Библиографическое описание:

Бурачевская О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 61-63.



В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся примеры использования игр-головоломок в коррекционной работе по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений.

Ключевые слова: геометрические игры, головоломки, конструирование, пространственные функции, зрительно-пространственный гнозис, зрительно-моторная координация, ориентация в пространстве, пространственное восприятие, пространственные представления, нарушения речи, нарушение речевого развития

Конструируя из различного материала, дети дошкольного возраста включают в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в развитии пространственных функций. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей. В свою очередь, головоломки имеют тысячелетнюю историю, т. к. склонность к геометрическим загадкам свойственна людям разных эпох и национальностей. Поэтому отдельное место в развитии пространственных функций занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка». Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата (Рис.1), прямоугольника (Рис.4), круга или овала (Рис.2), иных форм (Рис.3) для составления плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др.

Рис. 1 Игры-головоломки «Танграм», «Игра Пифагора», «Магический квадрат», «Монгольская игра»

Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Конструируя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и составлять их из частей. Такие игры стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

Рис. 2. Игры-головоломки «Магический круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Чудесный круг»

Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Однако важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр-головоломок, важное значение имеет включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необходимо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.

На первом этапе освоения каждой игры-головоломки проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фигур по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Содержание работы на втором этапе развертывания игр — это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.

Рис. 3. Игры-головоломки «Листик», «Т-образная», «Абрис», «Гексатрион»

Третий этап освоения игры — это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных силуэтов. При условии обучения данный тип заданий доступен детям 6–7 лет. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Сначала игра-головоломка может быть частью занятия в течение 5–7 минут. После этого можно вводить элемент соревнования и предоставлять головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математические досуги, викторины, где дети играют до 20–40 минут.

Рис. 4. Игры-головоломки «Сфинкс», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Пентамино»

С детьми с тяжелыми нарушениями речи работа с играми-головоломками ведется по лексическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются представления детей об окружающем мире. К играм-головоломкам по каждой лексической теме разработаны схемы для конструирования разных уровней сложности (Рис.5).

Рис. 5. Схемы для конструиронания I, II, III уровней сложности (на базе головоломки «Танграм»)

Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети закрепляют разнообразный речевой материал, а также автоматизируют поставленные звуки. При составлении рассказов по результатам конструирования, у детей заметно расширяется качественный словарь: формируются умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять прилагательные сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий). Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при выкладывании той или иной картинки. Следующий этап по усложнению игр-головоломок — подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игр-головоломок подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку и отдых.

Литература:

  1. Акентьев В. В. Веселые тайны / В. В. Акентьеа. — М.: Детская литература, 1964.
  2. Бурачевская О. В. Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. — 2016. — № 1. — С. 22–25.
  3. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2. — С. 55–57.
  4. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.
  5. Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.
  6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — М.: Просвещение, 1985.
  7. Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.
  8. Сфинкс. Магический квадрат. Гексатрион: Игры-головоломки / сост. М. В. Драко. — Минск: Попурри, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов