Библиографическое описание:

Луя О. В. Программа развития творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 81-84.

Образовательная среда общеобразовательного учреждения должна выступать источником становления субъектного опыта у учащихся, обеспечивать возможность использовать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать себя как активных деятелей, должна способствовать развитию творческого потенциала. Данные положения отражены в государственных документах: Закон «Об образовании» Российской Федерации, «Концепция модернизации Российского образования», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)». В условиях модернизации системы образования данная проблема остается открытой для научного поиска. Современная школа испытывает необходимость в адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности, её субъектных качеств, поскольку в ней не всегда используются принципы развивающего, проблемного обучения, редко применяются деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный подходы, позволяющие учитывать особенности конкретного ученика, разнообразные методы обучения, способствующие развитию творческих и субъектных качеств школьников и т.д. В основном преобладают репродуктивной деятельности учащихся, решении стандартизированных заданий, обеспечивающих лишь прохождение программы по предмету, но не способствующих реализации возможностей учащихся.

Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе. В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала.

Согласно концепции американского психолога Джозефа Рензулли, творческий потенциал представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческости и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

Исследователи в области творчества (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, А.И. Савенков и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, А.К. Дусавицкого, Д.Б. Эльконина и др. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

В младшем школьном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности. У младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность.

Всё это обусловило выбор направления нашей программы.

Цель занятий: развитие творческого потенциала как основы формирования позиции субъекта.

Задачи:

1. Создать атмосферу безопасности на занятиях.

2. Способствовать снижению внутреннего напряжения.

3. Способствовать возможности раскрытия чувств детей.

4. Активизировать ресурсные возможности ребенка.

5. Повысить креативные и субъектные возможности детей.

В качестве базы исследования было выбрано муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 города Нижнего Тагила. Формирующий эксперимент проводился в 4 классах. Продолжительность курса составляет 24 часа с периодичностью 2 раза в неделю. Реализует данную программу педагог-психолог.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводный (подготовительный) этап, основной этап, заключительный этап.
Подготовительный этап

Цель: создание положительного настроя в группе; сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.

Основной этап

Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя упражнения, направленные на развитие творческого потенциала.

Заключительный этап

Цель: рефлексия занятия (обсуждение результатов совместной деятельности, выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий; создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии).

Для развития творческого потенциала в программе используется следующие принципы: принципы проблемности, диалогичности и индивидуализации.

Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать следующие методы:

1. Мозговой штурм - метод творческого поиска.

2. Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.

3. Метод творческих преобразований. Учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования и пр.

4. Метод беседы.

5. Изобразительная и игровая деятельность.

6. Элементы сказкотерапии.

7. Экскурсия в музей.

8. Индивидуальные творческие проекты.

Формой подведения итогов реализации программы являются выставки творческих работ учащихся и повторная диагностика творческой активности и личностных качеств учащихся.

Ожидаемые результаты:

- развитие творческого потенциала младших школьников;

- осознание детьми себя как активного субъекта деятельности (учащиеся осознают собственную значимость и повышают самоценность; анализируют свои сильные и слабые стороны, ищут способы личностного развития; развивают и укрепляют чувство собственного достоинства);

- развитие умения вступать в субъект – субъектное взаимодействие с другими.

Учебно-тематический план

№ п/п

Цели занятия

Формы и методы работы

Кол-во часов

1

Первичная диагностика

Выявление индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала

3

2

Знакомство. Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников. Объявление правил работы в группе. Формирование навыком активной позиции. Создание мотивации на познание самих себя.

Упражнение «Ласковое имя»;

«Мой герб»;

Медитативная сказка «Волшебное путешествие»;

Рефлексия


1

3

Формирование у учащихся целостного представления о развитии собственной личности и личности другого человека; повышение самоценности, развивать у учащихся умение самостоятельно ставить цели самосовершенствования

Упражнение «Встреча руками»;

«Кто я ?»

Упражнение «Перевоплощение»

Упражнение «Путь доверия»;

Рефлексия

1

4

Раскрытие чувств ребенка, активизация беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций развитие нестандартного мышления, совершенствование мыслительных операций; развитие способности видеть многофункциональность вещи

Медитативная сказка;

Игра «Что? Откуда? Как?»;

«Старый заброшенный магазин»;

Рефлексия

2

5

Развитие качеств творческого мышления, навыков экспрессии, развитие умения передавать информацию при ограниченности доступных средств, сплочение команды

Упражнение «Добрые дела»;

Упражнение «Стоп-кадр»;

«Покажи движениями»;

Рефлексия

1

6

Повышение самооценки, выявление творческих возможностей и желаний учащихся, развитие качеств творческого мышления

«Рисунок музыки»;

Упражнение «Хочу - могу - надо»;

Упражнение «Волшебные буквы»;

Упражнение «Что общего?»

Рефлексия

2

7

Развитие воображения, дивергентного мышления методом творческих преобразований

Игра «Прием в театральное училище»;

Упражнение «Преобразуем мир»;

Рефлексия

1

8

Развитие дивергентного мышления методом ассоциаций, развитие фантазии, сплочение команды

«Старая сказка с новым концом»;

Упражнение «Архитектор»;

Коллективный рисунок

Рефлексия

1

9

Развитие критического мышления, творческих качеств личности

Мозговой штурм;

Рефлексия

1

10

Развитие у учащихся уверенности в себе, индивидуальности и уникальности, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Театр-экспромт;
Упражнение «Веселые человечки»
Рефлексия

1

11

Активизация дивергентного мышления в различных предметных областях,

Поиск вариантов использования различных предметов;



1

12

Развитие творческого мышления. Развитие вербального интеллекта. Развитие коммуникативных навыков общения

Медитативная сказка;

«Встреча с пришельцами»;

«Премьера нового фильма»

Рефлексия

2

13

Развитие у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа, ответственности за свои решения и действия, формирование у учащихся ощущения границ своего Я, развитие умений и навыков взаимодействия с другими людьми

Упражнение «Ночной поезд»;
Упражнение «Без маски»;
«Кто я?»
Рефлексия

1

14

Развитие эстетических чувств учащихся, приобщение к искусству

Посещение выставки в музее изобразительных искусств;

организация выставки «Я -индивидуальность»

3

15

Повторная диагностика

Выявление индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала

3



Итого:

24


Литература:

  1. М. Битянова. Бесполезное баловство? //Школьный психолог декабрь 2001 №46 // Г.В. Бурменский, В.М. Слуцкий /Одаренные дети/ М. Прогресс, 1991.

  2. Богоявленска Д.Б, Психология творческих способностей.- М., 2002.

  3. Липунова Сценарий тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста . // Школьный психолог 2003.

  4. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006.

  5. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М. «Просвещение» 1991.

  6. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Серия «Психологический практикум». – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006.

  7. Некрасова З., Некрасова Н. Сказочные возможности. – М.: ООО Издательство «София», 2008.

  8. Степанов C. Продуктивный ум : загадки и причуды. // Школьный психолог январь 2004 №4 //.

  9. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – Спб.: Речь; М.; Сфера, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle