Библиографическое описание:

Махлеева Л. В. Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 74-76.



 

Каждый раз сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. В современных условиях важно быть конкурентно-способным специалистом. Для правильного выбора профессии, необходима помощь психолога в создании условий для ориентации старших школьников на профессию. Важно создать психолого-педагогические условия в ориентации старшеклассников на профессию, именно это позволяет стать хорошим профессионалом в своем деле. Этому вопросу посвящено не мало работ, я остановлюсь лишь на самых значимых и известных.

Одним из важнейших условий ориентации в педагогической науке выделилось психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогические условия рассматривались в контексте изучения профессиональной направленности личности и ее формирования в школьные годы (В.И. Журавлев, А.И. Смирнов, Е.А. Климов); в изучении интересов к определенной профессии (Я.Л. Коломенский В.Г. Немировский, Л.В. Сохань и др.); психологических предпосылок профессионального самоопределения (А.Б. Орлов, В.Ф. Сафин, М.В. Кириллова, Е.А. Климов и др.). В этой связи ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии и профессионального обучения.

В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой старшего школьника в условиях выбора профессии. Выбор профессии — это процесс принятия старшеклассником решения относительно получения социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда [1].

Выбор профессии — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Быть конкурентно способным специалистом связано с понятием «профессиональная ориентация». Это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Об активном выборе своей профессии молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуется, и учитываются в соответствии с поставленными целями. На основе выявления того, что именно доминирует в актуальной деятельности человека — условия ситуации или его в выборе своих интересов. О пассивности личности говорят тогда, когда он «идет на поводу» обстоятельств, ситуации или целей других людей. И, наоборот высокий уровень активности в процесс профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений [4].

Содержание деятельности — это, прежде всего, построение образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений. Из указанного становится очевидным, что нет, не может и не должно быть тотальных (всеобщих) — якобы научных — утверждений о том, что является «вообще» результатом своего выбора как деятельности, или что является здесь «вообще» средствами. Истина здесь конкретизируется применительно к этапу, к индивидуальной ситуации развития человека как субъекта и, понятно, также применительно к тому, говорим ли мы о работе педагога, содействующего выбору профессии старшеклассника.

В связи с этим необходимо учитывать: многолетний ход развития человека, как субъекта труда неоднороден. Он распадается на качественно определенные и своеобразные возрастные этапы [5].

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства, должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессионально жизненных путей. А результатом заключительного цикла выбора профессии (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» («я сама») выбрал профессию (а не того, что «меня заставили» и т.п.). [3]

Активность в выборе профессии связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающего человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Поэтому здесь от педагогов требуются и такт, и высокий профессионализм, и активное противостояние психолого-педагогическому «любительству» и знахарству.

Следуя всему вышеизложенному, можно определить следующую компонентную структуру профессионального самоопределения:

  1.                Ценностно-смысловой компонент;
  2.                Целевой компонент;
  3.                Познавательный компонент;
  4.                Деятельностный компонент [2].

Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на целесообразно знакомить школьников с различными видами труда и профессиями, изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии, консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Таким образом, в работе учителя можно выделить следующие направления:

                     Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, профессиями и специальностями;

                     Профессиональное воспитание — формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

                     Профессиональная активация — создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности;

                     Профессиональная диагностика школьника — изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов;

                     Педагогическая профконсультация — рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Итак, выбор профессии старшего школьника можно рассматривать как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Быть конкурентно способным — это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии, содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием, важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.

 

Литература:

 

  1.                Горностаева, З.Я Проблема профессиональной консультации в школе. \З.Я. Горностаева.-М.:Открыт.школа.-1998.-№ 2.-93с.
  2.                Драгунова, Т.В. Подросток.\Т.В. Драгунова.-М.:Знание, 1998. — 143с.
  3.                Климов, Е.А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы.\ Е.А. Климов.-М.:Посвещение,1990.-213с.
  4.                Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.\И.Ю. Кулагина. М.:ТЦ»Сфера», 2001. -164с.
  5.                Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.-М.:Дрофа, 2000.
Основные термины: профессионального самоопределения, выбора профессии, выбору профессии, ориентации старших школьников, определенной профессии, выборе профессии, Психолого-педагогические условия, требованиями профессиональной деятельности, степенью согласованности психологических, психологических возможностей человека, согласованности психологических возможностей, профессионального самоопределения школьников, школьников профессионального самоопределения, правильного выбора профессии, ситуация выбора профессии, условиях выбора профессии, развития человека, выборе профессии связана, профессии молодого человека, выбору профессии старшеклассника

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle