Библиографическое описание:

Немцова С. В. Потребность в безопасности. Возможные причины формирования состояния одиночества в жизни лиц с ограниченными возможностями [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 117-120.

Как показывает практика, один наиболее важный и в то же время проблемный вопрос в жизни людей с ограниченными возможностями является проблема критической формы одиночества. Теории феномена одиночества являются целостными, объединяющими в себя множество факторов и трактовок. Данные факты раскрывают многогранность и многоаспектность феномена. В психологических словарях одиночество определяется, как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и\или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.() Современная психология включает богатый арсенал теоретического и эмпирического материала феномена одиночества, но проблема данного феномена у людей с ограниченными возможностями на современном этапе развития еще не приобрела определенного статуса, а вскользь затрагивалась в практико- ориентированных исследованиях К.Роджерса, К.Боумена, Дж.Янга, С.Г.Трубниковой, А.Маслоу, В.Н.Мясищева, Ф.Перлза, А.В.Петровского и др. Многообразие трактовок этого понятия с точки зрения разных исследователей подчеркивает многогранность данного психологического явления. Расхожесть мнений наблюдается и в определениях одиночества, одни определяют как – позитивное (уединенность), а другие как негативная (изоляция).

Однако отслеживается и определенная схожесть в данных трактовках, если человек самостоятельно ищет уединение (творческий поиск, принятие важных решений), то одиночество приобретает позитивную окраску, в противоположном случае- негативную: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции, никчемность и т.д.

Не возможность или ограничение способности некоторых лиц к свободному передвижению, недоступность некоторых объектов для инвалидов (памятники архитектуры, магазины, театры и т.д.), развивает дефицит к общению, порождает ряд психологических проблем, связанных с чувством одиночества и с не удовлетворением потребностей.

Основываясь на иерархии потребностей созданной американским психологом А.Маслоу, представленной виде пирамиды[10]:

  • Физиологические (голод, жажда, сон, секс);

  • Потребность в безопасности;

  • Потребность в принадлежности и любви (быть любимым и принадлежать к общности);

  • Потребности в уважении и почитании (признание, одобрение, успех);

  • Познавательные потребности;

  • Эстетические потребности;

  • Эстетические потребности (красота, гармония);

  • Потребность в самореализации (реализация своих способностей, целей).

Поведение человека обусловлено удовлетворением насущных потребностей и теория человеческих потребностей может быть приложена к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни.

Лицо с ограниченными возможностями представляет собой интегративное, организованное целое, мотивированное на удовлетворение своих потребностей. И, безусловно, большинство желаний и побуждений взаимосвязано между собой. Это может быть потребности как в еде, так и любви. Если данные потребности будут удовлетворены, то, по иерархии потребностей А.Маслоу, возникнут новые потребности- а именно потребности в безопасности ( потребность в защищенности, стабильности, отсутствия страха, тревоги, потребности сохранения физического и психического здоровья, потребность в структурированности и упорядочности окружающего мира, в законности и регуляции социального поведения, в помощи и покровительстве и т.д.). [10] Мы видим, что все потребности присущие здоровому человеку, не отличаются от потребностей для лиц с ограниченными возможностями. Те лица с ограниченными возможностями, в жизни которых есть стабильность, семья, теплый дом, достаточно денег, стабильное здоровье- чувствуют себя в безопасности, в том смысле, что им не нужно каждый день беспокоится за собственную жизнь.[8]

На основании сказанного выше мы предполагаем, что с процессом формирования феномена одиночества связано нарушение потребности в безопасности. Первичное экспериментальное изучение феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями проводилось в течении 2008- 2011 г.г. на базе Государственного учреждения Комплексного центра социального обслуживания «Гольяново», в дальнейшем ГУ КЦСО, отделение реабилитации. Отбор в экспериментальные группы проводился с помощью техники рандомизации. Т.к. известно, рандомизация является наиболее валидным способом отбора испытуемых в экспериментальную выборку, из которых в дальнейшем были сформированы, соответственно, в экспериментальная и контрольная группы. [1]

Все потенциальные испытуемые (принявшие участие в эксперименте), характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья, группой инвалидностью, которые состоят на учете в КЦСО «Гольяново». В исследовании приняли участие 146 чел., из которых были отобраны 92 человек испытывающих состояние феномена одиночества одной возрастной группы- 36-55\60 лет [7], которая в дальнейшем была разделена на 46( посещавшие отделения реабилитации) и 46 чел.( не посещающие) на 2 экспериментальных по 23 чел. и 1 контрольную группы.

Поскольку эксперимент выступает в тесной связи с методами исследования. Следовательно, наиболее актуальным является метод комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов: анкетных опросов, бесед и т.д.

Нами был проведен педагогический эксперимент, который подразумевает под собой замер изначальных состояний, а на завершающей стадии позволяет сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы.[1]

Цель данной работы- выявление устойчивых взаимосвязей между показателями нарушения потребности в безопасности и состояния одиночества.

Следовательно, целью эксперимента являлась разработка психолого-педагогических условий исследования феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями.

В качестве задач экспериментального исследования на данном этапе нами были определены следующие:

1. Подобрать диагностические методики

2. Проанализировать психологическое состояние одиночества у лиц с ограниченными возможностями.

3. Выбрать контрольные и экспериментальные группы для проведения эксперимента.

4.Определить взаимосвязь между нарушением потребности в безопасности и формированием феномена одиночества у лиц с ограниченными возможностями с помощью метода корреляционного анализа Пирсона.

Данные полученные с помощью метода опроса показывают, что существуют определенные системообразующие причины формирования феномена одиночества у людей с ограниченными возможностями, которые можно условно разделить на: внутренние и внешние.

Внешние:

1. Отсутствие или нарушения социальных отношений, выступающих причиной или следствием перенесенного заболевания, приведшего к инвалидности.

2. Ограничение или прекращение трудовой деятельности.

3. Невозможность или ограничение самостоятельного передвижения (самостоятельный выход из дома ограничен), приводящего к вынужденной изоляции.

Внутренние:

  1. Нарушение потребности в безопасности.

  2. Эмоциональные реакции на последствие заболевания.

  3. Развитие акцентуаций личности в результате или последствии заболевания- приводящих к нарушению круга общения и\или разрыву значимых связей.

  4. Крушение жизненных планов.

  5. Наличие внутренней (собственной) изоляции на основе эмоциональной самооценки.

Выраженная трудность у людей с ограниченными возможностями при осознании собственного одиночества заключается, в первую очередь с обострением нарушений в сфере потребности в безопасности: беспокойства за свое состояние, особенностями протекания заболевания (инвалидности), чувством незащищенности, беспокойством за свое будущее; с другой – неготовность самих людей к активному решению своих проблем, «восприятием себя как активного субъекта», в связи с этим наблюдается тенденция перекладывания ответственности на других людей.

При проведении выборочного анонимного анкетирования и беседы, мы установили:

-46 %, опрошенных людей с ограниченными возможностями испытывают состояние одиночества связанного с нарушением потребности в безопасности;

-29%- чувствуют себя беспомощными, всеми покинутыми; 15%- испытывают нарушения во взаимоотношениях;

-10%- отсутствия взаимопонимании со своими близкими.

Результаты исследования показывают, что выраженная трудность у людей с ограниченными возможностями при осознании собственного одиночества заключается, в первую очередь с обострением нарушений в сфере потребности в безопасности: беспокойства за свое состояние, особенностями протекания заболевания (инвалидности), чувством незащищенности, отчужденность от других людей, беспокойством за свое будущее; с другой- неготовность самих людей к активному решению своих проблем, «восприятием себя как активного субъекта», в связи с этим наблюдается тенденция перекладывания ответственности на других людей.

Поскольку основным моментом в формировании данного феномена мы выделили процесс нарушения потребности в безопасности, который согласно нашей гипотезе является основополагающим. То на этапе констатирующего эксперимента должна быть отображена основная реальность, которая нашла свое отражение в результате предыдущих исследований. Тем самым был уточнен предмет исследования, такая сторона психики, на которую было направлено экспериментальное воздействие. С целью проверки гипотезы о существовании явления, о причинной зависимости между переменными А и В, где А- феномен одиночества, а В- нарушение потребности в безопасности, была разработана анкета, где были специально составлены парные вопросы отображающие основную реальную сущность нарушения потребности в безопасности и наличие феномена одиночества. Наличие отдельных элементов нарушения потребности в безопасности и состояния одиночества оценивалась по 3-х бальной шкале. Первичный и повторный замер состояний проводился в экспериментальной группе, поскольку для установления корреляционной зависимости между двумя переменными нет необходимости проведения замера в контрольной группе. При этом для достоверной оценки число испытуемых при экспериментальных замерах должно быть достаточно большим.[4]

Полученные результаты были отложены на координатном поле (рис№1) и с целью установления меры линейной зависимости между двумя переменными (причиной и следствием),

Связь между двумя переменными, измеренными на одной и той же выборке, мы установили с помощью линейного метода коэффициента корреляции Пирсона.[7] Полученные результаты мы представили в виде вариационных рядов для каждого из сопоставляемого признака, обозначили первый и второй ряд чисел соответственно х и у; определили для каждого вариационного ряда средние значения, нашли отклонения (dх и dу) каждого числового значения от среднего значения своего вариационного ряда, полученные результаты перемножили и возвели в квадрат, далее подставили в формулу расчета коэффициента корреляции:

Полученные результаты отобразили в таб.№1:

Таблица 1

До эксперимента

 

понятия

 

Отклонения от среднего

 

 

Квадраты отклонения

 

X

(одиночество)

Y

(безопасность)

dх

dу

dх х dу

dx2

dy2

Сумма

1250

1174

27,2

0,0

480,3

1452,7

433,5

среднее

27,17

25,5


 

 

 


При вычислении ошибки коэффициента корреляции по следующей формуле =0,12

Достоверность полученного коэффициента корреляции мы проверили по формуле: =5,04.

Полученный критерий t= 5,04 соответствует вероятности безошибочного прогноза (р) более 99%:

rxу= 0,605; mрху= 0,12; t=5,04; р > 99%.

С целью выявления дальнейшей корреляционной связи, после проведенного формирующего эксперимента мы провели повторное анкетирование в экспериментальной группе в результате чего были получены следующие результаты (таб№2):

Таблица 2

После эксперимента


Понятия

Отклонения от среднего

Квадраты отклонения

dх х dу

X

(одиночество)

Y

(безопасность)

dх

dу

dx2

dy2


Сумма

739

678

16,1

0,0

1127,9

672,9

379,8

среднее

16,07

14,7







Полученный критерий t= 3,2 соответствует вероятности безошибочного прогноза (р) более 95%:

rxу= 0,44; mрху= 0,14; t=3,2; р > 98%.

Вывод. С вероятностью безошибочного прогноза (р) более 98% установлено, что чем больше нарушений удовлетворения потребности в безопасности, тем выше показатели одиночества (связь прямая, сильная, достоверная корреляционная: rxу= 0,44, р > 98%).


Литература:

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Эко-Пресс, 2002.

  2. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С.Кукушина. Ростов н/Д., 2000.

  3. Дружинин. В.Н. «Экспериментальная психология». М. 2002.

  4. Корчагина С.Г. «Психология одиночества». М. 2008.- 228 ст.

  5. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. — М.: Физматлит, 2006. — 626-628 с.

  6. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. —624 с.

  7. Лагутин М. Б. Наглядная математическая статистика. В двух томах. — М.: П-центр, 2003. — 343-345 с.

  8. Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». М., 2008.- 432 ст.

  9. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход\\ Лабиринты одиночества.- м., 2008.-224 ст.

  10. Maslow, A.H., Toward a Psychology of Being, 2nd ed., New York: Van Nostrand Reinhold, 1968. (pp. 378–379, pp. 380–381).

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями, феномена одиночества, состояние одиночества, состояния одиночества, формирования феномена одиночества, осознании собственного одиночества, нарушения потребности, Лабиринты одиночества, Теории феномена одиночества, феномена одиночества связано, состояние феномена одиночества, материала феномена одиночества, изучение феномена одиночества, исследования феномена одиночества, формированием феномена одиночества, наличие феномена одиночества, формирования состояния одиночества, психологическое состояние одиночества, состояние одиночества связанного, критической формы одиночества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle