиями населения и природными условиями.

 

Литература:

 

1.         География Ростовской области. М. И. Мартынова, В. Н. Алексеенко — Ростов-на-Дону: ООО «Терра Принт»

2.         Астапенко М. П., Астапенко Е. М. История Донского края. — Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005. 684с.

3.         Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие/Т. А. Смагина, М. И. Кизицкий, В. С. Кутилин, В. М. Лиходед, Ю. Н. Меринов, А. А. Гайдаш.- Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

4.         Географический школьный атлас Ростовской области.


 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов