Библиографическое описание:

Килинская Н. В. К проблеме профессионального развития студентов-психологов [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 19-21.

На сегодняшний день для практики высшего образования особо актуально является проблема личностного и профессионального развития студентов. Общее психическое развитие и развитие личности, хотя и находится в центре внимания как отечественной, так и зарубежной психологии, тем не менее, проблема личностно-профессионального развития в настоящее время исследована все еще недостаточно полно.

Основные аспекты данной проблемы посвящены исследования А.Г. Асмолова, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.А. Климова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина и др.; Х. Вернера, А. Гезелл, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Рождерса и др.

В последнее время все более распространенной становится концепция «неограниченного развития», согласно которой развитие не прекращается до конца жизни человека, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству, что отражено в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинского, А.В. Запорожца, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, Э. Эриксона и др.

Влияние профессии распространяется на всю нашу духовную жизнь, избавиться от него мы не можем, и тем сильнее сказывается оно, чем дольше человек остается в пределах своей профессии. В последнем случае однобокость мировоззрения, профессиональная нетерпимость к членам других профессий – неизбежное следствие влияния профессии [1].

Своеобразный отпечаток на человека накладывают многие профессии. Все это находит проявление в своеобразном профессиональном жаргоне, определенных взглядах на жизнь. В данном контексте М.Я. Басов отмечал, что как ни велико значение индивидуальных моментов, все же, когда мы говорим о враче, педагоге, инженере, актере и т.п., нам они четко представляются в сознании в виде различных друг от друга профессиональных типов. Причем каждый из них имеет характерные черты, свое лицо, благодаря чему мы можем узнать их в жизни сразу же при первой встрече. У каждой профессии есть свой штамп.

Положение о деятельности как условии формирования психики, выдвинутое С.Л. Рубинштейном, гласит: "Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же формируются" [6]. В ходе деятельности развиваются свойства личности, психические процессы, а так же и самосознание субъекта, в свою очередь, на успешность осуществления субъектом профессиональной деятельности оказывают совершенно обратное влияние.

Но в процессе усложнения, развития профессиональной деятельности человека совершенствуются его взаимосвязи с социальным и предметным миром, обусловленное спецификой профессии, что соответственно ведет к развитию его профессионального самосознания, которое потом приближается к все более адекватному и достаточно расчлененному виду. В свою очередь, последнее выступает как фактор, регулирующий осуществление субъектом текущей деятельности, как условие профессионального развития субъекта в целом.

Понятие профессионального самосознания неразрывно связано с самосознанием личности, поскольку последнее является его "прародителем", точнее профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Л.М. Митина отмечает, что структура профессионального самосознания в общих чертах совпадает со структурой самосознания личности и представляет собой взаимоперекрещивающиеся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой [5]. Специфика профессионального самосознания проявляется в его более узкой направленности и ограниченности сферой профессиональной деятельности.

Исследователями отмечается, что профессиональное самосознание, так же как и самосознание личности – образование динамичное. Как отмечают А.К. Маркова, P.M. Грановская, И.И. Чеснокова и др., профессиональное самосознание как психологическое явление характеризуется изменением, развитием, расширением своего содержания. Обусловлено это самим процессом профессионализации, профессиональным ростом. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать, по мнению Е.А. Климова, следующими положениями: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представление о себе и своей работе в будущем [2]. Характер развития общего и профессионального самосознания личности определяет образ будущей профессиональной деятельности.

Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением человека о себе, Я-концепцией (Бернс Р., Wylie R.), профессиональное самосознание в конечном итоге выражает устойчивое представление личности о себе как субъекте профессиональной деятельности и характеризуется сформированной профессиональной Я-концепцией. Образ профессиональной деятельности входит в понятие профессиональной Я – концепции и характеризуется его содержанием.

Климов Е.А. в своей классификации профессий относит педагога к типу «человек – человек» в соответствии с традиционно различаемыми разновидностями объектных систем. Кроме того, по признакам изучаемого предмета он выделил такие типы, как «человек – техника», «человек – живая природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Представители профессии типа «человек – человек» умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей, придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям; учить и воспитывать людей различного возраста, осуществлять полезные действия по обслуживанию материальных, духовных, социальных потребностей [4].

Одно из самого главного в области познавательных процессов у представителей такого типа профессий – это выраженная гуманистическая направленность, способности представлять внутренний мир другого человека и не приписывать иной. Значителен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности в том, что человек вне зависимости от ситуации может стать лучше. Неуместны стереотипы, наклеивание «ярлыков».

На основе концептуальных представлений о процессе восприятия человека человеком А.А. Бодалева и системного подхода Б.Ф. Ломова нами было проведено исследование целью, которого было выявить место показателей информативности социальных и физических характеристик человека при его восприятии представителями различных профессий.

В своих исследованиях Е.Н. Резников с выделяет две составляющих объекта восприятия – физический и социальный облик. Физический облик человека включает: антропологический, физиологический, функциональный и паралингвистический компоненты. Социальный облик составляют: социальное оформление внешности, речевые, проксемические и действенные характеристики. Тем самым, подчеркивается, что восприятие человека осуществляется с учетом биологических и социальных составляющих. Анализ результатов многих исследований показал, что, воспринимая составляющие облика человека, воспринимающий может сделать определенный вывод о возрасте, расовой и этнической принадлежности, состоянии здоровья, занятии спортом, образе жизни, и многом другом. Данная содержательность (насыщенность) признаков составляющих облик воспринимаемого объекта понимается нами, как информативность.

Одной из гипотез исследования послужило предположение о том, что профессия обуславливает информативность физических и социальных характеристик человека при его восприятии.

В качестве выборки выступили студенты факультета психологии и инженерно-технического факультета. Проанализировав данные математического анализа анкеты, можно сделать вывод, что профессия опосредует информативность физических и социальных характеристик человека при его восприятии. Сравнительный анализ результатов выборок показал следующие результаты (в круглых скобках указаны средние баллы).

Студенты психологического факультета воспринимают человека, сначала ориентируясь на его социальный облик, а именно на проксемические характеристики и оформление внешности (3.7). Затем оценивают выполнение действий партнером по его функциональным, анатомическим, паралингвистическим, и психофизиологическим характеристикам (3.5), потом речевые особенности и их паралингвистическое сопровождение (3.4), психофизиологические и анатомические характеристики (2.8), и наконец, анатомические особенности (2.3).

Для студентов инженерно-технического факультета так же наиболее информативными является социальный облик человека, но в первом кластере помимо оформления внешности и проксемических особенностей содержаться и действия партнера (в отличие от психологов, у которых действия выступают отдельным показателем информативности о человеке) (3.3). Затем оцениваются – паралингвистические и функциональные особенности, в купе с анатомическими (3.2). Далее воспринимается речь в связи с физиологическими особенностями (2.7). Наименее информативный и малочисленный кластер анатомических характеристик (2.3).

Сравнительный анализ восприятия старшеклассников, с результатами выборок студентов, позволили выявить следующие отличия. Наиболее информативными являются, характеристики оформления внешности, к которым присоединяются анатомические и паралингвистические (3.2). После воспринимаются характеристики оформления внешности в паре с анатомическими (2.8). Следующими воспринимаются физиологические, паралингвистические, анатомические и функциональные характеристики (2.8). И наименее информативными являются речевые особенности в связи с физиологическими и функциональными (2.5). В восприятии учащихся заметны существенные отличия от психологов и инженеров. Их процесс восприятия менее структурирован по сравнению с другими выборками.

Выявленные результаты подтверждаются данными научной литературы, о том что для профессиональной успешной деятельности психолога в общем необходимы такие личностные особенности как: аналитическое мышление, развитая интуиция, общая интеллектуальность, ясная речь, наблюдательность, достаточно быстрая ориентация в проблеме, выраженная эмоционально-волевая стабильность всегда быть готовым к установлению контактов, располагать к себе и вызывать доверие, способность понимать внутренний мир людей, а также умение слушать и слышать, рефлексия.

Согласно результатам проведенного исследования, можно делать вывод о том, что восприятие информации по социальным и физическим характеристикам человека, опосредовано влиянием профессии.


Литература:

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ,1982.

  2. Бодалев A.A. Акмеология как учебная и научная дисциплина. – М.: Изд. РАУ, 1993.

  3. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности.– М., 1991.

  4. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: – М.: Изд-во Московского ун-та: Академия, 2004.

  5. Климов Е.А. Об образе мира у представителей разнотипных профессий.// Психологическое ободрение. 1995. – № 1. – с. 26-29.

  6. Леонтьев, Д.А., Шелобанова, Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001.– №1. – С. 34–42.

  7. Реан A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. – СПб., 1996.

  8. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle