Библиографическое описание:

Смирнова С. В., Долгов К. О., Дятлов М. Н., Родин Е. Е. Значимость и методы диагностики психологических качеств будущих водителей пассажирского автотранспорта на этапе профессионального отбора [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 66-68.

Есть категория людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких людей возникает даже по незначительному поводу, очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. Установлено, что водители, которые из-за эмоциональной неустойчивости совершают неблаговидные поступки в личной жизни, чаще являются нарушителями Правил дорожного движения и участниками ДТП. Людей эмоционально неуравновешенных не принимают в авиационные училища — они отсеиваются при поступлении, не выдержав проверки методами психофизиологического отбора. Не допускаются они и к работе машинистами на железнодорожном транспорте. Однако за рулем автомобиля таких людей можно встретить нередко. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения [1, с. 95].

Все чаще на дорогах России встречаются водители с буйными темпераментами, которые часто превышают разрешенную скорость и совершают много неоправданных опасных маневров. Недисциплинированными обычно бывают люди морально неустойчивые, легкомысленные, излишне самоуверенные, эгоистичные.

Необходимо также учитывать, что неблагоприятные для деятельности водителя психологические качества в сложной дорожной обстановке могут привести к неадекватным действиям со стороны водителя: ошибкам, панике, бездействию и еще больше усугубить опасную ситуацию.

Аварийные ситуации на дорогах могут возникать вследствие недостаточной подготовленности водителя, из-за ограниченных или сниженных психофизиологических качеств.

Подготовка, по крайней мере, в некоторых профессиях, не предусматривает всех тех ситуаций, которые возникают в трудовой деятельности, причем не из-за того, что что-то не учли при составлении программ обучения, а в силу специфики самой профессиональной деятельности. Вряд ли можно так обучить шофера, чтобы у него была готовая программа действий при любом дорожном происшествии [2, с. 10].

Для того чтобы работать водителем автобуса необходимо иметь водительские права категории «D». К обучению на данную водительскую категорию допускаются молодые люди, достигшие двадцатилетнего возраста.

Обучение вождению автомобиля по категории «D» может проводить любое учреждение, имеющее соответствующую государственную лицензию.

Выводы о несоответствии кандидата требованиям профессии водителя до обучения делаются на основании явных и резких отклонений от средних показателей состояния здоровья и функций органов зрения и слуха.

Таким образом, в настоящее время пригодность водителя определяется медицинским отбором.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации [3].

Отклонения в ту или другую сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или, напротив, депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Именно поэтому психические особенности водителя имеют большое значение для производительной работы и безопасности дорожного движения.

Задача психологического отбора — определение людей, индивидуально — психологические особенности которых соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности по конкретной специальности.

Традиционный способ решения задачи психологического отбора состоит в построении психограммы профессии, то есть в выявлении профессионально важных качеств, необходимых для эффективной деятельности, и диагностики уровня развития этих свойств у претендентов [4, с. 54].

Лучшими для профессии водителя являются флегматический и сангвинический типы [5, с. 165]. Хотя с этим высказыванием можно и поспорить.

Для определения индивидуально-психологических характеристик личности, являющимися предпочтительными для успешной деятельности водителя пассажирского транспорта, был проведен сравнительный анализ психологических черт студентов Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) имеющих права на вождение легковых автомобилей.

В рамках исследования все респонденты (более 60 человек) прошли тест Айзенка, Белова и Кеттелла.

Тест Айзенка включает 57 вопросов.

Анализ темпераментов исследуемой группы показывает:

1.                  Возможны 4 варианта темпераментов (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

2.                  Результатом анализа теста Айзенка являются цифровые показатели шкалы экстраверсии (Э) и шкалы нестабильности (Н) — от 0 до 24 баллов.

3.                  Тип темперамента определяется с большой вероятностью за счет достаточно большого количества вопросов.

4.                  В тесте Айзенка два варианта ответа (да, нет).

5.                  Этот тест позволяет определять промежуточный тип темперамента, который характеризуется точкой в системе координат плоскости (Э,Н).

6.                  Тест предоставляет возможность выбора личности из группы, имеющий один вариант темперамента.

7.                  Результат теста Айзенка может быть наглядно показан в виде графического «профиля личности» — круга Айзенка.

8.                  Учитывая двойную систему координат (Э — Н) тест не позволяет делать более сложные прогнозы. Например, не учитывается пол, уровень образования, временной фактор, возраст и т. д. Для решения этих проблем графическая система координат должна быть более сложной.

В рамках исследования все респонденты прошли тест Белова. Этот тест включает 160 вопросов.

Анализ темпераментов исследуемой группы показывает:

1.                  Возможны четыре варианта темпераментов (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики).

2.                  Для каждого типа темперамента одна форма характеристики, независимо от возраста и пола.

3.                  Тип темперамента определяется с большой вероятностью за счет большого количества вопросов.

4.                  В тесте Белова два варианта ответа (да, нет).

5.                  Этот тест не позволяет определить промежуточные типы темпераментов. И не позволяет определять выраженность отдельных психологических факторов.

6.                  В случае необходимости выбора личности из группы, имеющий один вариант темперамента, тест не работает.

В рамках исследования все респонденты прошли тест Кеттелла.

Личностный опросник в предлагаемом варианте (форма С) содержит 105 положений, касающихся различных свойства личности, установок и интересов, и предназначен для людей от 18 лет и старше без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам [6, с.137–138].

На рисунке 1(а,б,в,г) представлены диаграммы по психологическим факторам для четырех испытуемых, выбранных в качестве примера.

Рис. 1 Диаграммы по психологическим факторам респондентов по результатам личностного опросника Кеттелла; а — респондент № 1, б — респондент № 2, в — респондент № 3, г — респондент № 4.

Для определения прогноза успешности овладения профессией водителя пассажирского транспорта особое внимание уделялось факторам «А», «C», «О», «Q3», «Q4». Эти факторы были выделены как наиболее важные при опросе водителей со стажем более 10 лет.

Фактор «А» определяет «Общительность — замкнутость». Высокая оценка (9–12 баллов) характеризует готовность к сотрудничеству, естественность в обращении, внимательность к людям, доброту, уживчивость.

Фактор «C» определяет эмоциональную устойчивость. Высокая оценка (9–12 баллов) определяет стабильность в поведении, в эмоциях, реалистичность, спокойствие, уживчивость в группе и не боязнь сложных ситуаций.

Фактор «О» определяет «Тревожность — спокойствие». Высокая оценка (8 баллов и выше) определяет излишнее беспокойство, волнение, частые плохие предчувствия, неуверенность.

Фактор «Q3» определяет «Высокий самоконтроль — низкий самоконтроль». Высокая оценка (10 и более баллов) определяет дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями.

Фактор «Q4» «Напряженность — релаксация». 10 и более баллов — возбужденность, взволнованность, раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений не находящий разрядки [7, с. 148–151].

В таблице 1 представлены, в качестве примера, результаты психодиагностических тестов четырех респондентов.

Таблица 1

Результаты психодиагностических тестов на примере четырех респондентов

Порядковый номер, имя и отчество респондента

Водительские права, категория

Тест Азенка

Тест Белова

Результаты теста Кеттелла

Факторы важных личностных качеств водителя

«А»

«С»

«О»

«Q

«Q

1.     Ринат Мнирович

«В»

Меланхолик

Меланхолик

6

3

9

9

8

2.     Антон Александрович

«В»

Холерик

Холерик

10

8

8

6

7

3.Виктор Алексеевич

«В»

Флегматик

Флегматик

3

4

3

6

4

4.Александр Евгеньевич

«В»

Сангвиник

Сангвиник

9

8

8

5

7

По результатам трех тестов было определено, что среди тестируемых студентов (более 60 человек) преобладают типы темпераментов сангвиник и флегматик и индивидуально-психологические характеристики большей части респондентов не являются в полной мере предпочтительными для успешной деятельности водителя пассажирского транспорта.

На этапе психологического отбора необходимо знать перечень профессионально важных качеств для данной специальности и определить необходимые психодиагностические методики для оценки претендента на соответствие его данной профессии.

Проанализировав литературные источники и нормативные документы, можно сделать вывод, что подавляющее большинство психограмм, рассматривают водительскую профессию в целом, не выделяя специальности.

Разработка и внедрение технологий психологического отбора водителей пассажирского автотранспорта, с нашей точки зрения, является необходимой составляющей профессионального отбора. Так как обеспечить высокое качество и безопасность пассажирских автобусных перевозок смогут только высококлассные водители, обладающие необходимыми для данной профессии и специальности психологическими качествами.

Литература:

1.                  Романов, А. Н. Автотранспортная психология / А. Н. Романов. — М.: Академия, 2002. — 224 с.

2.                  Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970. — 272 с.

3.                  Дятлов, М. Н. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии / М. Н. Дятлов, О. А. Мишустин, С. Н. Мишустина, С. Б. Хантимирова // Молодой ученый. — 2014. — № 10.

4.                  Фрумкин, А. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 210 с.: ил. — (Практикум по психодиагностике).

5.                  Аземша, С. А. Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок: Учеб. пособие / С. А. Аземша, В. А. Марковцев, Д. В. Рожанский; М-во образования Респ. Беларусь, Беларус. гос. ун-т трансп. — Гомель: БелГУТ, 2011. — 259 с.

6.                  Истратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 375, [1] с.: ил. — (Психологический практикум).

7.                  Серова, Л. К. Профессиональный отбор в спорте. — М.: Человек, 2011. — 160 с., ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle