Библиографическое описание:

Шляпникова М. С., Морозов В. Ф. Ценностно-герменевтический подход к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 134-136.

На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего социального прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных ориентиров личности школьника. Необходимость научного обоснования процесса формирования нравственных ценностей учащихся в современной медикультуре обусловлена особенностями нынешнего исторического этапа развития российского общества и социальным заказом, предъявляющим новые требования к системе общего образования [1]. Решение данной проблемы невозможно без адекватного теоретико-методологического подхода, отражающего текущие изменения в социо-культурной, образовательной и научно-педагогических сферах.

В качестве теоретико-методологической стратегии формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре нами избран ценностно-герменевтический подход, который позволяет рассматривать учащегося как сложную интегративную личность, детерминированную возрастными и психологическими особенностями, принимающую общественно значимые ценности как личные, определяющие активность его социальной позиции и обеспечивает целостное развитие комплекса поликультурных, лингвистических, коммуникативных, дискурсивных и технологических знаний, умений и навыков на основе трансформации элементов содержания, способствующих установлению смыслокоммуникации в современной медиакультуре, путём нормативного создания и истолкования медиасобытий и медаконтента. Опишем его составляющие.

Роль общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии исследования выполняет ценностный подход, относящийся к высокому уровню методологии и применяемый во многих дисциплинах. Ценностный подход (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, Н.Г. Лесневская, В.А. Сластёнин, Н.Л. Худякова, Г.И. Чижакова, Н.Г. Щуркова, Н.И. Элиасберг и др.) в образовании рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития; итогом же всего многообразия деятельности человека является совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для общества и человека[4]. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения ценностного подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.

Анализ научной литературы, собственные теоретико-экспериментальные изыскания позволили выявить следующие постулаты ценностного подхода к процессу формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре:

1. Сущность ценностного подхода заключается в восприятии культуры как мира ценностей, всего многообразия деятельности человека как совокупности материальных и духовных ценностей, сложной иерархии идеалов и смыслов, значимых для общества и человека.

2. Ценностный подход не может быть навязан обучающимся извне, ибо он обусловлен внутренне, он имеет субъективную природу, является продуктом морально-нравственного ценностного самосознания личности.

3. Ценностный компонент содержания образования имплицитно содержится во всех изучающихся дисциплинах, что указывает на необходимость специальной работы учителя по его выявлению, обогащению и использованию в целях социальной ориентации старших школьников.

4. Процесс формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре предпо­лагает, что реализация этой функции образования может быть осущест­влена только в целостном образовательном процессе, опосредованном комплексом внешних (целостная культурно-информационная среда школы, ценностно-диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, культурная событийность жизнедеятельности старших школьников) и внутренних (становление у старших школьников «Я – концепции», развитие социального самосознания, развитие способностей к самореализации в мире общественно значимых ценностей) условий.

Анализ научной литературы позволил нам понимать под ценностным подходом такое видение учащегося через призму ценностей, которое позволяет рассматривать его в образовательном процессе как сложную интегративную личность, детерминированную возрастными и психологическими особенностями, принимающую общественно значимые ценности как личные, определяющие активность его социальной позиции.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что формирование нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре должно основываться на ценностном подходе, что объясняется изменившимися требованиями к качественным характеристикам социальной позиции обучаемого, новым подходом к содержанию образования, а также разработкой и последовательной реализацией гуманистической концепции современного образования. С позиций данного подхода педагогические технологии формирования нравственных ценностей учащихся не будут навязываться «сверху», а обеспечат свободу выбора и будут сориентированы на социальное самоопределение школьников, вооруженных умениями соотносить полученные знания с фактами и событиями реальной жизни, правильно их использовать и самостоятельно пополнять. При этом технологии образования должны базироваться на социокультурной, а не на психофизиологической диагностике обучающихся.

Второй составляющей избранной нами теоретико-методологический стратегии является герменевтический подход. Герменевтика – это учение о принципах интерпретации, толкования и понимания текстов, которое сейчас интенсивно развивается на основе идей, высказанных в разное время такими выдающимися учеными, как Х.-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, В. Дильтей, А. Лоренцер, П. Рикёр, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс и др. Герменевтика, в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в ХХ в. приобрела черты философской дисциплины. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Именитые историки герменевтики усматривают момент зарождения герменевтики как дисциплины в раннем протестантизме. В латинском словоупотреблении термин hermeneutica впервые встречается лишь в середине XVII в., у И.К. Даннхауэра [2]. И все же истоки герменевтики просматриваются еще в античности и связаны с аллегорической интерпретацией мифов, а в философии - с трактатом Аристотеля «Об истолковании» (Peri hermeneias). Термин hermeneutike употребляет Платон. В ряде случаев (в частности, в Тимее) платоновское употребление этого слова близко к греческому mantike, искусству предсказания; здесь пророк как толкователь специфического сверхразумного смысла назван герменевтом. В Ионе герменевтом - интерпретатором посланий богов - называется поэт. Таким образом, герменевтика (от греч. hermeneuo – разъясняю, толкую) зародилась еще в античности и рассматривалась, с одной стороны, как искусство изложения, систематическое учение об истолковании философских сочинений, юридических документов и произведений искусства, любая смыслосозидательная деятельность человека, а с другой – как практика, дающая человеку понимание явлений природы и общества. Применительно к проблеме нашего исследования мы рассматриваем герменевтический подход как методологическую основу формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре. С помощью герменевтического подхода мы имеем возможность решать следующие задачи при формировании нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре:

а) креативную – разработать субъект-объект-субъектную технологию «вступления в беседу» с объектами медикультуры, т.е. осуществление транзакции, установление в процессе освоения медиаконтента заочной (виртуальной) смыслокоммуникации;

б) дидактическую – спрогнозировать результат межличностного учебного взаимодействия при формировании нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре, показать причастность обучаемых к конвенционально «открытому» смыслу бытия природы, человека, общества;

в) технологическую – организовать творческое, репродуктивное, нормативное понимание современной медиакультуры с опорой на гуманитарные знания, моральные и этические нормы, знания, умения и навыки, трансформируемые из разных учебных дисциплин [3].

Вышеизложенное позволяет нам под герменевтическим подходом понимать теоретико-методологическую стратегию формирования у учащихся нравственных ценностей в современной медиакультуре, которая обеспечивает целостное развитие комплекса поликультурных, лингвистических, коммуникативных, дискурсивных и технологических знаний, умений и навыков на основе трансформации элементов содержания, способствующих установлению смыслокоммуникации в современной медиакультуре, путём нормативного создания и истолкования медиасобытий и медаконтента.

Интегрируя воедино как комплементарные друг другу ценностный и герменевтический методологические подходы, мы в своем исследовании рассматриваем их как новую теоретико-методологическую стратегию, как метапринцип формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре, который изменяет стратегию нравственного воспитания в школе:

- сущность ценностно-герменевтического подхода заключается в восприятии медиакультуры культуры как мира ценностей, сложной иерархии идеалов и смыслов, значимых для общества и человека;

- ценностно-герменевтический подход не может быть навязан обучающимся извне, ибо он обусловлен внутренне, он имеет субъективную природу, является продуктом морально-нравственного ценностного самосознания личности;

- ценностный компонент содержания образования имплицитно содержится во всех изучающихся дисциплинах, что указывает на необходимость специальной работы учителя по его выявлению, обогащению и использованию в целях социальной ориентации учащихся;

- герменевтика рассматривается как способ деятельности, метод истолкования, интерпретации, понимания смысла медиаконтента и медиасобытия;

- в качестве механизма, формирующего ценностные ориентации учащегося, выступает такая специфическая коммуникативная деятельность, как взаимодействие учащегося с объектами медикультуры;

- объектами герменевтического понимания и интерпретации становятся:

- медиаконтент (англ. content — содержание, media – средство) – совокупность информационно значимого, содержательного наполнения электронных ресурсов (например, Интернет - сайты, мультимедиа, виртуальная реальность, веб-сайты, компьютерные игры, интерактивные инсталляции, интерфейс «человек - компьютер», цифровое видео, кино, компьютерная анимация) и средств массовой информации (технические средства, позволяющие распространять информацию массам реципиентов, получателей: печать, кино, радио, телевидение. В широком смысле слова к ним относят все виды печатной продукции (книги, листовки), музыкальные средства и т.п.));

- медиаситуация (от лат. situatio - положение) созданная и представленная в средствах массовой информации и/или с помощью электронных ресурсов совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало, что данный подход обладает огромным инструментально- и эвритико-методологическим потенциалом при формировании нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре. Он сказывается на целеполагании, способствует обновлению форм, методов и содержательных аспектов искомого процесса и, в целом, способствует повышению качества нравственного воспитания подрастающего поколения.


Литература:

  1. Леонтьев, Д.Л. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ. Сборник статей. М., 1998. – 217 с.

  2. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с.

  3. Фёдоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность : учеб. пособие для вузов / А.В. Федоров.- Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.- 388с.

  4. Худякова, Н.Л. Воспитывающая функция образования[Текст]: в помощь учителю/ Н.Л. Худякова. – Челябинск: Уральский науч.-образ. центр РАО, ЧелГУ, 2000.-60 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle