«Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»: технологическая карта урока литературы в 5-м классе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.09.2020

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Кондрашина, А. А. «Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»: технологическая карта урока литературы в 5-м классе / А. А. Кондрашина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5529/ (дата обращения: 02.05.2024).



Материал представляет собою технологическую карту урока литературы для 5 класса, соответствующего требованиям ФГОС.

Ключевые слова: художественный текст, Великая Отечественная война, ровесник, идея, личная позиция.

Предмет: литература

Класс: 5 класс

Тема урока: « Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»

Автор УМК: В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова

Тип урока: комбинированный

Технология: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения

Дидактические средства: художественный текст*, видеоматериал (прилагается ссылка https:

www.youtube.com/watch?v=CYuG4E8GlJc&t=7s? «К 75-летию Победы. Крепость-герой Брест»), рабочая тетрадь по литературе

Оборудование: ноутбук, проектор, доска, экран

* Примечание: урок разработан для класса, реализующего читательский проект «Родом из военного детства» совместно с МБУК «Детская Библиотека»

Цель урока формирование ценностного отношения к понятиям «память», «подвиг», «история» посредством чтения произведения художественной литературы (на примере стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»).

Планируемые результаты:

предметные:

1) анализировать поэтический текст о Великой Отечественной войне (сюжет, герои-ровесники, композиция);

2) определять тему и идею поэтического текста о Великой Отечественной войне;

3) выявлять роль художественной детали в создании образа ровесника времён Великой Отечественной войны;

метапредметные:

  • познавательные:

1) сравнивать тексты одной тематической группы;

2) обобщать информацию о художественных текстах и героях;

3) устанавливать причинно-следственные связи между фактами истории и деталями художественного текста;

  • коммуникативные:

1) выражать свои мысли литературным языком, соответствующим норме;

2) взаимодействовать с одноклассниками/ учителем в диалоге/полилоге;

3) строить коммуникативно уместные высказывания;

  • регулятивные:

1) определять/понимать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

2) искать информацию, соответствующую цели деятельности;

3) контролировать себя, корректировать и оценивать выполнение заданий в ходе урока;

личностные:

1) положительная мотивация к чтению художественных текстов о Великой Отечественной войне;

2) уважительное отношение к теме подвига и героизма;

3) осознание сопричастности теме Великой Отечественной войны через историческую память, семейные традиции, читательский опыт.


Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя (методы и приёмы)

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Актуализация

Мотивация обучающихся к дальнейшей работе, опираясь на имеющийся у них читательский опыт (произведения о жизни ровесников в тылу в годы Великой Отечественной войны)

Приём «Логические цепочки». Обучающимся предлагаются (на доске) логические цепочки, состоящие из названия произведений и авторов прочитанных ранее текстов:

1. В. Осеева «Отцовская куртка» — Л. Пантелеев «На ялике» — П.Цвирка «Соловушка»

2. П.Цвирка «Соловушка» — Ю.Яковлев «Помните Гришу!» — Л.Пантелеев «Маринка»

3. В. Осеева «Отцовская куртка» — Ю.Яковлев «Помните Гришу!» — Л. Пантелеев «На ялике».

Задание: дать своё объяснение, чем объединены три произведения в один ряд, есть ли среди трёх лишнее и почему?

Анализируют и синтезируют единицы информации (темы, идеи, образы героев прочитанных произведений)

Обобщают сведения о прочитанных произведениях.

Формулируют собственную точку зрения.

Приводят аргументы из художественных текстов для обоснования справедливости собственного суждения.

Выстраивают свой ответ в соответствии с учебной задачей.

Проблематизация

Создание ситуации затруднения для продвижения по образовательной траектории

Обучающимся предлагается строчка из ст-ния К. Симонова: «Майор привёз мальчишку на лафете».

Приём «Предвосхищение»: 1) предположите, как сложилась судьба героя в этом произведении и будет ли она сходна с судьбой героев уже прочитанных вами текстов;

2) что изменится в вашем варианте сюжета, если вы просмотрите видеоматериал

https:

www.youtube.com/

watch?v=CYuG4E8GlJc&t=7s?

Ищут новую информацию (слова «Майор», «лафет»).

Выявляют причинно-следственные связи между предложенным фрагментом и предполагаемым сюжетом.

Формулируют проблему, возникающую при определении.

Оформляют ответ в виде монолога, соблюдая нормы русского литературного языка

Планируют собственную поисковую деятельность на данном этапе работы (чтобы построить предположение, необходимо выяснить лексическое значение слов, понять идею видеоматериала).

Целеполагание

Описание будущего результата своей деятельности на уроке

Приём «Беседа»:

1) как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке литературы?

2) для чего мы будем это делать?

Осмысляют ситуацию необходимости деятельности для получения результата: прочитав полностью текст ст. к. Симонова, определить, каким ещё мог быть ровесник в годы войны, кроме «большака» в доме и партизана в тылу.

Формулируют целевые установки своей деятельности с помощью фраз и союзов: «мы будем», «нам надо», «для этого», «чтобы…»

Определяют результат работы на уроке (черты ровесника времён войны 1941–1945гг)

Критерии оценки

Описание маркеров достижения цели

Приём «Беседа»:

как мы поймём, что пришли к результату? (ответ на поставленный вопрос, подтверждённый примерами из текста и собственным объяснением)

Анализируют услышанные ответы одноклассников и выбирают лучший в ходе полилога.

Слушают ответы одноклассников

Определяют признаки завершённой работы (каждый может ответить на главный вопрос урока: «Каким был мой ровесник в годы Великой Отечественной войны?»,- используя новые знания урока)

Планирование

Определение последовательности собственных действий на уроке

Приём «Приём мозговой штурм»:

Обучающимся предлагается выбрать оптимальный из освоенных ими приёмов работы с текстом для получения результата (синквейн, «Часики», «Рыбная кость», «Кольца Венна», таблица, схема, план).

Наиболее приемлемой будет «Рыбная кость».

Анализируют услышанные ответы одноклассников и выбирают лучший в ходе полилога.

Слушают ответы одноклассников

Соблюдают правила «Мозгового штурма»: не критиковать идеи, коллективно обсуждать и выбирать.

Реализация плана

Поиск в тексте стихотворения К. Симонова черты ровесника, не встречающиеся в других героях рассказов о ВОВ

Приём «Рыбная кость»:

Голова — основной вопрос (Каким был мой ровесник в стихотворении. К Симонова?)

Скелет верхний ряд — цитата

Скелет нижний ряд –читательский комментарий- вывод

Хвост — ответ на вопрос

Обучающимся раздаются шаблоны диаграммы.

Определяется формат работы с «Рыбной костью»: в парах 10 минут.

Читают художественного текста.

Анализ и синтез информации.

Распределение информации в заданном формате «Рыбная кость».

Строят диалогическое общение.

Соблюдают правила работы в парах.

Соблюдают регламент работы (10 минут).

Представление результата

+

Фиксация и оценивание

Соотношение цели и итогового «продукта»

Учитель координирует публичные выступления пар, определяет очерёдность и уточняет формулировки, даёт устную оценку результатов работы с фиксацией отметок.

Объясняют выбор материала из стихотворения для диаграммы «Рыбная кость».

Корректируют записи в тетради, соотносят критерии ответа с результатом парной работы.

Ответы имеют примерно следующее содержание:

Среди цитат возможен такой выбор : «погибла мать», «за 10 лет …зачтутся 10 дней», «везли из…Бреста», «отец был ранен», «исцарапан пулями лафет», «заснувшая игрушка», «седой мальчишка», «горе… оборвало сердца» — пояснение к ним содержательно отражает идею украденного войной детства, пронизанного страхом, смертью, одиночеством, сиротством, горем. Вывод должен отражать следующую идею: мой ровесник — это не только «большак» в семье, партизан в лесу, маленький солдат-герой на фронте, он ещё и ребёнок, как я, но у него нет детства.

Формулируют итоги парной работы.

Корректируют работу в тетради на основе услышанных ответов одноклассников и комментария учителя.

Применяют критерии ответа к своим работам.

Рефлексия

Осознание нового опыта, новых личностных возможностей

Приём «Словесное рисование»:

Обучающимся предлагается представить себя в роли скульптора-автора работы «Моему ровеснику из ХХI века». Описать устно скульптуру, объяснить символические детали (что будет изображено? почему именно такой вариант? какие детали скульптуры вы считаете особенно значимыми? объясните своё решение).

Сравнивают новую информацию об образе героя-ровесника из стихотворения с уже имеющейся.

Используют новую информацию в творческой деятельности.

Создают устный текст-описание с соблюдением типологических особенностей.

Соблюдают временной регламент выступления, соблюдают правила работы в аудитории.

Домашнее задание

Формирование личной позиции по изученной теме

Обучающимся предлагается творческая работа «Письмо моему ровеснику» , в которой возможно выразить своё отношение к затронутым проблемам подвига, военного детства, памяти.

Создают логически связный текст «Письмо моему ровеснику», отражая в нём личную позицию на основе причинно-следственных связей между текстом, личным опытом.

Соблюдают нормы литературного языка.

Ставят цель письменной работы и составляют план её достижения. Соблюдают этические нормы обращения в работе.

Ключевые слова

Великая Отечественная война, художественный текст, идея, ровесник, личная позиция
Задать вопрос