Проект на тему «Мотивация на сотрудничество. Лэпбук — нетрадиционная форма взаимодействия с родителями» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 1365 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Н. В. Проект на тему «Мотивация на сотрудничество. Лэпбук — нетрадиционная форма взаимодействия с родителями» / Н. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2103/ (дата обращения: 02.05.2024).



Паспорт проекта

Актуальность

Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно он выделил принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. [ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6]

Таким образом, задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и развития ребёнка.

Основным направлением проекта явилась экспериментальная проверка гипотезы о том, что система работы будет эффективной, если: будет осуществлена комплексная работа, направленная на активное взаимодействие и социальное партнёрство с родителями.

Цель представленного проекта.

Повысить эффективность коррекционной работы с детьми, через обновление содержания коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте, как одного из средств развития познавательного интереса детей и эффективной коррекционной работы.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. Создание непрерывной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.
  2. Создания эффективного коррекционно — образовательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Лэпбук можно использовать в коллективной и самостоятельной работе с детьми.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

‒ включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

‒ добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

‒ свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

‒ открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Преимущества использования Лэпбуков:

‒ ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;

‒ структурирует большой объем данных;

‒ побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

‒ может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;

‒ развивает креативность и творческое мышление;

‒ способствует быстрому запоминанию информации;

‒ объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

‒ информативен;

‒ полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

‒ пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

‒ обладает дидактическими свойствами;

‒ является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

‒ вариативен (предполагает несколько вариантов использования каждой его части);

‒ его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

‒ обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников

Место проведения проекта МБДОУ ДС «Родничок», ул Советская 2А

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта и их родители.

Сфера использования проекта

Данный проект может быть использован в практике любого образовательного учреждения в работе со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

Сроки осуществления проекта: период с ноября 2016 г. по февраль 2017 г.

Вид проекта:

‒ по срокам — долгосрочный;

‒ по приоритетному виду деятельности — практический.

Этапы проекта:

  1. Содержательно-целевой этап (ноябрь — декабрь) включает в себя:

‒ разработку современных подходов взаимодействия учителя — логопеда и родителей;

‒ поиска эффективных форм и методов мотивации родителей на сотрудничество;

‒ выявление особенностей психолого-педагогического статуса семьи каждого ребенка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в процессе работы;

‒ обновление содержания коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте;

‒ стимуляцию познавательного интереса детей для эффективной коррекционной работы.

  1. Операционально-деятельностный этап (февраль — март) — связан с непосредственной работой с воспитанниками логопедического пункта и их семьями.

На этом этапе планируется:

‒ организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;

‒ организация привлечение родителей к исследовательской деятельности воспитанников;

‒ предусматривается психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и их родителей;

‒ создание технологии и методических пособий, индивидуальных лэпбуков для коррекции речи;

‒ создание непрерывной, повседневной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.

  1. Оценочно-регулятивный этап (февраль) — предполагает провести:

‒ контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов,

‒ определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений.

Ожидаемые результаты:

Презентация продукта совместной деятельности сверстникам, родителям, педагогам.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми логопедического пункта, через применение на практике эффективных нетрадиционных приёмов работы.

Мотивация на сотрудничество с семьёй.

Создание современных подходов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)

На сегодняшний день по поводу вопроса о детском творчестве ведется множество дискуссий. Одни считают, что детское творчество нельзя назвать творчеством: рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, другие же смело утверждают, что это действительно искусство. Но все сошлись на мнении: ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, он делает открытия для себя, а открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе.

Карта детских идей:

Что знаем о звуке, букве, слове, предложении?

Как научиться правильно, произносить звук?

Где найдём необходимую информацию?

Основные мероприятия Проекта

Этапы

План работы по проекту

Мероприятия

Дата

Участники

I. Подготовительный

1.Погружение в проект, выбор направлений

  1. Изучение литературы и информационных ресурсов
  2. Планирование мероприятий
  3. Подбор наглядных пособий, материалов
  4. Внесение изменений в РППС «Изготовление Лэпбуков»

Ноябрь — январь

Учитель-логопед

II. Деятельностный

  1. Работа с детьми, по коррекции звукопроизношения согласно рабочей программе.
  2. Консультации и индивидуальные беседы с родителями по теме проекта
  1. Практические материалы на персональном сайте учителя-логопеда
  1. Мастер класс дошколят для дошколят «Как сделать конверт»
  1. Творческий час с детьми и родителями «Лэпбук — как скучное сделать интересным»
  2. https://sokolovanat.jimdo.com/

январь

Дети, учитель-логопед

Дети, родители, учитель-логопед

Учитель-логопед

III.

Завершающий

  1. Оформление лэпбуков
  1. Итоговое мероприятие
  1. Распространение педагогического опыта
  1. Выставка «Мой лэпбук», «Я дружу со звуками»
  1. Презентация продукта совместной деятельности детей и родителей фотоколлаж

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать!»

  1. Представление проекта на педагогическом совете ДОУ
  2. Представление опыта работы коллегам, на заседании ГМО учителей — логопедов
  3. Оформление информации на сайте учреждения, персональном сайте учителя-логопеда.

февраль

Дети, родители, учитель-логопед

Дети, учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

Лэпбуки воспитанников, изготовленные совместно с детьми.

Чистое звукопроизношение детей, норма речевого развития.

Результаты участия в конкурсах, фестивалях, викторинах разных уровней.

Возможные риски

Риски в неэффективности использования Лэпбуков минимальны, зависят они от того, насколько правильно продумала игровые формы работы с детьми, насколько грамотно выстроила взаимодействие с семьёй.

Гибкость разработки

Проект осуществим в любом образовательном учреждении. Ценность метода в том, что его можно использовать как в решении практических задач, так и в игровой форме обучения.

Вывод:

В целом, работа с Лэпбуками является достаточно интересной и перспективной.

Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть проблемы детей и вовремя им помочь. Технология работы с Лэпбуками позволяет объединить усилия по развитию речи детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. А осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Ресурсное обеспечение проекта

Литература:

  1. Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.
  2. Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  4. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2009–32 с.
  5. Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном, 2011, — 32 с.
  6. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  7. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  8. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  9. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
  10. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ш, Ж / Т. С. Перегудова. — М.: Санкт-Петербург. 2006. — 10с.
  11. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ч, Щ / Т. С. Перегудова. — М.: Санкт-Петербург. 2008. — 11с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён 17 октября 2013 г. приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
  13. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 47–51.
  14. Колотовкина Л. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos.html. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопедический пункт, III, родитель, коррекционно-образовательный процесс, детский сад, детское творчество, коррекционная работа, образовательное учреждение, правильная речевая среда.

Похожие статьи

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною разработано, изготовлено и активно используется дидактическое пособие, способствующее активизации речевых навыков...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными...

ребенок, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, синдром, образовательный процесс, работа, дошкольное образовательное учреждение...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка, работа учителя-логопеда, воспитание детей, значительная

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы... ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком.

родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, нетрадиционная форма работы, социальный профиль семей воспитанников, планирование работы, запрос...

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей...

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями: – для установления контакта с ребенком

Возможности организации развивающей...

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. Автор: Шушкова Галина Николаевна.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединил свои знания, умения и опыт в процессе коррекционно-развивающей, образовательной деятельности.

Родительское собрание «Организация и содержание работы...»

Библиографическое описание: Маркелова Ю. В., Волкова И. М. Родительское собрание «Организация и содержание работы логопункта.

10. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли).

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Создание предметно-развивающей среды в группе... Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет»...

Похожие статьи

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною разработано, изготовлено и активно используется дидактическое пособие, способствующее активизации речевых навыков...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными...

ребенок, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, синдром, образовательный процесс, работа, дошкольное образовательное учреждение...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка, работа учителя-логопеда, воспитание детей, значительная

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы... ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком.

родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, нетрадиционная форма работы, социальный профиль семей воспитанников, планирование работы, запрос...

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей...

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями: – для установления контакта с ребенком

Возможности организации развивающей...

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. Автор: Шушкова Галина Николаевна.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединил свои знания, умения и опыт в процессе коррекционно-развивающей, образовательной деятельности.

Родительское собрание «Организация и содержание работы...»

Библиографическое описание: Маркелова Ю. В., Волкова И. М. Родительское собрание «Организация и содержание работы логопункта.

10. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли).

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Создание предметно-развивающей среды в группе... Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет»...

Задать вопрос