Библиографическое описание:

Никулина Т. В. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 138-142.



В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Автор подробно описывает направления деятельности дошкольников, основанные на спирально развивающемся процессе обучения, в котором ребенок фантазирует, создает проекты, играет, делится мыслями и своими результатами творчества, что постоянно побуждает детей создавать нечто новое, выдвигать новаторские решения, выходить на новый виток спирали с непредвиденными жизненными ситуациями.

Ключевые слова: обучение, мотивация, деятельность, психофизиологические функции, обучающие программы

Современный этап развития общества характеризуется интеграцией средств информационно — коммуникационных технологий и дошкольного образования для объединения наработок системы образования с программными средствами информационных технологий обучения. Основная тенденция развития дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом российского образования характеризуется созданием развивающей образовательной среды в дошкольной организации, условий формирования всесторонне развитой личности ребенка с целью развития способностей и мотивации детей в освоении образовательных областей. Качество дошкольного образования направлено на формирование и развитие личностных способностей детей, овладение различными способами работы со знаниями, полученными в процессе обучения. Отметим, что в современном мире востребованным источником знаний являются интернет ресурсы, которые открывают доступ к различным источникам информации. Результаты социологических исследований доказывают, что 10–15 % знаний приобретаются человеком посредством жизненного опыта, а остальные посредством средств коммуникации. Средства массовой коммуникации создают мономир для сбора информации с целью познания окружающего мира. Сбор, обработка, передача, накопление и хранение информации осуществляется на основе разнообразных средств информационного обмена, а именно информационно коммуникационных технологий обучения. Применение ИКТ в контексте образования часто рассматривают в двух аспектах: технологии как средство обмена информацией и как средство создания чего-либо. Так, например, С. Пейперт, создатель теории обучения, трактует термин образование с одной стороны как приобретение информации и навыков (информационный), с другой, построение знаний (конструктивный) [4, с.96]. Безусловно, по — мнению автора, оба аспекта (информационный и конструкционный) важны, но без логики построения знаний в учебном процессе невозможно обучение детей. ИКТ необходимо рассматривать в сбалансированном смысле, охватывающем информационный и конструкционный аспект, как ассортимент компьютерных и цифровых образовательных ресурсов, инструментов коммуникации и т. д.

Напомним, что информационные и коммуникационные технологии обучения (ИКТ) ориентированы на одновременное применение нескольких компьютерных средств (мульти, медиа) с целью обучения детей, обеспечивая им оперативный доступ к средствам обработки информации, предоставления ее в легко воспринимаемом виде. За счет одновременного воздействия звуковой, графической, аудиовизуальной информации, компьютерные технологии обладают эмоциональным зарядом, что способствует активному включению детей в образовательный процесс. Исследования, проводимые в Европе и США, показали, что восемьдесят процентов информации дети до одиннадцати лет получают вне дома и класса, и главное, не на бумажных носителях. Результаты же социологических исследований Европы свидетельствуют об эффективности применения ИКТ обучения, обосновывая это тем, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и перерабатывает информацию до одной тысячи условных единиц, однако, при одновременном применении органов зрения до ста тысяч таких единиц. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии обеспечивают возможность интенсификации процесса обучения и повышают мотивацию дошкольников к обучению за счет современным способов обработки аудиовизуальной информации. Напомним, что внедрение ИКТ в дошкольное образование осуществляется с 1987 года. Исследователи Л. А. Парамонова и Г. А. Репина, рассматривая проблемы математического развития детей с применением компьютерных средств, высказывали теорию о том, что компьютерная среда является главным фактором сохранения психического здоровья ребенка, потому что именно она решает задачи развития психофизиологических функций дошкольника, развитие компонентов познавательной деятельности; обогащение кругозора; формирование учебной мотивации и общеинтеллектуальных умений и т. д. К психофизиологическим функциям, обеспечивающим подготовленность ребенка к школе относят мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, оптико-пространственную ориентацию. Почему же так важно развивать психофизиологические функции детей? С анатомической точки зрения около трети площади двигательной зоны коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная достаточно близко к речевой зоне. Величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне является основанием для рассмотрения кисти руки как «орган речи», аналогичный артикуляционному аппарату, что позволяет предположить о влиянии движений пальцев на развитие и формирование речи ребенка. Следовательно, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, но и движения пальцев рук (мелкая моторика).

Мелкая моторика рук отражается на познавательных психических процессах, таких как мышление, внимание, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память, оптико-пространственное восприятие, речь, включая овладение письмом. Помимо мелкой моторики у детей развивается фантазия, он учится излагать мысли. Отметим, что творчество является одним из основных факторов развития мелкой моторики детей. Российский физиолог В. М. Вехтерев доказал, что простые движения рук способствуют снятию умственной усталости, поддерживают тонус и работоспособность коры головного мозга. Помимо мелкой моторики существует крупная моторика — это движения, в которых принимают участие мышцы тела. Мелкая и крупная моторика развиваются параллельно, потому что различные действия человека требуют координации обоих видов двигательной активности. Например, при работе с компьютером педагогу необходимо обращать внимание на правильное положение тела для коррекции осанки и управлением компьютерной мышкой, работой с клавиатурой.

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников способствует согласованности движений и одновременной деятельности зрительного, мышечно-двигательного анализаторов. Для развития зрительно-моторной координации можно применять упражнения с графическими изображениями: дорисовать картинку, обвести изображение по контуру, разукрасить элементы узора в различные цвета. В процессе обучения, ребенку часто приходится одновременно выполнять два вида деятельности: смотреть на картинку и срисовывать что-либо, следовательно, необходимо развивать в детях согласованность действий глаз и рук. С целью развития способности согласованности действия глаз и рук применяются такие упражнения, как изобразить предлагаемую педагогом фигурку (узор) на компьютере.

Оптико-пространственные представления оказывают положительное влияние на формирование речевой и познавательной деятельности детей, способность ребенка воспринимать пространство, развивать пространственные мышление. Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым рассмотрена связь предметов и явлений окружающей действительности как основы развития речи детей. Обозначая предметы, их признаки, отношения посредством слов и связей, ребенок овладевает языком как средством общения, орудием мышления. При формировании оптико-пространственной ориентировки применяют такие упражнения как нахождение заданной фигуры, определение предметов наложенных друг на друга, расположение предметов в пространстве в соответствие схемы, изображение различных фигур в строгом расположении.

Безусловно, все упражнения ориентированы на применение как традиционных, так и ИКТ технологий. Соблюдение основных требований к организации работы за компьютером детей при организации образовательного процесса способствует проведению эмоционально ярких занятий с привлечением иллюстративного материала, видео и звукозаписей.

Дошкольный возраст — уникальный возраст для развития личности, именно в нем формируется интеллектуальное и психическое развитие, первичное представление ребенка об окружающем мире, закладываются функциональные возможности мозга, зарождается интенсивное его развитие. Интенсивное развитие мышления детей в возрасте 5–7 лет обусловлен переходом от наглядно — образного к абстрактно — логическому мышлению. С. П. Первина, С. А. Шапкин, Ю. М. Горвиц рассматривают возможность овладения компьютером детей именно пяти, семи лет, потому что в данном возрасте компьютер выступает неким интеллектуальным средством решения различных задач. Интеллектуальной базой развития деятельности детей является мышление, процесс овладения способами решения задач ориентирует их поиск ответа на высоком уровне. Чем выше интеллектуальный уровень, тем полнее обогащается личность. Однако, именно в дошкольном возрасте компьютерные технологии позволяют детям реализовать себя, раскрыть свои возможности, необходимо только направить усилия ребенка помимо игр на решение различных жизненных задач, подготовки их к школе. Отметим, что развитие логического мышления, способностей к анализу и синтезу важно для развития ребенка и их подготовки в школе. Современные ИКТ позволяют развивать художественно-творческие и интеллектуальные способности детей, обеспечивая всестороннее развитие личности. Согласитесь, чем раньше развивается дошкольник, тем легче учиться в школе. Однако, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как известно, имеет некоторые особенности, что создает значительные препятствия в процессе коррекционной работы, возникает необходимость поиска эффективных средств обучения и воспитания данной категории детей, но ИКТ значительно повышают познавательную активность детей, преодолевая барьеры, возникающие при традиционном обучении.

За последнее время компьютер стал ценным ресурсом, позволяющим не только взрослым, но и детям, преодолевать разнообразные трудности, возникающие в процессе обучения. Мотивация как один из факторов обучения, позволяет выбрать конкретную методологию образования детей и соответствующее программное обеспечение. Например, ребенок, который не способен держать карандаш, может рисовать, аналогично дети, не способные говорить, получают возможность речевого развития посредством компьютера. Компьютер может стать отправной точкой для мотивации детей с когнитивными нарушениями к получению образования, поддержать детей при приобретении знаний, навыков, самооценки. Существуют различное программное обеспечение для преодоления замедленности и неточности координации движения рук, развития памяти, речи, например, альтернативная коммуникация: алфавитные устройства; устройства, основанные на коде символов.

В настоящее время наблюдается процесс интеграции ИКТ в дошкольное образование с целью предоставления детям спектра возможностей для обучения и осмысления мира. Реализация данной цели возможна при создании развивающей среды, участии в обучении всех групп потребителей, планировать учебные программы в соответствии современных потребностей обучения детей дошкольного возраста. Информатизация дошкольного образования — комплексный, ресурсоемкий процесс в котором участвуют все субъекты образовательного пространства: педагоги, родители, дети. Целесообразность применения информационно — коммуникационных технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников рассмотрена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, таких как Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова, С. Пейперт и др. Интеграция ИКТ в дошкольное образование позволяет синтезировать, сравнивать, суммировать, выявлять противоречия в информации, формировать новые жанры в науке и искусстве [3, с. 65].

Термин «интеграция» рассматривается как показатель эффективности системы, ее целостности, связности и объединения элементов в единое целое. Система — упорядоченное множество элементов. Система предполагает появления интегративных качеств, входящих в нее элементов. Безрукова В. С. подчеркивает, что интеграция создает целостность и непротиворечивость системы [5, с. 20]. Данилюк А. Я. рассматривает интеграцию как начальное условие образования, качество которого зависит от количества интегрируемых областей [6, с. 21]. Гаранович Н. М. как одну из сторон процесса обучения с целью формирования целостной системы знаний и умений обучающихся. Берулава М. Н. — систему с определенной структурой. Асадулина Е. Ю. как процесс образования нового компонента с измененными признаками объединенных частей, вступивших в интеграцию. Интеграцию можно рассматривать на уровне комплексности и координации, комплексность изучает образовательные области в комплексе, а координация вводит некое соотношение и порядок их изучения [6, с. 22]. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование осуществляется путем слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Обучение представляет собой способ организации учебного процесса. Обучение — целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества [2, с. 204]. Учебный процесс представляется как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность детей, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием образовательных областей, видами деятельности [1, с. 51]. Интеграция создает основу для целостного учебного процесса, характеризует некое единство, появляющееся при рассмотрении целостности (это могут быть интегративные образовательные области (их содержание), пространства для игр, конструирования, уединения и т. д.). Под интегративными знаниями, навыками понимаются учебные действия детей, необходимые для расширения общих смежных образовательных сред, их систематизации и обобщенности. Процесс взаимосвязи и взаимопроникновения в обучении будем представлять в виде следующей логической последовательности: установление взаимосвязи образовательных областей; интеграция знаний и навыков при осуществлении различных видов детской деятельности; взаимопроникновение одной области в другую; структурирование и систематизация интегративных знаний и навыков, т. е. установление связей между видами деятельности детей в определенную систему. Освоение образовательных областей ребенком, должно происходить через взаимосвязь знаний и навыков, видов учебной деятельности; готовность дошкольников осуществлять учебную деятельность, т. е. наличие различных пространств, стимулирующих активную деятельность детей. Условием такой подготовки является оптимальное определение структуры и содержания занятий, отвечающих как интересам развития самой личности с позиции ее социализации, так и интересам и потребностям общества. При этом главное состоит в освоении навыков и приемов применения полученных знаний в инновационном прогностическом режиме при решении учебных задач и повышении уровня своего саморазвития.

Интеграция образовательных областей позволяет развивать в единстве познавательную, практическую и эмоциональную сферы личности дошкольника. С. Л. Новоселова пишет о том, что ИКТ входят в жизнь детей посредством игры, конструирования, рисования и т. д. Для осуществления игр с дошкольниками необходимо создать систему условий для компьютерно-игрового комплекса и обучающих программ. Обучающие программы должны быть учебной направленности, с музыкальным и голосовым сопровождением, (возможно, комментироваться детскими стихами), работать в интерактивном режиме. Звук, мультипликация привлекают внимание дошкольников, создают эмоциональный и познавательный заряд на выполнение учебной деятельности. В процессе занятий с применением ИКТ развивается память и внимание детей. Экранные символы ориентируют дошкольников на освоение условных знаков, тем самым формируя знаковую функцию сознания, понимание окружающего мира: мира реальности и картинок. ИКТ позволяют формировать у дошкольников координацию движений глаз и рук, развивают умение сосредоточиться на учебной задаче, запомнить ее условие с целью дальнейшего решения. Интеграция образовательных областей при проведении занятий позволит не только сформировать у дошкольников целостное, системное представление об окружающем мире, но и развивать личностные качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет требования к структуре образовательной программы и ее объему [5, с. 2]. При разработке программы дошкольного образования организация должна обеспечивать освоение ребенком способов деятельности, представляющих определенные направления образования детей и применяемых как в учебном процессе, так и жизненных ситуациях. Успешную социализацию личности ребенка в мире информатизации общества обеспечивают информационно-коммуникационные технологии. Полат Е. С., Панюкова С. В., Кузнецов А. А. и другие обосновали психолого-педагогические аспекты информатизации образования, обеспечивающие создание технологий и методик обучения, ориентированных на индивидуализацию обучения и освоение разнообразных видов информационной деятельности за счет возможностей средствами ИКТ для сбора, хранения, обработки, передачи информации об изучаемых объектах. Следовательно, необходима целенаправленная подготовка дошкольников к будущей учебной деятельности в условиях информатизации образования, формирования умений применения ИКТ в повседневной жизни, дальнейшей профессиональной деятельности. ИКТ рассматриваются не только как средство обучения, но и объект изучения. По сути, ИКТ расширяют границы подготовки дошкольников к школе. ИКТ позволяют конструировать, изобретать, играть, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Интеграция ИКТ в дошкольное образование обеспечивает: индивидуализацию учебного процесса; активизацию деятельности детей; рациональное распределение времени; мотивацию к обучению; формированию первичных представлений о жизни на земле и т. д.

Стандарт дошкольного образования определяет требования к освоению норм и ценностей, включая нравственные, моральные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка с окружающими, уважение к ним; самостоятельности; эмоционального интеллекта и отзывчивости; формирование позитивных установок; безопасного поведения в социуме и т. д. Каждый ребенок индивидуален, потому что проходит путь индивидуального развития именно в период детства считают исследователи Д. Б. Эльконин, А. С. Белкин, Д. И. Фельдштейн и др. Дошкольный возраст насыщен конкретными достижениями в социализации детей, освоении ребенком культуры, жизненного опыта, невозможно без взаимодействия и общения социума. Коммуникация позволяет комфортно жить в обществе, познать окружающий мир и себя. Успешное формирование личности, способной к решению коммуникативных задач и межличностному взаимодействию, обеспечивает ее адаптацию в социокультурном пространстве.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В. П. – M.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  3. Никулина Т. В. Реализация интегративного подхода в практике профессионального образования/ Никулина Т. В.-Саранск, Интеграция образования, 2008. – № 1. – с. 65–66.
  4. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры, плодотворные идеи / С. Пейперт. − М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 10.03.2015).
  6. Чапаев Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: моногр. / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. — Екатеринбург-Челябинск, 2007. — 404 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов