Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 773 раза

Библиографическое описание:

Шкоренкова, И. С. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания / И. С. Шкоренкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1090/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В нашем детском саду решение программных задач реализуется через тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, родном крае, той местности, где они живут, стране. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. Родители участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экскурсиях, развлечениях, викторинах, утренниках, конкурсах. В работе с родителями используются домашние задания. Они совместно с детьми изготавливают кормушки для птиц, облагораживают территорию нашего детского сада. В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме консультаций, папок — передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.

Наибольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей посёлка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, попятно, эмоционально, начиная с того, что их окружаем, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

‒                   повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

‒                   люди берегут и охраняют природу;

‒                   есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края — Мурманской области и родного посёлка — Печенга. Успешность познавательного развития дошкольников при знакомстве с родным посёлком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром через разные виды детской деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Чтобы развивать в детях способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта, представлений и речевых умений необходимо организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании её в интересах своего развития. Благодаря экскурсиям дети имеют возможность получить значительный объём информации, у них формируются способы мыслительной деятельности. Общаясь с участниками экскурсии, ребёнок усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.

В ходе экскурсии мы помогаем воспитанникам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать о них необходимую информацию. Материал экскурсии, мастерство его изложения дают возможность детям анализировать, делать необходимые выводы.

Экскурсии с детьми мы проводим как вне учреждения, так и в нём. Экскурсии, проводимые внутри учреждения, знакомят детей с трудом большего количества сотрудников: медсестра, прачка, повар. Постепенно круг, охватываемый экскурсиями, расширяется: дети на прогулках наблюдают за трудом дворника, водителей продуктовых машин. Также мы помогаем дворнику в уборке территории сада: уборке мелкого мусора, уборке сухих листьев, подметании дорожек. Всё это даёт представление о труде взрослых, вызывает у детей добрые чувства. Осуществляется взаимосвязь с местной библиотекой и воинскими частями, стоящими в поселке. На данный момент проводятся выставки рисунков, экскурсии к памятникам поселка Печенга(Мемориальный комплекс «Холм Славы, вт.ч. танк Т-34; Стелла на захоронении советских воинов и др.), разрабатывается долгосрочный проект по патриотическому воспитанию «История моего поселка»- работа проводится по поиску утраченной мемориальной доски с Братской могилы.

В старшей дошкольном возрасте (5–7 лет) знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл. Необходимо расширять знания детей о Москве, Санкт-Петербурге. При отборе содержания для ознакомления с Родиной, учитывается наиболее ценное для формирования у детей положительного отношения к общественным явлениям, к своей стране. Когда планируется работа по патриотическому воспитанию,то разрабатывается календарно-тематический план, который взаимосвязан с общественными праздниками: «День народного единства», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «Международный день защиты детей», «Международный день друзей», «День России». Также учитывается региональный компонент при ознакомлении детей с родным краем: Знакомству с Родиной помогают следующие методы и приёмы: беседы о пользе труда человека для блага Родины, о хороших людях, о природе; чтение художественных произведений на патриотические темы, слушание песен, классических произведений, стихотворений для заучивания, просмотр видеофильмов, тематических презентаций, личный пример воспитателей и родителей. Знакомя детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, с произведениями искусства, живописи, литературы, педагоги одновременно формирует у них оценочное отношение к окружающей действительности.

Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая помогают начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма

 

Литература:

 

  1.      Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  2.      Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 64 с.
  3.      Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24.
  4.      Анищенко, О. А. Дошкольное детство: наука — практике / О. А. Анищенко. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — 102 с.
  5.      Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. — М.: Творческий центр Сфера, 1992. — 120с.
  6.      Белая, К. Ю. От сентября до сентября / К. Ю. Белая. — М.: ВАКО, 1987. — 86 с.
  7.      Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. — М.: Творческий центр Сфера, 1998. — 175 с.
  8.      Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. — 268 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, патриотическое воспитание, родной край, дошкольный возраст, ознакомление дошкольников, Печенга, родной поселок, Россия.

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Воспитание нравственно-патриотических чувств...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Воспитание нравственно-патриотических чувств...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Задать вопрос