Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедова, М. Х. Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста / М. Х. Ахмедова, Н. С. Аполлонова, Е. В. Бондяева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4741/ (дата обращения: 08.05.2024).



Ключевые слова: дети дошкольного возраста, познавательное развитие, логические блоки, блоки Дьенеша.

В современном мире требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного и игрового характера. Познавательная деятельность — одна из важных составляющих развития дошкольника. С самого раннего возраста дети стремятся узнать что-то новое и часто задают вопрос «Что это такое?».

Формируется потребность понять и «присвоить знание» (как формирует психологическая наука). В дальнейшем развивается познавательное отношение к окружающему миру. Появляются многочисленные вопросы. Ребёнок многим интересуется, рассуждает. По-прежнему сориентирован на самоценные детские виды деятельности. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Через игру ребёнок познаёт мир.

Педагогов нашего детского сада заинтересовал игровой материал по познавательному развитию у дошкольников блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и другие.

Рис.1. Автор метода Золтан Дьенеш (1916–2014) — венгерский математик, психолог, преподаватель

Разработаны блоки венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика».

Почему мы взяли для работы именно блоки Дьенеша?

Логические фигуры Дьенеша знакомят с основными геометрическими формами и размерами, формируют мыслительные умения и способности в познавательном развитии дошкольников. Изучив литературу, мы поставили перед собой цель: формирование мыслительных умений и способностей в познавательном развитии дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

В легкой игровой форме у детей формируется умение кодировать и декодировать полученную информацию, умение анализировать, развиваются внимание, память, умение работать в коллективе; развитие познавательных интересов, творческого воображения, самоконтроль, важные психологические процессы и креативное мышление.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см, на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием.)

– цвет обозначается пятном;

– форма — контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);

– величина — силуэт домика (большой, маленький);

– толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов. Игры с логическими блоками Дьенеша учат ребёнка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Главным механизмом развития познавательной деятельности дошкольников выступает восприятие, внимание, память, творческое воображение.

Варианты игровых упражнений по методике Дьенеша построены на принципе сравнительного анализа. По мере усвоения материала можно усложнять игры и упражнения. Число игр велико, начинать с простого и переходя к более сложному. Маленькие дети знакомятся с геометрическими фигурами, формами, цветом. Дети чуть постарше в группе знакомятся с символами свойств в процессе игры, учатся классифицировать, выявляют свойства, сравнивают, абстрагируют, кодируют, декодируют, обобщают. Используя блоки в работе, мы по-разному варьировали возможность их использования. Для того, чтобы поддерживать интерес, необходимо разнообразить их игровыми задачами. Блоки можно использовать и вне занятий.

Поскольку логические блоки представляют собой геометрические фигуры — они могут широко использоваться при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих развивающих задач. В дополнение к блокам необходимо использовать карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Также в наличии должны быть карточки с отрицанием свойств: не большой, не красный, не квадратный, не толстый и т. д.

Использование карточек позволяет развивать у детей способности к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения предметно-игровых действий. Подбирая карточки с изображенными свойствами, дети учатся замещать и кодировать, а в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточке, овладевают умением декодировать информацию. Таким образом, развиваются познавательные процессы ребенка. Когда дети выкладывают карточки, рассказывающие о свойствах блока, они создают модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств к словесно-логическому мышлению.

Важно помнить, что мыслительные умения, как и все другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений, но для того, чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, необходимо менять игровую мотивацию, персонажей. Так, незаметно для ребенка, он будет проделывать одну и ту же операцию несколько раз.

Игры и упражнения с блоками можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, они представляют широкое поле для творческого и интеллектуального развития. Мы использовали блоки в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх (лабиринты, домики), они могут служить ориентирами.

Как показала практика — использование блоков при систематической работе помогло детям научиться сопоставлять предметы и сравнивать. Всё это послужило успешной подготовке детей к школе.

Литература:

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);
  2. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. — СПб «Детство — Пресс», 2014
  3. «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент») 2000
  4. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. — СПб «Детство — Пресс»
Основные термины (генерируются автоматически): блок, ребенок, карточка, умение, дошкольный возраст, отрицание свойств, познавательное развитие, познавательное развитие дошкольников, свойство блоков, творческое воображение.

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством

Карточкисвойства помогают детям перейти от наглядно...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Познавательные способности детей дошкольного возраста...

С целью изучения уровня развития познавательных способностей детей дошкольного возраста нами был применен специально сформированный пакет, включающий четыре методики: «Составление рассказа по картинке» и «Последовательные картинки» (Р. Р...

Играем с блоками Дьениша | Статья в журнале «Вопросы...»

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к

Индивидуальные игры – занятия с детьми с блоками Дьенеша помогли выяснить на какой

 Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия с взрослым и...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Библиографическое описание: Уразлина Н. А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных

В процессе творческой деятельности у детей развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников – комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения)...

Развитие познавательной сферы дошкольников на примере...

Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников.

Развитие познавательных способностей дошкольников...

Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его...

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством

Карточкисвойства помогают детям перейти от наглядно...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Познавательные способности детей дошкольного возраста...

С целью изучения уровня развития познавательных способностей детей дошкольного возраста нами был применен специально сформированный пакет, включающий четыре методики: «Составление рассказа по картинке» и «Последовательные картинки» (Р. Р...

Играем с блоками Дьениша | Статья в журнале «Вопросы...»

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к

Индивидуальные игры – занятия с детьми с блоками Дьенеша помогли выяснить на какой

 Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия с взрослым и...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Библиографическое описание: Уразлина Н. А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных

В процессе творческой деятельности у детей развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников – комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения)...

Развитие познавательной сферы дошкольников на примере...

Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников.

Развитие познавательных способностей дошкольников...

Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его...

Задать вопрос