Библиографическое описание:

Истомина О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 30-33.



В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе чтения художественной литературы.

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью [10, с. 218].

Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной памяти, которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что нужно человеку в данный момент [11, с. 485].

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания [2, с. 7].

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует [17, с. 208].

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что — либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания, они осуществляются в детальности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [9, с. 206].

Психолог П. И. Зинченко [4], исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т. д.) [5, с. 134].

Произвольные формы запоминания и произведения начинают складываться в возрасте четырех — пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли [9, с. 206].

Произвольность сама по себе не формируется на базе непроизвольности, она требует специального обучения приемам управления вниманием со стороны взрослых. В процессе воспитания взрослый постоянно организует деятельность ребенка, привлекая его внимание к средствам управления им, к способам запоминания. Постепенно эти средства интериоризируются, становясь собственным орудием ребенка в управлении запоминанием [12, с. 292].

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности [14, с. 150].

Дети шестилетнего возраста уже достаточно хорошо могут выделить мнемическую цель. Это происходит в том случае, когда ребенок сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого условия еще недостаточно [5, с. 135].

Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:

1) сначала ребенок выделяет только саму задачу — запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами;

2) ребенок выделяет сами приемы запоминания (повторить, сгруппировать, систематизировать, связать, оставить какой-нибудь знак-сигнал и т. д.); дело в том, что первоначально возникает необходимость припоминания, а задача запомнить формируется на основе опыта припоминания: ребенок осознает, что если он не освоит средства запоминания, то потом не сможет и воспроизвести нужный материал;

3) овладение средствами запоминания, формирование произвольного контроля над памятью [12, с. 293].

Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность должна приводить к достижению значимого для ребенка результата. Учеными выявлена зависимость вычленения мнемической цели от характера деятельности, выполняемой ребенком. Оказалось, что наиболее благоприятные условия для осознания мнемической цели и формирования запоминания и припоминания возникают в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнить поручение взрослого в игровой деятельности [5, с. 135].

Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т. е. осуществить самоконтроль [5, с. 135].

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5–6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

– Степени освоения соответствующих мыслительных операций;

– Содержания и характера материала;

– Характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим;

– Наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты [14, с. 154].

Развитие ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, труд, игра, художественная литература), ознакомление с окружающим, путем формирования у него представлений, понятий, а также в процессе развития речи. Это достигается путем совместной деятельности взрослого и ребенка. Педагог процесс запоминания начинает со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное положение частей объекта и объектов относительно друг друга и пр. [2, с. 8].

Одним из важнейших факторов влияющих на полноценное развитие ребёнка является приобщение его к культуре чтения. Чтение играет неоценимую роль в жизни ребёнка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения [8, с. 47].

Детская литература многофункциональна, позволяет решать разнообразные задачи. Неудивительно, что взрослые, работающие с дошкольниками, широко используют ее в своей профессиональной деятельности [7, с. 23].

Педагоги обращаются к ней ежедневно не только на специальных занятиях по литературе, но и в ходе проведения режимных моментов (зарядки, приема пищи, прогулки, подготовки ко сну и пр.), индивидуальной работы с детьми. Они знакомят воспитанников с детской литературой, формируют у них интерес к книге и чтению, нередко используют детскую литературу как дидактическое средство и средство заполнения детского досуга. Развлекательная и воспитательная функции детской литературы позволяют это делать [7, с. 23].

Согласно периодизации детства, разработанной Л. С. Выготским [1], А. Н. Леонтьевым [6], Д. Б. Элькониным [16], в дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая. «Благодаря особым игровым приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого и его общественно — трудовых функций, общественному изобразительному характеру воспроизводимых предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми. Именно в игровой деятельности формируется и развивается у дошкольника феномен чтения, в игре ребенок осознает себя и как личность, и как читателя. Начиная обучение чтению, взрослый должен придумать для дошкольника привлекательную роль (любимого литературного героя, сказочного персонажа и др.) и выбрать интересную форму занятия (путешествие в Буквоград, экскурсия по Читай-городу и др.) [13, с. 65].

Память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным [14, с. 149].

Основными методами работы с художественной литературой являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей [3, с. 358].

Формирующееся в дошкольном возрасте сопереживание с героем, позволяющее ребенку понять содержание литературного произведения, является тем вторым видом деятельности, внутри которой происходит запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений и т. д. Значение мысленного действия для процесса запоминания отмечалось Р. И. Жуковской [3] [16, с. 212].

Одним из наиболее действенных приемов в процессе чтения художественной литературы для развития произвольной памяти детей является пересказ произведения. Для этого ребенку предлагают продолжить пересказ произведения или закончить его после педагога. Возможно использование другого варианта работы: во время повторного чтения взрослым произведения художественной литературы, ребенок слушает и считает повторяющееся слово [15, с. 2].

Произведения художественной литературы соединяют в себе разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка [15, с. 3].

Таким образом, можно сказать, что память состоит из процессов запоминания, узнавания, воспроизведения, забывания. Все эти процессы связаны между собой, формируются в деятельности и определяются ею. К концу дошкольного возраста у детей появляется способность к произвольному запоминанию и воспроизведению. Произвольная память формируется тогда, когда перед ребенком стоит определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Более эффективно развитие произвольной памяти происходит, если цель запомнить чем-то мотивирована. Особенностью развития произвольной памяти детей 6–7 лет является то, что элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса, формируются сначала под контролем взрослого, а потом и самого ребенка.

Можно сделать вывод, что роль чтения художественной литературы в развитии ребенка подготовительной группы детского сада очень велика. Приобщение ребенка к чтению художественной литературы содействует всестороннему и гармоничному развитии личности. Так как в процессе чтения развивается речь, мышление, память, восприятие, внимание. Грамотный подход к выбору художественной литературы и организация процесса чтения (пересказ, чтение, инсценировка художественного текста) с детьми подготовительной группы детского сада будет способствовать развитию произвольной памяти детей, активизации их интеллектуальных способностей.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Выготский Л. С. // Собр. соч. в 6 т. — Т.2. — Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982. — С. 386–395.
  2. Житникова Л. М. Учите детей запоминать.––М.: Просвещение, 1985.-87 с.
  3. Жуковская Р. И. Запоминание и воспроизведение стихотворений маленькими детьми / Р. И. Жуковская // Дошкольное воспитание. — 1957. — № 12. — С. 37–41.
  4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П. И. Зинченко // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 465–476.
  5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я. Л. Коломинский Я. Л., Е. А. Панько // — Москва: Просвещение, 1988. — 190 с.
  6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. -- М.: Смысл, 2005. — 511с.
  7. Максимова С. И. Детская литература как источник знаний о ребенке и психологии детского возраста / С. И. Максимова //
  8. Детский сад от А до Я. — 2009. — № 3 (39). — С. 23–29.
  9. Максимова С. И. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста / С. И. Максимова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. — 2011. — № 2 (51). — С. 47–48.
  10. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов / В. С. Мухина // — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 456 с.
  11. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов // — Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
  12. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. Рад. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
  13. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.1 / О. А. Ахвердова., К. С. Гюлушанян., О. Н. Козлитина // — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. — 373 с.
  14. Трубайчук Л. В. Раннее обучение детей дошкольного возраста чтению и письму / Л. В. Трубайчук // Детский сад от А до Я. — 2009. — № 5 (41). — С. 64–70.
  15. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева // — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  16. Шатрова С. А. Воспитание будущего читателя / С. А. Шатрова // [Электронный ресурс]. Концепт. — 2015. — Профессиональное образование в системе дошкольного воспитания: проблемы и перспективы. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95118.htm (дата обращения: 23.12.2015).
  17. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин // М.: Педагогика, 1989. — С. 363–404.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов