Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Персикова, Е. Н. Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения / Е. Н. Персикова, Е. Т. Лузгина, Е. В. Ашпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9202/ (дата обращения: 21.05.2024).

Препринт статьи



В последние годы одной из актуальных социальных проблем современного российского общества является оказание всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Большое количество детей имеют физические и интеллектуальные недостатки в развитии, значительное место их них занимают дети с нарушением зрения, и с каждым годом эта тенденция увеличивается.

Федеральный государственный образовательный стандарт, Федеральная образовательная программа дошкольного образования и изменения, происходящие в обществе, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого, эмоционального развития ребенка. Особенно актуально звучат задачи по социализации ребенка, формированию любознательности, а также мотивации в достижении успеха.

Дети с нарушением зрения развиваются несколько иначе, чем их ровесники. Патология зрения влечет за собой задержку речевого развития, которая приводит к замедленному или специфическому формированию когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д., что тормозит психическое развитие в целом. В развитии детей с нарушением зрения очень часто отмечается нарушения деятельности вестибулярного аппарата и координации, недостатки моторного развития, ориентировки в пространстве, замедленность и скованность в движении. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движений. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышения резкости движения. Многим детям присущи нарушение мелкой моторики, а также все они имеют дефицит психической деятельности. Он связан с мозговой органической или функциональной недостаточностью или несформированностью психической деятельности. Это проявляется в недоразвитии фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.Для того, чтобы эти разнонаправленные процессы синхронизировались и создали целостный ансамбль психической деятельности, необходима «востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора». [1, c. 2]

Таким образом, ознакомившись с трудами А. В. Семенович, мы решили, что нашим воспитанникам необходимы игры и упражнения нейрокоррекционного характера.

Своевременно организованная коррекция нарушенного развития и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в развитии детей с ОВЗ. Исходя из психофизических особенностей и потребностей обучающихся, с целью усиления эффективности результатов реабилитационного воздействия была разработана данная методическая разработка.

Представленная разработка позволяет решать задачи:

– коррекции и развития;

– оздоровления и укрепления.

В основу методической разработки положен метод замещающего онтогенеза по Семенович А. В., и элементы активных коррекционно- развивающих методик.

Очевидно, что оба полушария мозга одинаково важны для протекания любого психического процесса. Наиболее доступный способ постоянной стимуляции правого и левого полушария — упражнения, в которых задействованы левая (связанная с правым полушарием) и правая (связанная с левым полушарием) стороны тела. Поэтому при работе над психомоторными координациями (растяжками, дыханием и т. п.) мы всегда придерживаемся единого алгоритма. Все упражнения выполняются каждой рукой и ногой отдельно, затем — обеими вместе (однонаправленно и врозь). Так достигается не только повышение активности каждого из полушарий, но и их совместная работа. [2с.7]

Таким образом, с помощью специальных игр и упражнений можно гармонизировать взаимодействие полушарий головного мозга и развивать когнитивные способности и детскую мотивацию к познавательной активности.

Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей, а значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства необходимо развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Методическая разработка рассчитана на то, чтобы обучающиеся получили необходимый объем знаний, успешно могли освоить коррекционно-развивающие направления.

Методическая разработка универсальна, и подходит как для детей с нормой в развития, так и для детей с теми или иными проблемами в развитии. Данная разработка позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.

Обучение детей ПДД — актуальный запрос современного города. Безопасность детей на дорогах — раздел области «Социально- коммуникативное развитие». Воспитанники имеют не только знания о светофоре, дорожный знаках и разметке, пешеходном переходе, дорожных ловушках, но и опыт практических упражнений в переходе дороги, решении дорожных ситуаций.

Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки об авариях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечить безопасность движения на дорогах становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении. [3]

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. [4]

Мы решили соединить эти 2 направления и создать игры по закреплению ПДД, в которых бы решались задачи нейрокоррекционного развития. Это поможет нашим воспитанникам гармонично развиваться, укрепить нейронные связи головного мозга.

Цель: создание игр и пособий, решающих комплексную задачу развития высших психических функций, стабилизации межполушарного взаимодействия, развитии мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия в обучении детей правилам дорожного движения.

Задачи:

– Развивать межполушарные связи.

– Развивать познавательные навыки.

– Развивать память и внимание.

– Развивать мелкую моторику, совершенствовать графические навыки.

– Развивать пространственные отношения — понятия «лево — право», «вверх-вниз».

– Развивать слуховое и зрительное, цветовое восприятие.

– Закрепить названия дорожных знаков, транспорта.

– Закрепить отличия грузового и легкового транспорта.

– Закрепить понятие «Пешеходы» — это люди, находящиеся на тротуаре, пешеходной или велопешеходной дорожке.

– Закрепить понятие «Автомобиль» — транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов. (Легковой автомобиль, грузовой автомобиль)

– Закрепить понятие «Легковой автомобиль » (народ. легковушка) — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек.

– Закрепить понятие «Трактор» — самодвижущаяся машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы

– Закрепить названия и назначения спецтранспорта.

Методическая разработка представляет собой описание дидактических игр, сопровождается наглядным материалом. В описании игр соблюдены структурные компоненты дидактической игры, учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Данную методическую разработку можно рекомендовать воспитателям дошкольных образовательных учреждений и педагогам дополнительного образования, работающим с детьми 5–7 лет.

Коррекционная направленность разработки проявляется: в активизации речевых процессов, развитии зрительного и слухового внимания, памяти, мышления детей; развитии бинокулярного зрения в условиях осложненного восприятия; тренировке умения быстро менять направление взора, фиксировать его на заданном объекте.

Предлагаем вашему вниманию несколько игр.

  1. Школа водителей (Проехать по спирали)

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия

Задачи:

– способствоватьгармонизации межполушарных отношений, преодолению сложившихся стереотипов, выработки навыков внутреннего контроля.

– закрепить название транспорта.

Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры:

Игра представляет собой 4 поля с изображением спиралевидной дороги и изображения транспорта.

Игровое задание:

Воспитаннику предлагаем взять машинки, поставить их на начало дороги, двигая машинку пальцем руки, «проехать» по дороге левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно.

Важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребенка одна рука обгоняет вторую, то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.

Усложнение: развернуть одно из полей. Предложить проехать по «дорогам» двумя руками одновременно.

  1. Пешеходный лабиринт.

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия

Задачи:

Способствоватьгармонизации межполушарных отношений, преодолению сложившихся стереотипов, выработки навыков внутреннего контроля.

– Развивать зрительное внимание, самоконтроль, мелкую моторику.

– Закрепить понятие «пешеходы» — это люди, находящиеся на тротуаре, пешеходной или велопешеходной дорожке.

Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры:

Игра представляет собой несколько 2 поля с изображением лабиринта, маленькие изображения пешеходов или маленькие объемные фигурки пешеходов.

Игровое задание:

Воспитаннику предлагаем фигурки пешеходов, «пройти в центр лабиринта левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно.

Важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребенка одна рука обгоняет вторую, то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.

Усложнение : развернуть одно из полей. Предложить пройти лабиринт двумя руками одновременно.

  1. «Найди одинаковые знаки»

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия

Задачи:

Способствоватьгармонизации межполушарных отношений, преодолению сложившихся стереотипов, выработки навыков внутреннего контроля.

Закрепить названия дорожных знаков.

Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры:

Игра представляет собой 2 поля с изображением дорожных знаков. Знаки расположены по-разному.

Игровое задание:

Воспитаннику предлагается указательными пальцами левой и правой руки одновременно касаться одинаковых знаков: левой рукой на левом поле, правой рукой — на правом.

  1. Обведи по контуру и раскрась двумя руками.

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи:

способствоватьсозданию новых нейронных связей;

развивать мелкую моторику.

Закрепить понятие « Легковой автомобиль» (народ. легковушка) — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек.

Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры:

Игра представляет собой поле с изображением симметричного автомобиля.

Игровое задание:

  1. Обвести автомобиль левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно.
  2. Предложить раскрасить автомобиль одновременно двумя руками начиная одновременно слева и справа.
  1. «Не сбейся с пути»

Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, подготовка руки к письму.

C:\Users\user\Downloads\49c4fefe-f492-46fa-8c2f-0950d66bc7f6.jpeg

Задачи:

– Совершенствовать графические навыки;

– Развивать волевые усилия;

– Учить вести линию точно по контуру.

– Закрепить понятия «Легковой, грузовой автомобиль», познакомить детей с понятием «Трактор» — самодвижущаяся машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы

Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры:

Игра представляет собой поля с изображением различного транспорта и пунктирных дорожек разной формы.

Игровое задание:

Предложить нарисовать путь для каждой машины точно по контуру. Объясните ребенку, что нужно стараться плавно проводить линии, не отрывая руки от бумаги и не заходить за пунктир контура.

  1. Нарисовать путь правой рукой слева- направо и справа — налево, тоже самое левой рукой, затем двумя руками одновременно, навстречу друг другу.
  1. «Соедини по цифрам»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\fe2eba31-4ae6-486f-8116-6badd2a3138f.jpeg

Цель: развитие мышления, мелкой моторики.

Задачи:

– закрепить знание цифр;

– закрепить порядковый счет;

– закрепить знание названий транспортных средств,

– развивать фантазию,

– закрепить названия и назначения спецтранспорта.

Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры: карточки с изображением точек и цифр.

Игровое задание: соедини карандашом или маркером точки с цифрами по порядку и назови, какое транспортное средство изображено. Повторить тоже самое левой рукой.

Усложнение :

  1. Сначала предлагаем детям мысленно соединить точки линиями и догадаться, какой транспорт изображен. Затем дети соединяют точки линией, таким образом, убеждаются в своей правоте.
  2. Предложить соединять точки в обратном порядке.
  1. «Логические квадраты»

Цель: развитие мышления, внимания, закрепление правил дорожного движения.

Задачи:

– развивать функции анализа и синтеза, сравнения;

– закрепить знание дорожных знаков для пешеходов.

Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры: вигру входят несколько полей с изображением квадратов, разделенных на 4 клетки, в одной или двух клетках из четырех изображены дорожные знаки, отдельные изображения дорожных знаков.

Игровое задание: Педагог предлагает детям подумать, догадаться и вставить в квадраты недостающие дорожные знаки.

Для начала, можно чередовать 2 действия (красный автомобиль и зеленый), далее усложняя задания. Также карточки можно разрезать и чередовать упражнения в различном порядке.

Напоминаем, что, занимаясь с детьми, не стоит забывать о зрительных и двигательных гимнастиках, необходимых для снятия зрительного и моторного напряжения.

Таким образом, мы считаем, что регулярное использование педагогами в образовательной деятельности предлагаемых коррекционных игр и упражнений оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей с ОВЗ. Такая интеграция задач способствует развитию интереса воспитанников к дидактическим играм, позволяет с увлечением закреплять правила дорожного движения.

Литература:

  1. Семенович А. В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». Москва, ACADEMA, 2002.
  2. Семенович А. В. «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники». Москва, «Дрофа», 2003г.
  3. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». Москва, «Мозаика-Синтез», 2020г.
  4. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста по основам безопасности дорожного движения «Дорожная азбука» МКДОУ «Детский сад № 140» 2023г.
Задать вопрос