Библиографическое описание:

Ермолаева Е. В. Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 45-46.

Проблема детского аутизма изучается в различных странах Европы, США, в том числе и России. За последние десятилетия она становится все более актуальной. История аутизма насчитывает несколько десятков лет — еще 60 лет тому назад Л. Каннер вывел ранний детский аутизм (Р. Д. А.) как отдельный клинический синдром.

Сегодня во всем мире, аутистические расстройства среди детей встречаются чаще, чем детская онкология, синдром Дауна, слепота и глухота вместе взятые. По данным Всемирной организации аутизма (World Autism Organisation (WAO)), согласно которым, 1 случай аутизма в 2009 году приходился в среднем на 150 человек (67/10000). А также, для сравнения приведены границы пандемии аутизма по НЦПЗ РАМН (Башина «Аутизм в детстве», 1999), до 26 случаев на 10000 человек (1/385), которые сегодня использует отечественная медицина в отсутствии новых официальных статистических данных.

Аутизм является тяжелым расстройством в процессе развития ребенка, которое проявляется в первые годы жизни. Чаще всего оно затрагивает развитие коммуникативных, речевых навыков, мышление, а также социальные и игровые навыки. Запоздалое или недостаточное развитие этих навыков приводит к общему отставанию в развитии детей с аутизмом, по сравнению с их сверстниками.
Особенностями аутичных детей с умеренной умственной отсталостью является:
  • Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется в определенных дефектах невербальной коммуникации: отсутствие взгляда в глаза; отсутствие интереса к сверстникам; отсутствие интереса к общению; отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями; затруднения в выражении чувств взаимности.
  • Качественный дефицит вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения и абстрактного мышления. Иногда это выражается в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи; дефектах речевых оборотов; в повторении речевых оборотов; отсутствии разнообразной игры.
  • Ограниченный круг интересов и стереотипное поведение. Проявляется это в пристрастии к определенным рутинам, и повторяющимся действиям; иногда это бывает маньеризм; повышенный интерес к сенсорной стимуляции.

Психологическое сопровождение аутичных детей в условиях детского дома интеранта должно проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов воспитателей, музыкального работника и других специалистов

Задачами психологического сопровождения аутичных детей являются:

  • преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

  • смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

  • повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

  • преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

  • преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.).

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях ДДИ — это помощь адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
  1. Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
  2. Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.
На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т. к. может наступить пресыщение — когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.
На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Аутичным детям наиболее доступны пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочная и музыкальная терапия, игры с водой.

Итак, основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми определяются спецификой данного синдрома и заключаются в следующем:

  • ориентации аутичного ребенка вовне;

  • обучение его простым навыкам контакта;

  • обучение ребенка более сложным формам поведения;

  • развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Координирующую роль в организации этой работы должен выполнять психолог, формируя у детей способности к установлению социальных контактов через общение, совместную деятельность и т. п., в ходе проводимых совместных занятий, непосредственном контакте с воспитанником.
С учетом особенностей аутичных детей с умеренной умственной отсталостью разработана коррекционная программа (на основе программы ТЕАСН — «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» (авт. Шопплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л.)), целью которой является развитие у детей познавательной деятельности и дальнейшей социализации.
Программа состоит из блоков, каждый из которых имеет цель формирование и развитие у детей навыков и умений по следующим сферам: Способности к имитации; Развитие восприятия, Развитие крупной и мелкой моторики; Координации руки и глаза; Познавательная деятельность; Речь; Навыки самообслуживания.
Разные функциональные сферы в рамках одного упражнения часто накладываются друг на друга. Простое упражнение на сортировку, например, служит развитию координации глаз и рук, но оно же требует определенных визуальных способностей и определенного понимания речи.
Пример одного занятия с ребенком аутистом.
  1. Имитация движения рук. Цель: улучшение моторной имитации осознание своего тела, понимание движений «вверх», «в сторону» и «вниз»; Цель: улучшение внимания, имитация комплексных действий, понимание и осознание частей тела — «нос и ухо», «волосы и рот», «ухо и живот», «голова и нос»
  2. Тонкая моторика. Цель: контролируемое движение рук и пальцев, целенаправленное оперирование предметами, координированное использование рук. Упражнения — «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», манипулирование с пластилином, отвинтить крышку, писать каракули.
  3. Координация глаз и рук. Цель: целенаправленное манипулирование предметами. Упражнение — «Бусы», строительство пирамиды, шнуровки, раскрашивание.
  4. Познавательная деятельность, речь, коммуникативные навыки. Цель: смотреть на то лицо, которое зовет ребенка; понимать речевые вызовы; показать на желаемый предмет; умение требовать предмет; соотносить одинаковые предметы; соотносить формы.
  5. Самообслуживание. Убрать за собой рабочее место.
Психологическое сопровождение аутичных детей позволяет формировать навыки самообслуживания и личной гигиены, способности ведения домашнего хозяйства, навыки организации своего досуга и сотрудничества с другими людьми. Таким образом, комплексное психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью способствует повышению уровня познавательной потребности и формированию социальных навыков у аутичных детей.

Литература:
  1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: Дис. канд.психол.наук: М., 2005.
  2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: Теревинф, 2007. — 112с.
  3. Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999.
  4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. — М.: Теревинф, 2005.
  5. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. — Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997.
  6. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: ЦЕНТР, 2008.
  7. Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. — 2004. — № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle