Библиографическое описание:

Михайлова Л. А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 40-42.



 

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основана на изучении имеющейся отечественной литературы и наблюдения собственного опыта.

Ключевые слова: социальный опыт, старший дошкольный возраст, индивидуальный образовательный маршрут.

 

Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешность данного процесса у дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. Таким же образом, зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям в том, что именно там происходит активное формирование личности.

Изучение характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и внутренних факторов, ее затрудняющих, — это возможность ответить на основной вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к полноценной интеграции в обществе.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс формирования социального опыта, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Процесс формирования социального опыта старших дошкольников в современных российских условиях является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире, от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений и актуализации собственного опыта.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Комплексные исследования последних лет (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, И. С. Кон) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им 3, С.141.

Актуальность работы обусловлена возрастанием социальной значимости педагогических кадров как составной части педагогической системы и насущностью в разработке технологии педагогического управления процессом формирования социального опыта дошкольника.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка.

Целью стало создание педагогических условий формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.

Понятие социального опыта в социологической литературе неизменно связывается с понятием социализации. «Необходимо признать, — пишет О. Е. Куренкова, — что социализация в ее сущностной характеристике — это процесс становления личности через овладение ею социальным опытом при исполнении различных социальных ролей и формирование собственного социального опыта» 2, С.69.

Социальный опыт — это накопленные за всю историю человечества и закрепленные в обществе (в форме определенных носителей) знания, умения, навыки, чувства, эмоции, рефлексы, языки, ориентиры, системы мировоззрений, точки зрения, взгляды 4, С.21.

Одна из неосознаваемых целей нашей жизни — отмечают ученые — это передача социального опыта. Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Первой важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не является чем-то внешним по отношению к внутренней структуре личности.

Для выявления уровня сформированности социального опыта на начало учебного года была проведена диагностика детей старшей группы, которая показала результаты:

Низкий уровень — 7 %

Средний уровень — 90 %

Высокий уровень — 3 %

При выявлении слабо развитых интегративных качеств у ребенка, основной акцент для работы с ним на протяжении всего учебного года строился именно на улучшение уровня развития этих качеств.

В связи с этим, были разработаны маршруты индивидуальной работы на каждого ребенка группы, в которых, прописывались интегративные качества, требующие особого внимания педагога для реализации личностного потенциала воспитанника дошкольной организации, а также необходимая работа по повышению уровня развития этих качеств.

Каждый индивидуальный маршрут содержит комплексы занятий различной формы и уровня сложности, направленных на развитие интегративного качества воспитанника, требующего особого внимания.

Вся работа строилась вне образовательной деятельности, как правило, это была вторая половина дня, когда большая часть детей уходит на дополнительные образовательные услуги.

В календарном плане в совместной деятельности, ежедневно, прописывается «индивидуальная работа с детьми», где указывается группа детей, с которыми будет проводиться работа.

Все результаты о проделанной деятельности записываются в тетради «Индивидуальная работа с детьми», где указывается дата проведения, форма и методическое сопровождение. Проводится как в индивидуальной, так и в малой групповой форме. Таким образом, данная методика использовалась в течение всего учебного года. На заключительном этапе работы была проведена итоговая диагностика на конец года.

Который показал, что средний суммарный уровень сформированности социального опыта детей старшего дошкольного возраста по всей группе равен 100 %, в соответствии с этим, низкий уровень сформированности социального опыта детей отсутствует:

Высокий уровень — составил 68 % детей;

Средний уровень — составил 32 % детей;

Низкий уровень — 0 % детей.

По представленным результатам можно судить о динамике происходящих в ходе эксперимента изменениях и об уровне сформированности выбранных нами в качестве критериев социально значимых качеств детей старшего дошкольного возраста. Так в исследуемой группе, реализующей индивидуальный подход формирования социального опыта, резко возросло число детей, находящихся на среднем и высоком уровнях.

Чтобы получить обобщенный результат, по которому можно судить о сформированности социального опыта детей, определили, сколько детей показали высокие результаты по всем или большинству критериев, сколько — средние и низкие. Затем провели сравнение с суммарным результатом, показанным детьми на начальном этапе исследования.

Таким образом, результаты проделанной педагогической работы подтверждают гипотезу исследования — систематическая работа педагога дошкольной организации положительно влияет на формирование социального опыта ребенка при условии использования системы индивидуальных маршрутов в образовательном процессе по формированию социального опыта в детском саду.

 

Литература:

 

  1.      Бычкова, В.С., Зубкова Т. И. Социальный опыт как основа социального воспитания [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206139– Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
  2.      Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  3.      Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное [Текст] / Ростов-на Дону: «Феникс», 2000. — 468 c.
  4.      Сформированность социального опыта воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся 1-х классов общеобразовательных учреждений [Текст]: результаты исследования / А. В. Чепкасов, О. Б. Лысых, О. Г. Красношлыкова, И. В. Шефер [и др.]. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. — 110 с.
  5.      Формирование социального опыта в воспитательных организациях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/socialnaja-pedagogika/26179-formirovanie-socialnogo-opyta-v-vospitatelnyh-organizaciyah.html — Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
  6.      Фролова, Р. М. Формирование основ социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://frolova.ucoz.net/index/formirovanie_osnov_socialnoj_kompetencii_u_ detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/0–55– Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов